Коллективный проект учеников 1 класса Как хорошо уметь читать


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
Учебный проект
«Как хорошо уметь читать»
Автор проекта: учитель начальных классов МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева» Ф.З. Гайсина
г.Югорск2015
Аннотация проекта
Проект направлен на развитие читательской активности у обучающихся начальной школы.
Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
Новизна проекта заключается в создании целостного образовательного пространства, обеспечивающего развитие сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения и творческого потенциала во внеурочной деятельности.
Актуальность темы.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, один из главных источников информации и даже способ общения. Жизнь подсказывает, что если ребёнок научился читать, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ученик не овладел чтением, он чувствует какую – то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет в школе реализовать свои способности, то положительное, что в нём заложено. Недостатки в сформированности навыка чтения обязательно скажутся на его общей успеваемости.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладением навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка, так же трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).
У детей формирование навыков чтения характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями, что связано с преодолением ряда недостатков и затруднений. Некоторые из них выявляются уже в период обучения грамоте: медленное запоминание букв, смешивание сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой, искажение звукового состава слов, трудности соотнесения прочитанного слова с конкретным предметом, признаком, действием. Они испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий.
Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.
Наблюдения и индивидуальные беседы с учащимися, родителями показали, что большинство детей не любят читать и считают чтение наказанием. Сегодня школьники больше времени проводят перед телевизором и компьютером, чем с книгами. А для развития полноценного навыка чтения одних уроков недостаточно. Поэтому возникла необходимость в организации целенаправленной систематической внеурочной деятельности, направленной на решение этой проблемы.
Педагогам приходится преодолевать противоречие между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка. На решение этих противоречий и направлен проект «Как хорошо уметь читать».
Цель: повышение качества чтения у младших школьников
Задачи:
1. Провести диагностики качества чтения.
2. Найти эффективные приёмы по развитию читательской активности у учащихся младших классов.
3. Организовать внеклассные занятия по чтению.
4. Постановка кукольного спектакля
Ожидаемый результат:
Положительная динамика качества чтения
Повышение уровня читательской активности
Повышение успеваемости по чтению
Раскрытие творческих способностей детей
Тип проекта по доминирующей деятельности : практико –ориентированный (с элементами творческого)
Материально-технические ресурсы: учебный кабинет, мультимедийный проектор, ноутбук, библиотечно-информационный центр, литературные произведения, пальчиковые куклы.
Сроки проведения: 01.09.2015 – 25.05.2016
Автор проекта: учитель начальных классов Гайсина Фирдависа Загитулловна
Участники проекта: учащиеся 1 Г класса, родители детей

План проекта.
Первый этап (01.09.15-01.10.16) – подготовительный
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Собрание участников проекта Сентябрь 2015 Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Подбор методической литературы для реализации проекта поиск в интернете, библиотечно-информационном центре Сентябрь 2015 Создание «Банка» игровых заданий Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Составление плана проекта Собрание участников проекта Сентябрь 2015 Выбор мероприятий, определение сроков, распределение обязанностей Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Первоначальное выявление уровня качеств чтения Диагностика Октябрь 2015 Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Второй этап (01.10.15.-25.05.16) – основной
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
Формировать необходимость посещения библиотеки Экскурсия в библиотеку Октябрь 2015 Повышение интереса к чтению Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Привлекать к активному чтению Мастерская творческого чтения Каждая пятница
Повышение интереса к чтению Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Развивать технику чтения слабых учащихся Работа со слабыми учащимися Каждый вторник Скорость чтения слабых учащихся довести до нормы Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Развивать скорость чтения Чтение произведений Ежедневно 4–я перемена Увеличение скорости чтения Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Фиксировать промежуточ-ные результаты успехов учащихся Проверка техники чтения Каждая последняя неделя месяца Повышение интереса к чтению Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Повысить читательскую активность и значимость Классный час «Кто много читает- тот много знает» Декабрь 2015 Повышение интереса к чтению Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Взаимодействие педагогов и родителей по развитию чтения Родительское собрание на тему «Привитие интереса к чтению» Декабрь 2015 Осознание родителями их доли ответственности в вопросе развития навыка чтения у детей Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Развивать интерес к чтению Встреча с местной поэтессой Барсуковой Татьяной Дмитриевной Январь
2016 Повышение интереса к чтению Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Развивать интерес к чтению Участие в городских конкурсах по чтению В теч. года Дипломы победителей, сертификаты участников Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Развивать интерес к чтению Подготовка кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» В теч. года Активность детей, раскрытие их творческого потенциала Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Подведение итогов Общешкольное мероприятие «Как хорошо уметь читать»
- премьера спектакля «Волк и семеро козлят» Май 2016 Активность детей, раскрытие их творческого потенциала Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Третий этап (май - 2016) – заключительный
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)
Выявление итогового уровня качеств чтения диагностика Май 2016 Положительная динамика по развитию качеств чтения
Таблицы 1-4 (а) Гайсина Ф.З., учитель начальных классов
Создание портфолио проекта Оформление документации
презентация 2016 Оформлен в соответствии с основными требованиями к педагогическому проекту Гайсина Ф.З., учитель начальных классов

Содержание проекта.
I этап – подготовительный
На реализацию мероприятий данного этапа был отведен 1 месяц. За данный период проведена диагностика качества чтения, выявились типичные ошибки, допускаемые учащимися. В соответствии с полученными результатами была определена проблема, поставлены цели и задачи, составлен план работы. Изучена литература, посвящённая вопросам формирования чтения у детей с нарушением интеллекта, где раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, А.И. Граборов, Р.С. Левина, В,Г, Петрова, Н.К. Сорокина, Р.И. Лалаева и другие), а также поиск новые приёмов работы по данной теме.
II этап – основной
Для достижения поставленных целей учителями были выбраны два ведущих направления работы, это занятия в «Мастерской творческого чтения» и индивидуальная работа со слабыми учащимися по чтению.
Занятия в мастерской творческого чтения проводились 1 раз в неделю.
Ребята слушали русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.), принимали участие в чтении фрагментов сказок, рисовали и лепили персонажей. По прочитанным сказкам выполнили поделку: книжку-раскладушку, иллюстрированную самими учащимися.

Для выработки правильного чтения использовала следующие приёмы:
1. Звуко- буквенный анализ слов. Работа с разрезной азбукой.
Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово можно записать на доске по слогам и прочитать его.
2.Чтение таблиц со стечением согласных, с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.
3. Чтение небольших текстов, написанных на доске. др.
4.Самостоятельное выделение учащимися из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.
5.Своевременное объяснение значения слова, составление толковых словариков.
Со слабыми учащимися проводились дополнительные занятия с логопедом. Для развития качеств чтения и поддержания к нему интереса были организованы экскурсии в библиотеку, выпуск стенгазет, разучивание стихов, песен, инсценирование кукольного спектакля «Волк и семеро козлят».
Очень важна роль родителей, в вопросе привития интереса к чтению. В конце 2 четверти было проведено собрание для родителей учащихся, на котором концентрировалось внимание на значение книги в нравственном воспитании ребёнка, были даны рекомендации по руководству детским чтением, а также предложены список литературы (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей), приёмы и методы в помощь родителям по привитию детям любви к чтению. Завершением основного этапа по проекту стало итоговое мероприятие «Как хорошо уметь читать», на котором ребята продемонстрировали свои успехи по чтению, творческие способности и представили вниманию кукольный спектакль «Волк и семеро козлят».
III этап- заключительный
На реализацию задач третьего заключительного этапа отводились май месяц. В этот период были проведены итоговые диагностики по сформированности основных качеств чтения и намечены перспективы на реализацию следующего проекта «Как хорошо уметь выразительно читать».
Заключение
Обзор литературы о методах предупреждения и преодоления нарушений правильности чтения у детей помог отобрать и провести классификацию наиболее эффективных приёмов для формирования навыков правильного чтения у умственно отсталых учащихся с учётом психофизиологической основы навыка чтения, определить их направленность.
Результаты обследования уровня развития навыка чтения у учащихся свидетельствуют о том, что были подобраны эффективные приемы и методы работы. В 1 классе все дети научились читать, различать сходные по начертанию графемы, быстро соотносить звуки с буквами, научились соотносить прочитанное слово с конкретным предметом, признаком, действием. У большинства учащихся увеличилась скорость чтения, понимание прочитанного текста, особенно в процессе его чтения молча, чтение вслух стало более технически совершенным, правильным, выразительным. Повысился интерес к чтению, читательская активность (дети стали чаще посещать библиотеку, принимать участие в дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах). Положительная динамика видна как по чтению, так и по другим предметам.
Цели, задачи проекта выполнены, ожидаемые результаты получены в полном объёме.
Целенаправленная и систематическая внеурочная деятельность, направленная на развитие навыка чтения и интереса к чтению, помогает эффективно решать коррекционно- развивающие задачи, а также полноценно реализовывать системный и деятельностный подход в обучении детей.
В проекте подобраны различные формы внеурочной деятельности по чтению, выявлены приемы и методы работы, которые помогают ребенку избежать ситуации неуспеха, преодолеть негативизм к чтению, способствуют совершенствованию и развитию навыка осмысленного качественного чтения.
Фотоматериалы проекта «Как хорошо уметь читать»
Встреча с местной поэтессой Т.Д. Барсуковой





Кукольный театр по сказке «Лиса и семеро козлят»