Урок МХК Искусство Западного Средневековья


Искусство Западного Средневековья
Обобщающий урок по Искусству (МХК) в 8(10) классе.

Топчий Ольга Витальевна,
учитель МХК, МОУ Гимназия, г.Фрязино,МО.
Обобщающий урок для 8(10) класса на тему «Средневековье».
(Урок даётся после прохождения тем «Романская архитектура», « Архитектура готики», « Театр и музыка Средневековья»)Цели и задачи урока.
закрепление знаний по теме «Искусство Средневековья».
Задачи урока:
активизировать познавательную и творческо-поисковую активность учащихся, способствовать развитию их личностно-мотивационной сферы;
способствовать развитию мышления, памяти, концентрации внимания, интереса к культуре и искусству, расширению кругозора;
способствовать формированию коммуникативных и познавательных компетенций учащихся.
УУД:
личностные;
познавательные;
регулятивные.
Тип урока: обобщающий, проблемный, интерактивный, комбинированный.
Оборудование и раздаточный материал:
мультимедиа;
презентация;
карточки.
Ход урока.
1.Вступительная часть. Постановка проблемы урока.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшний урок я хотела бы начать со строк Валерия Брюсова:
Дух знанья жил, сокрытый в тайном эликсире,
Поя целебно смутный мрак веков.
Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов,
Пусть меч звенел в бою и на турнире –
Искал алхимик камень мудрецов,
Ум утончался в преньях о вампире,
Познать Творца пытался богослов –
И мысль качала мировые гири.
Монах, судейский, рыцарь, менестрель –
Все смутно видели святую цель,
Хоть к ней и шли не по одной дороге.
В дни ужасов, огня, убийств, тревоги
Та цель сияла, как звезда;
Во все века жила, затаена.
Как Вы считаете, о каком периоде времени идет речь в данном стихотворении? (Ответы уч-ся). Верно. Я предлагаю продолжить разговор об искусстве Средневековья.
Термин «Средние века» был введен итальянскими учеными гуманистами. Впервые термин появился в 60-х годах XV в., его посвятили памяти средневекового философа Николая Кузанского. Именно в это время возникло движение за возрождение античных идеалов – Ренессанс. Часто Средневековье называют «мрачным», «темным». Оно ассоциируется с кострами инквизиции и страшными пытками, всеобщей дикостью и торжеством невероятных предрассудков, жестокими войнами, голодом и эпидемиями. Вот что писал по этому поводу гениальный художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти:
«...Когда же Рим был разрушен и сожжен варварами, казалось, что этот пожар и это горестное опустошение вместе со зданиями выжгли и уничтожили само строительное искусство. ... Казалось, что вместе с властью люди того времени утратили всякий ум и всякое искусство. И в таком невежестве они пребывали весьма долго... Эта жестокая и беспощадная буря войны и опустошения разразилась не только над Италией, но и над Грецией, где некогда жили изобретатели и совершеннейшие мастера всяких искусств, и там породила такую манеру живописи, скульптуры и архитектуры, которая сверх всякой меры плоха и не имеет малейшей ценности».
Но существует и другая точка зрения. Ведь Средние века – это и время благородных рыцарей, талантливых поэтов и мудрых ученых; это время создания грандиозных соборов и монастырей, народных фарсов и сказок, массовых зрелищ, театральных представлений и первых университетов.
А какой точки зрения придерживаетесь Вы? Давай вместе с Вами попробуем разобраться в этом вопросе.
Задание «Мозговой штурм». Фронтальный быстрый опрос вопрос-ответ. Записи в тетради.
Вопрос: Ответ:
романский Стиль,соборрыцарский Замок,кодекспламенеющая готика
готический Собор, стиль
перспективный портал
бенедиктинскиймонастырь
нервюрныйсвод
поперечный Неф, трансепт
стрельчатые Окна ,двери
каркасная система
кафедральный собор
Окно и т.д. роза
Презентация учителя.
На слайде два собора романский в Вормсе и готический в Реймсе. Назвать характерные особенности романского и готического стилей в архитектуре. Фронтальный опрос.
Особенности романского собора Особенности готического собора
Внешний вид: толстые стены, небольшое количество узких проемов, обилие гладкой поверхности стен, полуциркульные формы сводов, массивность столбов центрального нефа, горизонталь.
Внутреннее убранство: монументальная живопись и скульптура. Внешний вид: стрельчатая форма сводов, стремление выделить основной несущий каркас, вертикаль, наличие огромных порталов и окон, витражи, кружево каменной резьбы, декоративность.
Внутреннее убранство: монументальная живопись утрачивает свое назначение, скульптура очень разнообразна.
« Проверь себя!». Раздаточный материал, таблица терминов.
На слайде дана таблица терминов, быстро на листочке записать ответы.
Учитель собирает ответы и фронтально спрашивает учеников. Ученики работают в паре 5мин.
Вопрос Ответ
Аркбутан - это… Открытая арка вне собора
Витраж - это… Панно из кусочков цветного стекла
Контрфорс -это… Вертикальный выступ стены
Нервюра –это… Выступающее крестообразное ребро или крестообразный свод
Пинакль – это… Маленькая башня
Трансепт – это… Поперечный неф
На слайде примеры романской и готической скульптуры.
Дать характеристику скульптуре. Устно. Фронтальный опрос.
Романская скульптура Готическая скульптура
Прославляла могущество Бога; изображала жуткие аллегорические образы; показывала сцены Страшного суда и мифологических животных; вера в нечистую силу. Новое понимание Христа и Богоматери. Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника. Скульптура носит портретный характер, образы индивидуальны, выразительны, очеловечены.

На слайде таблица «Подбери правильно пару!». Раздаточный материал на листочках. Правильные ответы соединить стрелками. Ученики работают в паре 2мин.
Собор в Амьене Ричарда Львиное Сердце
Нотер - Дам де Пари Жанна ДаркРуанский собор Часовня-реликварийКёльнский собор Наполеон
Миланский собор сатана
Сен-ШапельПламенеющая готика из белого мрамора
Шартский собор Самый высокий собор Франции
Реймский собор Богоматерь в облике царицы
Правильные ответы: (Собор в Амьене – самый высокий во Франции; Нотер - Дам де Пари – короновался Наполеон; Руанский собор – захоронено сердце Ричарда Львиное Сердце; Кёльнский собор – легенда об архитекторе и сатане; Миланский собор – пламенеющая готика из белого мрамора; Сен – Шапель - часовня- реликварий; Шартрский собор – витраж Богоматерь в облике царицы; Реймский собор – Жанна Дарк внесла победное знамя).
Учитель.
Театральная культура была так же разнообразна, полна, противоречива и причудлива, как литература и архитектура. Зрелище — разрешенный грех. Во время карнавала язычество и христианство смешиваются, порок смеется над добродетелью, вассал над сюзереном, бедняк над богачом. С развитием христианской культуры бродячие труппы актеров переместились в Константинополь, а затем разбрелись по всей Европе. В античную эпоху в различных городах, например в Александрии, в праздник Диониса на повозках изображали сцены из жизни бога виноградарства и театра, а в Средние века фигура Диониса заменяется фигурой Христа, хотя порядок и антураж праздника остаются прежними. В V–VI вв. в Суассоне под Парижем одновременно идут театральные игры по римскому и христианскому обычаю: на площади гистрионы водят медведей, а в церквях служатся мессы и разыгрываются тропы. И так, давайте поговорим с Вами о средневековом театре. Предлагаю Вам ответить на вопросы:
У: Назовите театральные жанры Средневековья?
Д: Литургическая драма, мистерия, миракли, моралите, фарс.
У: Что такое литургическая драма?
Д: Театральное представление под сводами собора.
У: Что такое мистерия?
Д: Мистерия (таинство) – религиозное представление на библейские сюжеты.
У: Что такое миракли?
Д: Миракли (чудо) – представление о житиях святых, разыгрывались на паперти.
У: Почему фарс был запрещён и преследовался церковью?
Д: Фарс высмеивал монахов - торговцев, чванливых дворян, скупых торговцев, а также выступления епископов и судей.
Слайд с музыкальным сопровождением. Григорианский хорал.
Музыкальная культура средних веков.
Поговорим о музыкальной культуре Средневековья. Какую роль играла музыка в духовной жизни средневекового общества?
(Ответ учащихся). Музыка в средневековье играла важную роль в духовной жизни общества. Она входила в число Семи свободных искусств, и центрами обучения музыки поначалу были монастыри, а с XII в. – соборы и университеты. В раннем Средневековье развивается как духовная, так и светская музыка. Первая представлена церковной музыкой, вторая – народным творчеством странствующих музыкантов
У: Как называется эта музыка?
Д: Григорианский хорал.
У: Почему так называется?
Д: В честь папы римского Григория Великого.
У: На каком языке исполняется?
Д: На латинском.
У: А куда исчез латинский язык?
Д: Его вытеснили национальные языки.
У: Где звучала эта музыка?
Д: В соборе.
У: Что придумал Гвидо Аретинский?
Д: Нотную линейку из четырёх полос и шесть нот.
Слайд с музыкальным сопровождением. Звучит музыка менестрелей.
У: Что это за музыка и кто её исполнял?
Д: Эта музыка бродячих поэтов-певцов менестрелей и трубадуров.
У: Кто такие трувёры?
Д: Французские придворные поэты - певцы.
У: Что пели менестрели?
Д: Лирические песни.
У: Как называли странствующих музыкантов в Германии и Италии?
Д: Миннезингеры и гистрионы.
У: Какие музыкальные инструменты Средневековья вы можете назвать?
Д: Лютня, орган, тамбурины, волынка, флейта, колокольца, виола, дудочка, лира.
Учитель читает часть текста:
« Молодой человек в последний раз оглянулся на свой дом и, повесив на плечо дорожную сумку, зашагал прочь. Вот и все, прости-прощай, разлюбезный Швабский край! Сколько дорог придется пройти вдали от тебя, сколько книг перечесть, сколько слез пролить! Правда, юноша, безмятежно идущий навстречу встающему солнцу, еще не знает об этом. Как не знает и того, что скоро его жизнь перевернется с ног на голову: он будет измучен занятиями и гоним церковью, не единожды влюбится и крепко подружится с такими же школярами, как он сам. И еще он станет слагать стихи — может быть, самые прекрасные стихи на свете...
А пока — прощай, Швабия!»
У: Кто этот молодой человек?
Д: Вагант.
У: Кто такие ваганты?
Д: Бродячие школяры и студенты.
У: Средневековый студент путешествует из университета в университет в поисках мудрейших профессоров и источников знаний. Они отлично знали, что в итальянской Болонье лучше всего изучают юриспруденцию, а в Париже и Сорбоне – богословские науки…
Слайд с музыкальным сопровождением.
На русский язык лирику вагантов перевёл Лев Гинзбург. В 70-х годах 20 века композитор Давид Тухманов написал музыку на студенческую песню вагантов : « Во французской стороне, на чужой планете предстоит учиться мне в университете…».
Слушаем песню.
Итог урока.
У: Согласны вы с названием, что Средние века тёмные и ужасные?
Как вы могли бы назвать сегодняшний наш урок?
Д: Нет. Таинственное Средневековье. Загадочное Средневековье. Пламенеющее Средневековье и т.д.
Домашнее задание.
Каждый выбирает одно задание по желанию.
Нарисовать жителей средневекового города в костюмах.
Нарисовать романский замок или готический собор.
Написать 10 ассоциаций (прилагательных) на тему готический собор (какой?).
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Банникова Н.П. Краткий курс зарубежной литературы от Средневековья до настоящего времени: в 3 т. — М., 1999.
Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. — М., 1986.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. — М.: Прогресс-академия, 1992.
Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. Лекции по средневековой культуре. — М.: Прогресс, 1997.
История средних веков: в 2 т./ Под общ. ред. С. Карпова. – М.: Изд. Московского университета «Высшая школа», 2003.
Барлетт Р. Панорама Средневековья. Энциклопедия средневекового искусства. – М., 2002.
http://art.1september.ru/article.php?ID=200800601
https://www.youtube.com/watch?v=USirPyZ2IH4https://www.youtube.com/watch?v=X1GyADsXVoM (заставка)
https://www.youtube.com/watch?v=6AxpbLbVClE (хорал)
https://www.youtube.com/watch?v=zpn_-Foq12A (песня менестреля)
https://www.youtube.com/watch?v=zSq_LrzCOqI («Из вагантов»)