Статья Взаимосвязь структурных компонентов вербальной и образной креативности художников

МЕНЬЩИКОВА Елена Николаевна, магистр кафедры психологии образования и развития личности Иркутского Государственного университета Педагогического института, г. Иркутск.
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ВЕРБАЛЬНОЙ И ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ХУДОЖНИКОВ
Научный и общественный интерес к феномену творчества все более усиливается, что обусловлено его значением в личностной и социальной продуктивности человека. При острой востребованности программ актуализации творческого потенциала, разработка которых связана с пониманием механизмов развития креативности, проблема становления творческой личности решается в психологии неоднозначно. Научные споры о возможности целенаправленной динамики креативности в результате психолого-педагогических воздействий остались в прошлом, и сегодня представление о том, что креативность подлежит целенаправленному развитию, является доминирующим. Но ответы на вопросы о детерминантах этого развития, о том, каково место креативности в структуре личности, остаются открытыми.
Для студентов креативность является значимой составляющей жизнедеятельности, связанной с независимым мышления, критичностью к множеству личностно и профессионально значимых альтернатив, презентуемых в содержательно эклектичном, современном развивающем пространстве. Нахождение новых, необычных, нетрадиционных путей, позволяет студенту мыслить свободно, минимизируя влияние стереотипов, что является одной из важных составляющих научной и образовательной деятельности, условием продуктивности в профессиональной реализации и личном жизнестроительстве. Особенно актуальным личностным свойством креативность представляется для художников, так как качественный продукт и профессиональной деятельности должен содержать выраженные характеристики оригинальности.
Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших форм освоения мира., требующих высокого уровня развития креативности. При этом вопрос о специфике активизации разных структурных компонентов креативности в процессе художественного творчества остается открытым. В частности, неясна степень задействованности вербальной креативности в процессе создания визуального художественного продукта. Выявление особенностей взаимосвязи структурных компонентов вербальной и невербальной креативности, позволит определить степень взаимозависимости системных элементов креативности, а так же понять механизмы и детерминанты ее развития.
Под креативностью мы понимаем свойство личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры. [2] Вербальная креативность актуализируется средствами языка, невербальная – средствами художественны образов. При этом личностный смысл как системообразующее свойство личности и основа креативности выражается в продукте творческой деятельности целостно: через элементы его формы и содержания. Форма текста важна для оценки креативности не менее чем его содержание, в ней отражено преимущественно бессознательные компоненты творческого процесса. [2]. В процессе нашего исследования мы исследовали выраженность у художников и педагогов компонентов вербальной и невербальной креативности в их взаимосвязи. Невербальный компонентный дизайн определялся исходя из представлений Е.Торренса, а вербальный – исходя из психосемиотической модели И.М. Кыштымовой [2]. Заметим, что в структуре невербальной креативности Торренсом включен вербальный компонент – «абстрактность названия», а в структуру вербальной креативности, согласно психосемиотической модели, включены безотносительные к знаковым средствам выражения компоненты: смысл, ответственность, объектоцентризм, субектоцентризм, гармонический центр [3]. Таким образом, выявлялась взаимосвязь выраженности компонентов: беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названия, сопротивление замыканию, смысл, время, образность, композиция, цельность, интертекстуальность, ответственность, субъектоцентризм, объектоцентризм, гармонический центр.
Для сравнения структуры креативности студентов обучающихся на педагогическом и художественном отделении, а так же для выявления взаимосвязи структурных компонентов вербальной и образной креативности, был проведен корреляционный анализ данных, полученных при диагностике студентов художественного и педагогического направлений с помощью образной батареи теста креативности Е. Торренса, а так же психосемиотической методики диагностики вербальной креативности И.М. Кыштымовой. В исследовании участвовали 60 испытуемых.
Статистический анализ данных с использованием критерия корреляции Пирсона показало, что структура креативности педагогов и художников по вербальным и образным компонентам имеет значимые различия при наличии достоверных взаимосвязей компонентов в обеих группах. В группе художников обнаружены более тесные и многосторонние взаимосвязи вербальных и невербальных компонентов креативности.
В процессе исследования выявлены тесные взаимосвязи структуре креативности художников временного компонента: представления о мире во взаимосвязи его прошлого, настоящего и будущего - с таким «образностью», (p=0,006). «Образность» маркирует качество художественного самовыражения и является показателем синтаксического (формального) уровня продукта творчества, а компонент «время» относится к семантическим показателям и маркирует смысловой уровень, мировидение автора. Интересно, что значимой взаимосвязи между показателями «время» и «образность» у испытуемых контрольной группы не обнаружено. Были выявлены так же тесные связи между значениями компонентов «образность» и «смысл 1»(p=0,052) и «смыслом 2», (p=0,004). «Смысл 1» (мировоззренческий) выражает доминантный уровень отношения к миру: бытовой, социальный, национально-культурный или бытийный [4], а «смысл 2» - нравственный компонент смысла: эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический или бытийный [1]. Таким образом, у художников смысловые (семантические) и формальные (синтаксические) показатели в структуре креативности тесно связаны и в равной степени обусловливают творческую продуктивность.
Суждение о меньшей дифференцированности креативности у художников подтверждают и выявленные значимые корреляционные связи между «композицией» и «временем» (р=0,015). Способность к пространственной организации элементов художественного произведения, чувство пространственной гармонии коррелирует с полнотой представления времени (осмысление объекта в единстве его прошлого, настоящего и будущего), время и пространство у художников взаимосвязаны более тесно, чем у будущих педагогов, и эта взаимосвязь в значительной мере обусловливает их творческую успешность.
Обнаружена значимая взаимосвязь между «смыслом 1»(р=0,001) и «беглостью» (р=0,019) у художников. Скорость и продуктивность художественного творчества, как оказалось, взаимосвязаны с уровнем осмысления предмета творчества, философско-мировоззренческой рефлексии по поводу творческого мотива.
Представляется интересным различие в группах художников и не художников тесноты связей компонентов образной креативности (по Е.Торренсу), При том что корреляционные связи в обеих группах были выявлены у таких компонентов как «оригинальность», «разработанность» и «абстрактность названия, в структуре креативности студентов художественного отделения все данные компоненты тесно связаны с «беглостью», а в структуре креативности студентов педагогического отделения «оригинальность», «разработанность» и «абстрактность названия» имеют статистически значимые корреляционные связи с компонентом «сопротивление замыканию». Эти данные позволяют предположить, что усердие, сдержанность и неторопливость имеют больший удельный вес в творческой продуктивности не художников, а для художественной деятельности более важным и тесно связанным со всей системой производства творческого продукта является эмоциональный, импульсивный компонент креативности,
В структуре креативности студентов художественного отделения «оригинальность» связана с компонентами беглость (р=0,048) , «разработанность» (р=0,057) и «абстрактность названия» (р=0,001). У студентов педагогического отделения «оригинальность» имеет корреляционную связь с компонентом замыкание (р=0,009) , «разработанность» (р=0,011) и «абстрактность названия» (р=0,001).
Таким образом, наше исследование показало, что при наличии выраженных внутренних связей между компонентами вербальной креативности в группах студентов – художников и студентов - педагогов, а также тесных связей между компонентами образной креативности в обеих группах, связи вербальных и невербальных компонентов между собой значительной сильнее в группе художников. Способность к созданию продукта творчества, обладающего художественными достоинствами, порождение эстетически значимой формы тесно коррелирует с уровнем смыслового развития субъекта творческой деятельности, системы его представлений о мире. Полученные в процессе пилотажного исследования данные ставят ряд вопросов, в частности, об особенностях развития креативности у будущих специалистов в области художественного творчества, о механизмах формирования пространственно-временного единства и его значении для процессов творческой актуализации средствами разных знаковых систем и в разных областях творческой деятельности.

Список литературы:
Братусь Б. С. К проблеме нравственного самосзнания в культуре уходящего века / Б. С. Братусь // Вопр.психологии. – 1993. - №1. – С. -6-13.
Кыштымова И.М. Психосемиотика креативности : моногр. / И.М. Кыштымова– Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. – 579 с.
Кыштымова И.М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности \ И. М. Кыштымова // Психол.журнал. – 2008. - №6
Фельдман Я.А. Теория уровней и модели человека / Я. А. Фельдман, - М.: Доброе слово, 2005.- 244с.