Статья Методические рекомендации оценивания исследовательских работ учащихся


Методические рекомендации оценивания исследовательских работ учащихся
Зыбанова Л.Г., учитель химии МБОУ гимназии № 2,
г. Сургута, ХМАО-Югры
Проектная деятельность учащихся
Выставление оценки за творческую работу таит в себе ряд опасностей.
негативное влияние на самооценку ученика;
неспособность к самовыражению в творчестве;
Ученик, выполняя творческую работу, должен обратиться к своей сути и сделать ее так, как не сделает "никто другой". Однако, если ученик будет стремиться "понравиться учителю", то это приведет к притупление творческих способностей, неспособности к самовыражению. Как следствие этого - снижение интереса к предмету, переживание стрессовой ситуации, неспособность к свободомыслию.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
Поисково-исследовательский:
Формулировка задачи сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, планирование проектной деятельности (определение критериев).
Технологический:
Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
Заключительный:
Оценка качества реализации проекта.
В компьютерном творчестве можно выделить следующие элементы проектного обучения:
выбор тематики работы (поисково - исследовательский этап);
практическая реализация (технологический этап);
защита проекта и его обсуждение (заключительный этап).
Система оценивания проектных работ учащихся
Проект – это не просто отбор и систематизация материалов, это всегда творчество в самых разных проявлениях. Как оценить работу, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему? Как избежать конфликтных ситуаций при оценивании? Сделать это с позиции только школьной отметки невозможно. В соответствии с нормами Международного Бакалавриата существует 10 критериев, которые отражают различные стороны проектной деятельности учащихся:
I критерий характеризует обоснование и постановку цели, умение спланировать пути её достижения;
II критерий имеет отношение к информационной компетентности учащегося;
III критерий позволяет оценить соответствие выбранных средств цели;
IV характеризует творческий и аналитический подход к работе;
V позволяет оценить соответствие требованиям оформления;
VI – анализ процесса и результата работы;
VII характеризует личную заинтересованность автора;
VIII оценка качества проведения презентации;
IX позволяет оценить качество проектного продукта;
X дает возможность проанализировать глубину раскрытия темы проекта.
Дидактические цели отражены в критериях 1-8. Они включают универсальные компетентности учащихся (мыслительные, информационные), общеучебные умения и навыки (интеллектуальные, организационные коммуникативные) и проектные умения (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация имеющего плана, самоанализ, рефлексия). Применение предметных знаний, умений и навыков соответствует методическим задачам. Они отражены в критериях 9 и 10.
В системе оценивания каждый критерий имеет несколько уровней достижений.
Критерий I. Обоснование и постановка цели, планирование путей её достижения (максимум 8 баллов).
Цель не сформулирована 0.
Цель определена, но план её достижения отсутствует1-2.
Цель определена, но план её достижения дан схематично3-4.
Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения5-6.
Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом7-8.
Критерий II. Разнообразие использованных источников информации (максимум 6 баллов).
Использована минимальная информация 0.
Большая часть представленной информации не относится к сути работы1-2.
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного количества соответствующих источников3-4.
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников 5-6.
Критерий III. Соответствие выбранных средств цели (максимум 6 баллов). Заявленные в проекте цели не достигнуты 0.
Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства 1-2.
В основном заявленные цели проекта достигнуты, выбранные средства в целом подходящие, но не достаточные 3-4.
Работа целостная, выбранные средства достаточны и использованы уместно и эффективно 5-6.
Критерий IV. Творческий и аналитический подход к работе (максимум 8 баллов).
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта 0.
Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода 1-2.
В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа 3-4.
Работа отличается творческим подходом, содержит глубокие размышления с элементами аналитических выводов, но предпринятый анализ недостаточно глубок 5-6.
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 7-8.
Критерий V. Соответствие требованиям оформления (максимум 6 баллов).
Письменная часть проекта отсутствует 0.
В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении 1-2.
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру3-4.
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 5-6.
Критерий VI. Анализ процесса и результата работы (максимум 6 баллов). Не предприняты попытки проанализировать процесс и результат работы 0.
Анализ процесса и результата работы заменен описанием хода и порядка работы 1-2.
Представлен последовательный, подробный обзор хода работы по достижению заявленных целей 3-4.
Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывающихся ситуаций 5-6.
Критерий VII. Личная заинтересованность автора (максимум 6 баллов). Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0. Работа несамостоятельная, демонстрирующая незначительный интерес автора к теме проекта 1-2. Работа самостоятельная, демонстрирующая определенный интерес автора к работе 3-4. Работа полностью самостоятельная, демонстрирующая подлинную заинтересованность и вовлеченность автора 5-6.
Критерий VIII. Качество проведения презентации (максимум 6 баллов). Презентация не проведена 0. Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать слушателей 1-2. Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 3-4. Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 5-6.
Критерий IX. Качество проектного продукта (максимум 6 баллов). Проектный продукт отсутствует 0. Проектный продукт не соответствует заявленным целям, эстетике 1-2. Продукт не полностью соответствует требованиям качества 3-4. Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 5-6.
Критерий X. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 6 баллов). Тема проекта не раскрыта 0. Тема проекта раскрыта фрагментарно1-2. Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 3-4. Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания по теме проекта 5-6. Максимум 64.
Оценивание проходит по накопительной системе баллов. Затем набранная сумма баллов выражается в процентах от их максимально возможного количества и переводится в отметку по семибалльной системе.
Проценты/Оценка
0 – 14% 1 (очень плохо)
15 – 29% 2 (плохо)
30 – 44% 3 (посредственно)
45 – 59% 4 (удовлетворительно)
60 – 74% 5 (хорошо)
75 – 89%     6 (очень хорошо)
90 – 100%   7 (отлично).
Начиная работу над проектом, учащиеся знакомятся с критериями, по которым будет оцениваться их работа. Критериями можно пользоваться и как инструкцией, которая показывает, что надо сделать, чтобы получить наивысший балл. Полученная таким образом оценка достаточна объективна и демонстрирует ученику сильные и слабые стороны его работы, показывает, что необходимо совершенствовать.
Данные критерии дают учителю возможность оценить эффективность своей собственной работы, видя, по каким критериям учащиеся получают максимальные или минимальные баллы и, соответственно, чего удалось достичь, а над чем еще предстоит поработать. Таким образом, критерии оценивания проектов дают возможность оценить педагогическую эффективность проектного метода обучения.
Применяя систему оценивания проектов, обязательно учитываю возрастные особенности учащихся. Так, работы пяти- и шестиклассников не оцениваются по критериям 3, 4, 6, 7. К оценке проектов семиклассников не применяю критерии 3 и 6. Младшие подростки еще недостаточно рефлексивны, они ещё только учатся давать самооценку и анализировать собственные успехи и неудачи. С восьмого класса проектные работы учащихся оцениваются по всем критериям.
Совместную деятельность учителя и ученика в работе над созданием проекта можно условно разделить на три части: ориентировочная (на подготовительно-организационном и исследовательском этапах), исполнительская (на исследовательском и технологическом этапах) и контролирующая. Циклическая структура проектной технологии предполагает осуществление контроля над деятельностью на каждом этапе, но итоговое оценивание проекта проводится на последнем, презентационно-рефлексивном этапе.
Организуя работу ученика над проектом, учитель должен отчетливо понимать, какие дидактические цели он перед собой ставит, и какие методические задачи он решает. За конкретными действиями ребенка он должен видеть те общеучебные предметные знания, умения и навыки, на формирование которых направлен данный проект, а ученик в ходе работы должен осознать, какие новые знания и опыт приобрел. Поскольку дети знают, по каким критериям оценивается их работа, это позволяет значительно снизить уровень тревожности, развивать уверенность в себе. Считается, что критериальное оценивание проектной деятельности решает задачу формирования адекватной самооценки ребенка через создание «внутреннего» эталона «идеальной работы». В этом случае анализ достигнутого в результате работы над проектом осуществляется через сравнение с самим собой, а не с лучшим учеником.
Современный мир характеризуется быстрыми и резкими изменениями в общественной жизни. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению. Именно поэтому значимой задачей общего образования в таком мире становится его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом.
Реализовать творческий потенциал школьников можно с помощью проектной технологии. Применение проектной деятельности позволяет решить несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).
Основная сложность в отборе на конкурсы проектно-исследовательских работ школьников заключается в том, что все многообразие работ участников проектной деятельности оцениваются по разным критериям.
В настоящее время явно прослеживается необходимость унифицирования критериев оценивания проектных работ, т.к. конкурсы проектной деятельности проводятся, на школьном, городском, окружном, всероссийском уровнях. И один и то же проект оценивается на всех перечисленных уровнях по разным критериальным показателям. Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности, т.к. один и тот же проект может получить как высокие баллы, так и достаточно низкие.
Исходя из основных требований к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, предлагаются следующие критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся (таблица 1).
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Таблица 1
Этап работы над проектом Критерии, соответствующие этапам Характеристика критерия
Подготовительный этап Актуальность Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий
Планирование работы Осведомленность Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом
Исследовательская деятельность Научность Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими
Самостоятельность Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия
Результаты или выводы Значимость Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения
Системность Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы
Структурированность Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта
Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы
Креативность (творчество) Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности
Представление готового продукта Презентабельность (публичное представление) Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта
Коммуникативность Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности
Апробация Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта
Оценка процесса и результатов работы Рефлексивность Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?
Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта.
Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников.
Памятка «Как готовить домашние задания»:
Для учащегося
Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания. vНужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
Необходимо уметь пользоваться картами, схемами, чертежами, использовать их при подготовке устных уроков.
Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Совет родителям
Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток; Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.
Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Нередко в учебе возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с увеличением количества предметов, сложностью предметов; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая, слабая воля.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.