Статья Современное видение традиционных форм внеклассной работы





«Современное видение традиционных форм внеклассной работы»



Учитель МОАУ «СОШ № 15»
Зенгер Татьяна Анатольевна













Организация внеклассной работы по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по школьным дисциплинам, привитие интереса к изучаемым наукам, развитие творческих способностей учащихся.                 
К внеклассным мероприятиям по учебным предметам, как правило, относят следующие виды занятий: факультативные и элективные курсы, кружковая работа, декады, недели, дни, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, марафоны, КВНы, защиты проектов, проведение исследований и т.д. Разнообразие форм проведения внеклассных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.                                                               
  Одной из ярких форм организации внеклассной работы по предмету являются предметные недели. Предметная неделя - это коммуникативный творческий проект, в котором могут принять участие ученики, учителя, школьные команды и вообще все желающие.                
Целями предметной недели являются: развитие компетентностей школьников, подготовка к олимпиаде, расширение круга общения, а также совершенствование педагогического мастерства и развитие профессиональной компетентности учителя.        
Мероприятия предметной недели направлены на повышение внутренней мотивации школьников к изучению предмета, ориентированы на подготовку будущих участников к олимпиаде. В рамках проекта предусмотрено творческое взаимодействие всех участников предметной недели.                                       
 Программа предметной недели состоит из нескольких мероприятий: это конкурсы, обсуждения конкретной проблемы, акции и т.д. Каждое мероприятие, предлагаемое в рамках предметной недели, личностно значимо, так как позволяет каждому участнику – и школьнику, и учителю – высказать собственную точку зрения, предложить свой вариант решения, проанализировать собственный опыт и собственные знания и т.д.         Мероприятие недели формулируется в виде открытого задания или открытой проблемы, на которые нет единственно правильного ответа, и это представляет простор для творчества.     
Ярко выраженное стремление к творческому подходу при изучении любого школьного предмета отражает позицию современного школьника, стремящегося к знаниям. Предметная неделя – одна из перспективных форм организации внеклассной работы по предмету, так как предоставляет возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивает ключевые и предметные компетентности учащихся, способствует проявлению творческих способностей школьников.
     Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям.
Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.
Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.