В. Берестов «Честное гусеничное»














Открытый урок
Литературного чтения
2 класс
БЦСОШ №2 им.М.В.Хонинова
В. Берестов «Честное гусеничное»
Ванькаева С.Н.







2012-2013 уч.год
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе


Чудеса вокруг нас
Тема урока: В. Берестов «Честное гусеничное»

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

ЗАДАЧИ:
-    продолжать работать над  правильным, осознанным, выразительным чтением  вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

-    формировать читательские умения  и литературных представлений учащихся, необходимые  для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие  полноценное восприятие и понимание произведений и книг

-    формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

-    способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

-    акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.


Оборудование урока: интерактивная доска,проектор,компьютер,карточки,
рисунки детей,учебник,рабочая тетрадь,














Структура урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный
момент.

Добрый день,ребята!
Садитесь.
Хором:Долгожданный дан звонок,начинается урок.
Быть должны у нас в порядке книжки,ручки и тетрадки.
Дежурные:Стул придвинте к парте,спина прямая,сели правильно.

Проверка домашнего задания.

-Какое задание вы выполняли дома?
-Давайте проверим что у вас получилось?
Молодцы! Ну,а сегодня как всегда на уроке нас ждут чудеса,фантазии,творчество,
волшебство.
Выучить стих-е В.Орлова «Я рисую море .» наизусть.
Нарисовать свое море.
Оформление выставки рисунков.

Работа с текстом сказки до чтения.

а)Актуализация знаний.
-Прочитайте загадку (слайд 2.)
Расту червячком,питаюсь листком,
Себя обмотаю,потом засыпаю.
Не ем,не гляжу,неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю,свой допокидаю.
-Кто это?
-Представьте себе.что Гусеница умеет говорить.Какое по жанру произведение будем читать?
Гусеница,
куколка
и бабочка.(слайд 3)




-Сказка.






б)Чтение заглавия и фамилии автора.

-Сейчас я предлагаю вам побывать в роли волшебников.
-Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории.(слайд 4.)

- Можете ли по названию определить героя этого произведения?
-Что необычного,сказочного,
загадочного прячется в названии сказки «Ч.Г.)
_Какое интересное заглавие,так хочется его закончить.Каким словом можно закончить фразу «Честное Гусеничное..»
-Итак,кто мог дать честное гусеничное слово?





В. Берестов. «Честное Гусеничное.»




Только человек может дать
Честное слово.



(слово)

Гусеница.



-Посмотрите на иллюстрацию,которую сделал художник к произведению с таким названием.
-Рассмотрите ее и скажите,о чем она
рассказывает.(слайд 5.)
-А по иллюстрации можете ли назвать главного героя?




О девочке,которая собирала цветы на лугу,о бабочке,
сидящей на цветке.
Девочка,бабочка.

Работа с текстом
Во время чтения.

Проблемная ситуация.
-Итак наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является-гусеница,а по иллюстрации-девочка.
- Как можно узнать,кто из вас прав?
-Давайте прочитаем текст.(Стр.128 )





Прочитать сказку.



Чтение сказки детьми вслух(с использованием приема «Чтение с остановками.»)
-Итак тема урока?
Человек если движется без цели,то он не знает,куда и зачем он идет,может запутаться и потеряться.Чтобыс нами такого не случилось,давайте определим задачи на этот урок.В этом вам помогут опорные слова.слайд 7



В.Берестов «Честное Гусеничное.»слайд 6
Работать над текстом.отвечать на вопросы,задавать вопросы,сравнивать прогноз и действительность произведения Развивать
Умение выразительно ,осознано,внимательно.правильно,красиво читать.Развивать воображение и фантазию т.д.



Работать над умением прогнозировать.
Обобщать полученные знания,применять их на практике.




Чтение сказки
Сл. работа( кокон ,гусеница,бабочка)
слайд8,9,10




-Понравилась ли вам сказка?менялось лиу васнастроение на протяжениивсего рассказа?Почему?
Расскажите используя слоарь настроений.
Вопросы после чтения.слайд 11.





ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась.
Потянулась ,улыбнулась.
Раз- росой она умылась.
Два- изящно покружилась.
Три –нагнулась и присела.
На четыре-улетела.
А на пять-на место села.


Работа с текстом после чтения.

-Ребята ,давайте еще раз посмотрим на иллюстрацию.
- Какой отрывок из сказки изобразил художник?стр.128
- Что сказала девочка на этот раз?
-Почему девочка сказала,что Гусеница красивая?
-Чему обрадовалась Гусеница?

Когда гусеница превратилась в бабочку



-Рассказывая об этом удивительном случае,Берестов себе на уме держит очень важную мысль.которую хочет донести до ребят.Что же за мысль?
-Найдите в тексте стр 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки.



Дал слово - нужно его держать.(очень важно сдерживать данное честное слово)



-Как называется сказка ,которую мы прочитали?
--Как по другому можно озаглавить эту сказку?
-Прочитайте слова гусеницы,где она догадалась,что она превратилась в бабочку( стр. 130)
-Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки?
-Что она называет»самым обыкновенным чудом»?
-Где вы уже встречали эти слова
Ч.Г.
Обыкновенное чудо.




Самое обыкновенное чудо.



Превращение бабочки.
Так называется раздел.(возможно авторы книги взяли строчку изэтой сказки для названия раздела.



-В реальной жизни может такое произойти?
Послушайте текст.(чтение)
-Скажите чем похожи эти тексты и чем отличаются?
-На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?
-Где писал ученый,а где –писатель?


Научный,художественный


На ур окр мир

Закрепление новых знаний.

-А сейчас я предлагаю вам поработать в группах в тетради
Слайд 14
1гр –зад.№1 «гр.-зад.№ 2
1гр –зад.№3 «гр.-зад.№ 4
Деление сказки на части.слайд
-Ребята,давайте вернемся к нашей загадке .В загадке и как в сказке 3 части.Разделите сказку на части,чтобы они совпадали частями загадки.слайд 12




1.Гусеница.Жизнь гусеницы.
2.Куколка. Кокон-дом.
3.Бабочка.Появлениебабочки
Слайд13.



-какую главную мысль вы прочитали между строк» в сказке?
Вы все знали ,что из гусеницы вырастают бабочки7
А как красиво В.Берестов-художник слова еще раз показал это чудо.
-А как же быть с «честным словом»
Слайд 15)
Оправдались ваши предположения ,сделанные в самом начале урока?Наша героиня совершила плохой поступок?Кто-то пострадал от того что Гусеница не сдержала свое честное гусеничное слов?

Слайд 17-18
- Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.
- Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.

Слайд 19
- Прочитайте пословицу: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Для чего я вам напомнила об этой пословице? Вспомните
секрет лиса из сказки « Маленький .принц.»Антуан де Сент –Экзюпери.
Только хороший человек душой и сердцем может увидеть красоту
и чудеса природы.
Для счастья человеку,кроме всего прочего,нужна красота.Не может быть счастливым человек,лишенный возможности видеть красивое.Значит людям нужны бабочки?
Это не просто красота,это нечто большее- это символ красоты!
Природа способна творить чудеса .Просто надо быть внимательным,чтобы увидеть эти чудеса


Слайд 15


Своими черт харктера











4,1,3,5,2.











«Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.» слайд 16







Да .платья заколки т.д.

Рефлексия.

Волшебниками вы были на уроке,теперь я хочу превратить вас в учителей.Оцените этот урок с помощью таблицы или
Понравилось .не понравилось,было интересно.
-Оцените свое настроениена уроке.
Оценивание работы учащихся на уроке (словесное  и выставление отметок)





Слайд 20

Домашнее задание

Перечитать сказку,нарисовать «портреты» героини к каждой части,подписать словами из текста.
Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения.
Н-р ,зерно в торт,дерево в дом,семя в цветок.
А бабочки прощаются с нами и говорят нам:»До скорой встречи!»






Слайд 21








Слайд
Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади -  четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов,  не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.
- Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?( научный, художественный)
- На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?
- Где писал учёный, а где – писатель?




Слайд 17-18


- Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.
- Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.

Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд. (4)
Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе. (1)
Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше. (3)
Папа рассказывает Коле, как нужно правильно  держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается. (5)
Ученики 3 класса всегда здороваются  со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам. (2)








Структура урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный
момент.

Добрый день,ребята!
Садитесь.
Хором:Долгожданный дан звонок,начинается урок.
Быть должны у нас в порядке книжки,ручки и тетрадки.
Дежурные:Стул придвинте к парте,спина прямая,сели правильно.

Проверка домашнего задания.

-Какое задание вы выполняли дома?
-Давайте проверим что у вас получилось?
Молодцы!


Работа с текстом сказки до чтения.




















Работа с текстом
Во время чтения.

Проблемная ситуация.
-
































Два- изящно покружилась.
Три –нагнулась и присела.
На четыре-улетела.
А на пять-на место села.


Работа с текстом после чтения.

-Ребята ,давайте еще раз посмотрим на иллюстрацию.
- Какой отрывок из сказки изобразил художник?стр.128
- Что сказала девочка на этот раз?
-Почему девочка сказала,что Гусеница красивая?
-Чему обрадовалась Гусеница?

Когда гусеница превратилась в бабочку



-Рассказывая об этом удивительном случае,Берестов себе на уме держит очень важную мысль.которую хочет донести до ребят.Что же за мысль?
-Найдите в тексте стр 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки.



Дал слово - нужно его держать.(очень важно сдерживать данное честное слово)



-Как называется сказка ,которую мы прочитали?
--Как по другому можно озаглавить эту сказку?
-Прочитайте слова гусеницы,где она догадалась,что она превратилась в бабочку( стр. 130)
-Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки?
-Что она называет»самым обыкновенным чудом»?
-Где вы уже встречали эти слова
Ч.Г.
Обыкновенное чудо.




Самое обыкновенное чудо.



Превращение бабочки.
Так называется раздел.(возможно авторы книги взяли строчку изэтой сказки для названия раздела.



-В реальной жизни может такое произойти?
Послушайте текст.(чтение)
-Скажите чем похожи эти тексты и чем отличаются?
-На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?
-Где писал ученый,а где –писатель?


Научный,художественный


На ур окр мир

Закрепление новых знаний.

-А сейчас я предлагаю вам поработать в группах в тетради
Слайд 14
1гр –зад.№1 «гр.-зад.№ 2
1гр –зад.№3 «гр.-зад.№ 4
Деление сказки на части.слайд
-Ребята,давайте вернемся к нашей загадке .В загадке и как в сказке 3 части.Разделите сказку на части,чтобы они совпадали частями загадки.слайд 12




1.Гусеница.Жизнь гусеницы.
2.Куколка. Кокон-дом.
3.Бабочка.Появлениебабочки
Слайд13.



-какую главную мысль вы прочитали между строк» в сказке?
Вы все знали ,что из гусеницы вырастают бабочки7
А как красиво В.Берестов-художник слова еще раз показал это чудо.
-А как же быть с «честным словом»
Слайд 15)
Оправдались ваши предположения ,сделанные в самом начале урока?Наша героиня совершила плохой поступок?Кто-то пострадал от того что Гусеница не сдержала свое честное гусеничное слов?

Слайд 17-18
- Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.
- Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.

Слайд 19
- Прочитайте пословицу: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Для чего я вам напомнила об этой пословице? Вспомните
секрет лиса из сказки « Маленький .принц.»Антуан де Сент –Экзюпери.
Только хороший человек душой и сердцем может увидеть красоту
и чудеса природы.
Для счастья человеку,кроме всего прочего,нужна красота.Не может быть счастливым человек,лишенный возможности видеть красивое.Значит людям нужны бабочки?
Это не просто красота,это нечто большее- это символ красоты!
Природа способна творить чудеса .Просто надо быть внимательным,чтобы увидеть эти чудеса


Слайд 15


Своими черт харктера











4,1,3,5,2.











«Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.» слайд 16







Да .платья заколки т.д.

Рефлексия.

Волшебниками вы были на уроке,теперь я хочу превратить вас в учителей.Оцените этот урок с помощью таблицы или
Понравилось .не понравилось,было интересно.
-Оцените свое настроениена уроке.
Оценивание работы учащихся на уроке (словесное  и выставление отметок)





Слайд 20

Домашнее задание

Перечитать сказку,нарисовать «портреты» героини к каждой части,подписать словами из текста.
Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения.
Н-р ,зерно в торт,дерево в дом,семя в цветок.
А бабочки прощаются с нами и говорят нам:»До скорой встречи!»






Слайд 21

















Ѕђ Заголовок 3Ѕђ Заголовок 615