Использование исследовательских технологий по английскому языку через учебно-внеурочную деятельность у детей с ОВЗ


Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности по английскому языку

Введение
Как научить школьников не только потреблять знания, но и добывать их? Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного творческого исследовательского поиска.
Для того, чтобы учение было интересным, обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Тогда обучение основано на творчестве, тогда в нем есть все то, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить желание познания.
Современные школьники имеют иной, чем у взрослых, набор ценностей. Они более эгоцентричны, требуют уважения своих интересов и практически не задумываются о том, что в век информационных технологий, не используя умение наблюдать, анализировать и самостоятельно познавать, они теряют одну из главнейших составляющих жизни человека – это желание и умение размышлять, потребность анализировать, умение иметь и доказывать свою точку зрения. Обучающие практически не владеют словом как инструментом познания и коммуникации, исследования и анализа.
Проблема состоит в том, что кругозор обучающихся школьников развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, а сейчас их кругозор в основном ограничен тем, что предлагает им мобильный телефон и компьютер: общение в социальных сетях, компьютерные игры и обилие разнообразной информации. Необходимо учить детей наблюдать и рассуждать; рассуждать и анализировать; анализировать и делать выводы; делать выводы и планировать инновации в познании, общении, деятельности; аргументировать свои рассуждения, высказывая и доказывая свою точку зрения.
Поэтому я и занимаюсь проблемой предоставления учащимся выбора, выбора применения своих знаний; стараюсь обучать детей самостоятельному творческому исследовательскому поиску.

Формирование исследовательских навыков
Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках английского языка происходит постепенно.
Творческая деятельность учащегося начинается с начальной школы. Обучение началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительные занятия, кружки, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой деятельности. Мы создаём альбомы-летописи семьи, класса, которые впоследствии можно собрать в один большой альбом или поместить на один большой стенд. Дети составляют тематические словари, рисуют портреты, одежду, животных, цветы, новогодние поздравления, игрушки и т.д.
В качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ:
Создание стихотворений по образцу;
Иллюстрации текстов или стихотворений;
Создание открыток к праздникам;
Ролевые игры с элементами драматизации;
Составление кроссвордов, ребусов, словарей.
Праздник алфавита и праздники по изучению английских традиций.
Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося.
Творческие задания здесь могут быть следующие:
Подготовка докладов;
Написание эссе;
Подготовка презентаций;
Литературные переводы;
Подготовка проектов.
Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный или муниципальный уровень.
Методы исследовательской деятельности
Опрос, анкетирование и обработка данных.
Метод проектов. Учащиеся индивидуально или в группах занимаются поисковой, исследовательской деятельностью. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, учащиеся не только учатся самостоятельно приобретать знания, но и реализуют свой интерес к предмету через исследование и тем самым поднимают свой уровень образованности на более высокую ступень. Учащиеся, осуществляя научно-исследовательскую деятельность по английскому языку, очень часто сталкиваются с необходимостью использовать дополнительную информацию из других областей гуманитарного образования, таких как языкознание, психология, социология, история, литература, право, информационные технологии.
В V–VII классах учащиеся начинают работу с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решать конкретные проблемы, а также проводить небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде рефератов. Так, изучив тему «Успешные люди» в седьмом классе, я предлагаю ребятам проект «Кого я могу назвать успешным человеком?». А после темы «Времена года» и «Одежда» учащиеся рисуют и рассказывают об одежде, которая, на их взгляд, будет модна и актуальна в нынешнем сезоне.
Заканчивая изучение темы «Великобритания», можно предложить ребятам проектные задания «Любимые занятия подростков Великобритании», «Какую одежду носят подростки Великобритании», «Какую музыку слушают подростки Великобритании», «Как питаются подростки Великобритании» и т.д.
3)Технологии развития критического мышления.
Чаще всего на своих уроках я использую такие приемы как «Кластеры» и «Круги по воде».
Суть приема «Кластеры» заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Например, при изучении темы «День рождения», ребята пишут такие слова, как “cake”, “present”, “decorate”, “play games”, “invite friends”, “wish good luck” и т.д. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Прием «Круги по воде» является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Например: cold, compass
animals
moon, matches
problems
interesting
noise, night
good

Направления учебно-исследовательской деятельности
Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, написание рефератов, открыток, приглашений, резюме, рекламных текстов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников, создать презентацию на исследуемую тему. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные марафоны и т.д. Основными традиционными формами такой деятельности были и остаются:
олимпиады
интернет-олимпиады
конкурсы (сочинений, чтецов, переводов, загадок, слоганов)
кружковая работа;
научно-практические конференции;
участие в международном конкурсе «Британский Бульдог»
региональные конкурсы

Источники информации

Важным условием ведения исследовательской деятельности является обеспечение доступа к источникам информации (включая Интернет-ресурсы, библиотечные, музейные и архивные фонды). Использование ИКТ в обучении иностранному языку повышает эффективность организации исследовательской деятельности учащихся: результаты работы наглядно представляются учащимися при оформлении презентаций; материалы, размещенные в Интернете содержат обширный страноведческий материал, оригинальные тексты на английском языке (газеты, книги, статьи в блогах и т.д.), видео и аудиоматериалы. Учащихся необходимо обучить культуре использования Интернет-ресурсов при ведении поисково-исследовательской работы, оформлению ссылок в презентациях и печатных работах на источники информации, используемые фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы, прививать уважение к результатам интеллектуального труда других людей. Интернет-источники информации должны являться для ученика базой для решения спорного вопроса или определения вывода на основе полученных фактов, для иллюстрации собственного исследования по интересующей его теме.

Вывод

В заключение можно сказать, что в настоящее время исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе.
Мы, учителя, предусматриваем, таким образом, достижение следующих учебных и воспитательных задач:
развитие творческих способностей учащихся и выработку у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных исследованиях.
Исследовательская деятельность является действенным средством повышения мотивации школьников к изучению английского языка, а также одним из способов выявления и реализации скрытых способностей и возможностей детей.

Литература
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ.2006.
Романова Л. Ю. Методика организации исследовательских проектов школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008.
Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными детьми. // Одаренный ребенок. -М., 2011.№4.
Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 3. – С. 27–33.
Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. № 3. С. 136–138.
Ким И. Н., Лисиенко С. В. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 1624.
Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б., Дмитриева Е.И., Зотова Е.М. и др. Практическое руководство по проектной и исследовательской деятельности школьников в области иностранного языка: Учебно-методическое пособие. -М., АПКиППРО, 2011.

Заголовок 1 Заголовок 215