Рабочая программа по русскому языку по УМК Бунеева. 5 класс


Рабочая программа по русскому языку в 5 классе(Образовательная система «Школа 2100»)
Статус документа
Программа по русскому языку составлена в соответствии со стандартами основного общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004) на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования на базовом уровне (Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Основная школа. М. :Баллас,2009), школьного Положения об образовательной программе по русскому языку и учебного плана школы на 2011 - 2012 учебный год.
Пояснительная записка
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические. Принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции.Образовательной программы «Школа 2100» авторы Е.Н. Бунеев и Е.В. Бунеев.
Данная программа является логическим продолжением программы для начальной школы и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.
В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций можно выделить основные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами предмета Русский язык.
Языковая компетенция - осведомленность школьников в системе родного языка, т.е. формирование у них языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке.
Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах, т.е. овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности.Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебника, тексты которого содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывает его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщает знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5 классе; более частые и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. При таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующихумений и навыков на теоретической основе. На этапе введения новых знаний используется технология проблемно-диалогического
обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На таком уроке учителем создается проблемная ситуация и организуется выход из нее одним из трех способов:
1. учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
2. ученики осознают противоречия и формулируют проблему;
3. учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего выделяются специальные часы для повторения в начале и в конце года.
Исходя из единой концепции непрерывного курса русского языка, главной целью обучения русскому языку в школе является обучение учащихся практической речевой деятельности на русском языке, поэтому одна из отличительных особенностей учебника для 5 класса - особое внимание к слову как основе для развития языкового чутья (базового качества для практической речевой деятельности).
Видение слова в его целостности, способность анализировать и соотносить звуковой и графический состав, предвидеть и анализировать его морфологическую структуру, его потенциальные лексические и грамматические особенности и связи , правильно использовать слово в определенной речевой ситуации, осознавая его стилистические характеристики, верно оформлять его на письме - вот те параметры, на которых строится учебник 5 класса. Материал учебника сгруппирован в 4 тематических блока: «Слово в языке и речи (повторение и углубление курса начальной школы)», «Слово со значением предмет», «Слова со значением действие или состояние предмета», «Слово в языке и речи», «Глагол в языке и речи», «Повторение».
Развитие речи учащихся не выделяется в специальный раздел для изучения, но является одним из ведущих сквозных направлений в курсе русского языка 5 класса. Работа по развитию речи ведется рассредоточено по темам понятие о тексте и его частях; тема (широкая и узкая) и основная мысль текста; общее понятие о разговорном, научном и художественном стилях речи ; понятие о повествовании, описании, рассуждении. Подробное и сжатое изложение текстов ; сочинения-рассказы о случае из жизни, а также по жанровой картинке; ответы-рассуждения на вопросы по прочитанному произведению - такое направление в развитии речи учащихся способствует формированию у учащихся умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной речи, которые необходимы для построения любого связного высказывания, каким бы простым по содержанию оно ни было. В курс 5го класса внесены понятия : морфема, слово, часть речи, морфологический признак, предложение, текст, орфограмма, смысловой отрезок, являющиеся базовыми для конкретных понятий, которые усваиваются в течение всего последующего обучения русскому языку в школе.
Основная часть изучаемого материала подается с опорой на общеграмматическое значение слова, что позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.
Программа рассчитана на 35 недель; 5 часов в неделю (175 часов),2 часа добавлено из школьного компонента на уроки развития речи, систематизацию и обобщения отдельных тем.
Всего Контрольныедиктанты Развитие речи
1 четверть 9 недель 45 2 2
2 четверть 7 недель 35 1 7
3 четверть 10 недель 50 1 9
4 четверть 9 недель 45 2 5
Год 35 недель 175 6 23
Содержание образования
Слово в языке и речи
(повторение и углубление курса начальной школы)
Слово и его звуковая оболочка.
Звуки языка, гласные и согласные звуки.
Ударные и безударные гласные.
Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). Обозначение звуков на письме. Алфавит.
Двойная роль букв е ,ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, слогоделение. Ударение.
Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы.Орфографический словарь.
Нормы произношения звуков речи. Орфоэпический словарь. Буквы ё, о после шипящих в корне слова.
Слово и его лексическое значение. Лексика. Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексическогозначения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово.
Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.
Вклад В.И.Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики (ознакомление).Синонимы .Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически окрашенные (наблюдение).
Антонимы. Словарь антонимов. Морфемика. Словообразование.Морфема - значимая часть слова. Основа как носитель лексического значения слова. Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных в корне.
Правописание безударных гласных в корне: 1. проверяемых ударением; 2. не проверяемыхударением. Правописание корней с чередованием гласных а, о (-лаг- — -лож-, -раст-— (-ращ-) —рос-, -гар-— -гор-, -зар—зор-).
Значение приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Значение приставок пре-,при-. Буквы е , и в приставках пре- , при-.Буквы з, с на конце приставок.Буквы ы, и после приставок на согласные.Значения суффиксов.
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение).Правописание сложных слов. Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов.
Грамматическое значение слова.
Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова.Морфологические признаки слов. Часть речи как группа слов, имеющих : 1. одно и то же общее грамматическое значение; 2. одни и те же морфологические и синтаксические признаки.Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов. Междометия.Вклад М.В.Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление).Слово в предложении. Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения.Интонация, смысловая роль интонации.
Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между словами.Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания.
Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения (ознакомление).
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.Предложение распространенное и нераспространенное.Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления.Однородные члены предложения. Интонация перечисления.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
Обращение как смысловой отрезок предложения. Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями.
Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложные предложения. Средства связи частей сложного предложения. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложение (ознакомление).
Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации. Запятая между частями сложного предложения.Слово в тексте. Развитие речи
Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста
Типы речи - повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.
Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.
Текст-повествование. Подробное изложение текста-повествования.
Разговорный и книжный стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.
Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением «предмет»
Имя существительное в языке и речи. Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имен существительных. Общее грамматическое значение имени существительного. Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет». Опредмеченный признак, действие. Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных -чик-, (-щик-). Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных. Морфологические признаки имен существительных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Имена существительные собственные/нарицательные, одушевленные/неодушевленные. Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками. Род имен существительных. Существительные общего рода. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа. Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени.Косвенные падежи. Склонение имен существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Особенности склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие.
Сочетательные возможности имен существительных. Лексическая сочетаемость имен существительных. Грамматическая сочетаемость имен существительных. Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками). Роль имени существительного в предложении. Имя существительное в качестве подлежащего. Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное. Имя существительное в качестве определения (ознакомление).Имя существительное в качестве обстоятельства. Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление). Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого. Текст. Текстообразующая роль имени существительного.
Указательные слова-местоимения. Местоимения-существительные. Местоимения в языке и речи. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений (ознакомление). Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений. Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения. Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что. Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто, что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Различение на письме приставок не и ни в отрицательных местоимениях. Роль местоимений-существительных в предложении. Местоимения в тексте.
Слова со значением «действие или состояние предмета».
Глагол в языке и речи. Глагол как часть речи. Лексическое значение глаголов. Общее грамматическое значение глагола. Основные способы словообразования глаголов. Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки. Неопределенная форма глагола. Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность. Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).Буквы е, и в корнях с чередованием. Буквы а, о в корне -кас- —-кос-. Лексическое значение глаголов разных видов. Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный. Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.
Наклонение. Способы образования форм наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголом в условном наклонении. Буква ь и и в глаголах повелительного наклонения. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число. Прошедшее время глагола. Род. Способы образования форм времени. Основа настоящего /будущего времени. Правописание гласных перед суффиксов -л- в форме прошедшего времени. Безличные глаголы. Глагол в предложении. Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление). Глагол в тексте. Глагол в художественном тексте.
Развитие речи. Взаимодействие типов речи. Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания.
Сочинение-рассказ о случае из жизни. Текст-рассуждение. Сочинение-рассуждение. Повторение пройденного в 5 классе.
V. Примерное планирование уроков русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)По плану 3 часа в неделю и 2 часа из школьного компонента на углубленное изучение отдельных тем (уроки систематизации иповторения изученного материала и уроки развития речи).
I четверть
№ Тема урока Кол-во часов Дата проведения Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля,измерители Планируемые результатыосвоения материала Домашнее задание
План Факт 1 Введение. Ты изучаешь русский язык. Язык каксредство общения.§ 1 Сообщениеновых знаний 1. Знакомство с учебником
2. Наблюдения над языком каксредством общения
а) самостоятельное чтение текстаи его обсуждение;
б) определение типа текста,признаков текста (с.6 учебника);
3. Подведение итогов Знать понятие текста,уметь читатьхудожественные текстыизучающим чтением,уметь выделять тему,основную мысль,самостоятельноформулировать выводы. № 6,выучить ст-ие в прозе
И.С.Тургенева «РЯ»или написать разм-ео красоте РЯ
2 Слово и его звуковая оболочка. Звуки языка.Гласные и согласные звуки.
§ 1 Повторение и
углубление
курса
начальной
школы. 1.Актуализация изученного.Свободный диктант.
2.Работа с определениемучебника.
3.Упражнения на повторение
- №11, №12 -транскрипция слов
4.Работа с учебно-научным текстом - №14, №15 (рассказ учителя о В.К.Тредиаковском, беседа)
5.Подведение итогов Свободныйдиктант Знать фонетический состав слова, принципы слогоделения; уметьпроизводить фонетический разбор,выделять тему, основную мысль. Пересказ текста по плану -№14
3 Звук и буква.Двойная роль букв е, ё, ю, я.§ 1 Повторение и
углубление
курса
начальной
школы 1. Проверка д\з2. Языковая разминка
3. Работа по теме урока
-№18,№19 -транскрипция, вывод
-работа с учебно-научным текстом (обобщение наблюдений уч-ся по упр. №17-20);
-№22составление плана, пересказ по абзацам
4. Самостоятельная работа (№25)
5. Подведение итогов Сам.работа по упр. №25 Знать фонетический состав слова, алфавит, определение графики. Одвойной роли букв е, ё.ю.я; уметь
транскрибировать слова, выразительно читать, озаглавливать текст. 3 26, найти главную мысль, выполнить все виды
разборов (№1, №2)
4 Звук и слог.Правила переносаслов.
§ 1 Повторение и
углубление
курса
начальной
школы 1. Проверка д\з2. Введение в тему урока Знать: нормы произношения изучаемых слов.
Уметь: видеть изученныеорфограммы. 5 Орфограмма.Опознавательныйпризнакорфограммы.Условия выбораорфограммы.Орфограмма -гласные.
§ 1 Повторение и
углубление
курса
начальной
школы 1. Актуализация изученного:
а) языковая разминка
б) №33 (чтение, ответы на вопр.)
2. Повторение и углублениеизученного.(с.21-22 учебника);
3. Развитие орфографическихумений(№34,35); чтение орфографического правила с.23;
4. Выборочное списывание(с.117 методичка)
5. Подведение итогов. Знать: правилаправописание слов сизученнымиорфограммами.Уметь: писать слова сизученнымиорфограммами,обосновывать место ивыбор знаковпрепинания. №36
6 Орфограммы -
согласные.
§ 1 Повторение и
углубление
курса
начальной
школы 1. Языковая разминка.
2. Введение в тему. Словарная работа.
3. Тренировочные упр-я на развитие орфографических умений (№38(у), №39(п), №40, 41), работа со словами в рамке
4. Беседа, подведение итогов. Знать: правила правописания.
Уметь: видеть изученныеорфограммы-согласные, писать слова с изученными орфограммами. №42,правила с23, 24.
7 Условия выбораорфограммы.Орфограммы - Ъ и Ь знаки.
§ 1 Повторение 1. Языковая разминка.
2. Подготовка устного рассказа по таблице (№45), подбор своих примеров, вывод.
3.Развитие орфографических умений.
4. Самодиктант, самопроверка.
5. Подведение итогов. СамодиктантЗнать: правила правописания слов сИзученными орфограммами.
Уметь: находить и исправлять
орфографические ошибки в словах сИзученными орфограммами.
Павильон С.30,правила
8 РР Описание.Подробное изложение«Осенние дн軧 1 Урок
развития
речи 1.Проверка д/з.
2. Введение в тему.
3. Подготовка к изложению.А) чтение, обсуждение.
Б) особ-ти текста описания.с.26-27в) перечит.по частям,сост.плана,выделение ключевых слов.Г) пересказ с опорой на план.Д) орфогр.подготовка,анализпредл.и знаков препинаний.Е) чтение учителем текста.Ж) написание изложения. Знать, что такое описание, текст, тема, идея.
Уметь писать изложение. Переписать в тетрадь
9 РР Работа надречевыми
недочётами. 1 Урок
развития
речи Анализ полноты ипоследовательности передачисодержания текста, умениесохранить авторские средствавыразительности, обратитьвнимание на условные знаки наполях.
Групповой, индивидуальныйметоды; Знать разбор
орфографических
ошибок и речевых
недочётов.
Уметь работать над
речевыми недочетами. Закончить,подобратьсвоипримеры
10 Нормы
произношениязвуков. § 1 Формирование умений инавыков 1. Языковая разминка(синт.разбор простого предложения, схема,
Характеистика; выделить изученные орфограммы)2. Наблюдение над языковым материалом
- № 51-54, выводы
- работа с учебно-научным текстом - №55
3. Развитие орфоэпических умений № 56,574.Подведение итогов Знать нормыпроизношенияизученных групп слов;Уметь правильнопроизноситьупотребительные слова. № 58,
составить
мини-
словарик
(с.196)
11 уквы О-Ё после шипящих в корнеслова.§ 1 Сообщениеновых знаний 1. Проверка д/з.
2. Актуализация изученного.
3. Новая тема, выведение орфографического правила.
4. Развитие орфографических умений. (с.60-63).
5. Подведение итогов. Знать правописание о-ёпосле шипящих.Уметь применятьправило. №64
самодиктант.
Правилас65,67.
12 Диктант сграмматическим
заданием. 1 Проверка,контрользнаний,умений инавыков Контроль знаний, умений и навыков.
Задания к диктанту:
- разобрать слово по составу
- надписать части речи
- выписать главные члены пред-я- подобрать проверочные слова Диктант сграмматическим
заданием Знать пройденные темы.Уметь применятьправила на практике. Нет д\з13 Работа над ошибками 1 Работа надошибками 2. Анализ ошибок
3. Объяснение
4. Словарная работа Уметь делать работу надошибками, подбиратьсвои примеры. Подборпримеровиз худ-ойлитер-ры14 Слово и его
лексическое
значение.
Лексика.
Лексическое
значение слова.
Способы
толкования
лекс.значенияслова.§1 Объяснение
нового
материала 1. Словар. тренировочный диктант
2. Изучение нового материала
- чтение, анализ (№69)
- словарная работа, вопросы с.41
- работа с учебно-научным текстом упр 7, с. 41-42, составление плана, озаглавливание -с.42, №723.Наблюдение по учебнику
- №74, 75
- 76(у), 77, 78, 79
4. Подведение итогов Словарный
тренировочный
диктант Знать определениепонятий лексика,лексическое значение,грамматическое значениеслова; о способахтолкования ЛЗ; уметьпользоваться толковымсловарём. № 81
15 Многозначность слова. Прямое ипереносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.§ 1 Объяснениеновогоматериала,формирование умений 1. Проверка д\з2. Словарный диктант
3. Наблюдение над языковым материалом - 82(у), 83, 84, 85(у)
4. Развитие речевых умений
- №86 (по заданию)
5. Изучение нового материала
- 89, словарная работа
- №90(у), 92,93, с.55
6. Подведение итогов Словарныйдиктант Знать определениепонятия, о прямом ипереносном значениислова, чем отличаютсяомонимы отмногозначных слов;уметь их отличать. №94,
определение, с.49,54;словар.Слова всловарик
16 Синонимы.
Словарь
синонимов.
§ 1 Повторение и
углубление
курса
начальной
школы и
сообщение
нового 1. Проверка д\з2. Языковая разминка
3. Изучение нового материала
- №96. наблюдение, вывод
- с. 57, анализ текста
4. Развитие речевых умений - 98. 99
5. Работа со словарём.
6. Подведение итогов Знать определениесинонимов; уметьподбирать синонимы кданному слову,употреблять их в речи,пользоваться словарём. № 100
17 Антонимы.Словарьантонимов.§ 1 Повторение и
углубление
курса
начальной
школы и
сообщение
нового 1. Проверка д\з2. Словарный диктант
3. Изучение нового материала 101, 102.
4. Развитие речевых умений
- 103, 104 (по заданию)
- 105, подбор антонимов
5. Работа со словарём
6. Подведение итогов Словарныйдиктант Знать о роли антонимовв речи; уметь подбиратьантонимы; находить их втексте, употреблять вречи, пользоватьсясловарём. №106,
словарные
слова
18 Морфема -значимая частьслова.§ 1 Комбинированный урок:
повторение
пройденного
в 4 классе и
сообщение
нового 1. Проверка д\з2. Контрольный словарный дикт-т3. Изучение нового материала
- наблюдение на с. 63-64
4. Развитие умений - 108, 109
- разбор слов по составу (№2)
5. Подведение итогов Контрольный
словарный
диктант Знать определениекорня, суффикса, приставки, окончания, основы;
последовательностьморфемного разбора;уметь разбирать слово посоставу. №111, с.63, 64(определение)
19 Проверяемые и не
проверяемые
безударные
гласные в корне
слова.
§ 1 Повторениеи углублениекурсаначальнойшколы 1.Проверка д/з.2.Языковая разминка.3.Наблюдение над языковымматериалом-112.
4.Чтение правила по учеб.с.67,69.5.Развитие умений (113,114,115)6.Объяснительный диктант(№ 115)7.Подведение итогов Объяснительный диктант Знать проверяемые инепроверяемые корни.Уметь подбиратьпроверочные слова №116,сл.сл.,правилас.67,69.
20 Буквы А-О вкорне -лаг- -лож-
§ 1 Объяснение
нового
материала 1. Проверка д\з2. Словарный тренеров. Диктант
3. Изучение нового материала (117)
4. Тренировочные упр. № 118,119.5.творч.диктант № 120.6. Сам.работа ( осложненное списывание) упр.121.7. Подведение итогов. Словарныйдиктант Знать алгоритм написания
чередующихся корней.Уметь рассуждать привыборе. №122,
правила,
с.70.
21 Буквы А-О вкорне -раст-(-ращ) -рос-§ 1 Объяснение
нового
материала 1. Проверка д\з2. Самодиктант3. Изучение нового материала (№123).
4. Развитие орфографических умений (124,125,126)5.Самостоятельная работа №127.6. Подведение итогов. Самодиктант,самостоятельнаяработа (по упр127) Знать алгоритмнаписания
чередующихся корней.Уметь рассуждать привыборе. №128,
правила
с.72.
22 Буквы А-О вкорне-гар--гор-§ 1 Объяснение
нового
материала 1. Проверка д\з2. Повторение изученного3. Изучение нового материала
- №135 наблюдение
- чтения правила по учебнику4. Развитие орфографических умений (№136,137,138)5. Подведение итогов Знать алгоритмнаписания
чередующихся корней.Уметь рассуждать привыборе. № 140
(взаимодиктант).23 Буквы А-О вкорне-зар- -зор-§ 1 Объяснение
нового
материала 1. Взаимодиктант по д/з № 1402. Изучение нового материала(№141).
3. Развитие умений(142,143,144)4. Подведение итогов ВзаимодиктантЗнать пройденные темы.Уметь применятьправила на практике. № 146
(самодиктант).
24 Свободныйдиктант№ 145 1 Поверка иконтрользнаний,умений инавыков 1. Языковая разминка.2. Свободный диктант (№145)-подготовительная работа (чтение, беседа)-чтение текста по частям-словарная работа-пунктуационная и орф.подготовка-составление плана, пересказ-чтение по частям с последующей свободной записью-проверка своих работ по учебнику Свободныйдиктант Уметь работать стекстом Нет д\з25 Значение приставок.Гласные и согласные вприставках (кроме приставок на з\с) § 13 1 Повторение 1. Языковая разминка (письмо по памяти)
2. Повторение, наблюдение по учебнику ( 147, 148, 150. 151)
3. Самостоятельная работа - 152
4. Подведение итогов Самостоятельная работа - 152 Знать алгоритмнаписания
чередующихся корней,уметь рассуждать привыборе. 153,
словарныеслова
26 Буквы Е -И вприставках пре-,при- 1 Сообщениеновых знаний 1. Словарный диктант.
2. Изучение нового материала -154, наблюдение3.Развитие орфографическихумений-155, 156, 157
4. подведение итогов Словарныйдиктант Знать основные значенияприставок; уметь вернописать и объяснятьнаписание пре-, при- 158,
правилас. 85
27 Формированиеорфографическихумений ,связанных с изуч. видом
орфограммы. 1 Формирование умений инавыков 1. Проверка д\з2. Языковая разминка (синт.разбор сложного пред-я, р-р №1, 2)
3. Развитие орфографических умений
- объяснительный диктант - 159
- 160, 161
- объяснительный диктант - 162
4. Подведение итогов Объяснительный диктант 159, 162 Знать основные значенияприставок, закрепитьправописание приставок,знать о трудных случаяхправописания; уметьверно писать и объяснятьнаписание пре-, при- 163,
Повторитьправилас.85, 86,словарныеслова
28 Буквы З\С наконце приставок. 1 1. Словарный диктант
2. Изучение нового материала
- 164, наблюдение беседа
- чтение правила
3. Развитие орфографическихумений
- 165, 166, 167, 168. 169
4. Подведение итогов Словарныйдиктант Знать основное условиевыбора букв з - снаконце приставок; уметьприменять правило 171,
правилас. 90
29 Свободныйдиктант(по упр 170) 1 Поверка иконтрользнаний,умений инавыков 1. Языковая разминка
2. Свободный диктант (170)
- чтение текста учителем
- беседа по тексту, нахождение основной мысли текста
- нахождение слов с орфограммами в приставках
-чтение по абзацам и запись
- самопроверка Свободныйдиктант Уметь работать стекстом Нет д\з30 Буквы Ы - Ипосле приставок.
§16 1 Сообщениеновых знаний 1. Языковая разминка.
2. Графический диктант «З или С»
3. Изучение нового материала
- 172, наблюдение, формулировка правила, с.93
4. Развитие умений - 173, 174, 175
5. Подведение итогов Графическийдиктант Знать правило, словаисключения; уметьправильно выделятьсуффиксы. 176,правило,с. 93
31 Значенияприставок.§17 1 Повторение 1. Языковая разминка (письмо по памяти), выделение грам.основы
2. Формулир-ка темы и цели урока
3. Повторение
- 177, наблюдение
- 178, 179
- словарная работа-творческое задание
- 181, самостоятельная работа4.Подведение итогов Самостоятельная работа - 181 Знать значениясуффиксов; уметьправильно выделятьсуффиксы 182
32 Приставочный и
суффиксальный
способы
образования слов.§18 1 Повторение и
углубление
изученного 1. Проверка д\з2. Словарный диктант
3. Наблюдение по учебнику
- 183
- чтение определения по учебнику , с.97
4. Развитие учебно-языковых умений
- 184. 185, 186
5. Подведение итогов Словарныйдиктант Знать о приставочном исуффиксальном способахобразования слов 187,определение с. 97
33 Сложные и сложносокращённые слова,Образование и правописание.§19 1 Повторение иуглублениеизученного,сообщениеновых знаний 1. Словарный диктант
2. Повторение и углубление изученного3. Развитие учебно-языковых умений - 188, 189
4. Изучение нового материала -190, наблюдение
- чтение определения с. 102
5. Закрепление изученного- 191, 192
6. Подведение итогов Словарныйдиктант Знать нормыпроизношениясложносокращённыхслов (Пв. И букв.),способы образованиясложных слов; уметьправильно произноситьсложносокращённыеслова, уметь ихобъяснять.193,определение с. 102
34 Контрольный диктант сграмматическим заданием «Жёлтые листья». 1 Проверка,
контроль
знаний,
умений,
навыков. Написание контрольногодиктанта Контроль,знаний, уменийи навыков. Знать пройденныйматериал, уметьприменять правила напрактике, выполнятьграмматическое задание. Нет д\з35 Анализ контрольногодиктанта и работанад ошибками. 1 Работа надошибками Анализ ошибок1. Объяснение3. Словарная работа Уметь исправлять своиошибки, применяя правила; уметь подбирать примеры Подобрать
примеры
из худ.литературы36 Грамматическое
значение слова.
Окончание.Форма слова(словоформа)§20 1 Повторение
изученного
ранее 1. Языковая разминка.
2. Повторение, углубление изученного ранее
- работа с этимол-им словарём
- 194, с. 104-105, беседа
- 195, 196, 197 (самост.работа)
3. Подведение итогов Самостоятельная работа-197 Знать понятие формыслова, знать морфемноестроение слова; уметьвыделять окончание иоснову слова. 199,
составить
устный
рассказ
37 Морфологическиепризнаки слов(самостоятельныхчастей речи)РР «Незаметныетруженики языка»сочинение- миниатюра (с.112, упр 209) § 21 1 Формирование умений инавыков 1. Языковая разминка
2.Повторение и углублениеизученного-200, 201 - наблюдение, вывод
-202, 203 - вывод
3.Подготовительная работа кнаписанию соч- миниатюры«Незаметные труженики языка»
4.Подведение итогов Знать грамматическое значение слов в сопоставлении с лексическим,определение части речи по морфологическим признакам; уметьразличать части речи по морфологическим признакам.205, 209 -закончить,переписать
38 Служебные частиречи.§22 1 Повторение и
углубление
изученного 1.Языковая разминка
2.Формулирование темы и целей урока
3.Повторение и углубление изученного-210, беседа по вопросам с. 113
-211, 212
-работа с текстом в рамке с. 114, составление устного рассказа
4.Подведение итогов Знать самостоятельные ислужебные части речи,их функции в предложении; уметьразличать части речи, указыватьморфологические признаки изученных частей речи. 213
39 Слово в предложении.
Слово в предложении и всловосочетании.§23 1 Повторение и
углубление
ранее
изученного 1.Языковая разминка
2.Словарный диктант
3.Сообщение темы и целей урока
4.Повторение :-214, 215, 216, 217 - наблюдение, выводы
-220 - составление устного рассказа «Зимние забавы»
-222, 223 - вывод
5.Подведение итогов Словарныйдиктант Знать функции слова,сл.соч., предложения,главных членовпредложения; уметь выделять сл.соч в предложении, определять главные и зависимые слова, озаглавить текст,составить план. 224, с.
117-119,
пересказ
40 Слово как членпредложения.Главные членыпредложения.§24 1 Повторение и
углубление
ранее
изученного 1.Проверка д\з2.Языковая разминка (синтаксич.Разбор простого предложения)3.Постановка проблемного вопроса
4.Решение учебной проблемы
-225, наблюдение, с. 120-121
-226, 227, 228
5.Подведение итогов Знать способывыражения подлежащегои сказуемого, уметьнаходить
грамматическую основупредложения. 229, с.122,
определения41 Второстепенныечлены
предложения.Определение. Рольопределений вречи.§24 1 Объяснение
нового
материала 1.Диктант с грам-им заданием
2.Объяснение нового материала
-230, наблюдение, беседа
3.Развитие учебно-языковых умений
-231, 232
-233, сочинение-миниатюра описание цветка
4.Подведение итогов Диктант сграмматическим
заданием Знать понятиеопределения, способывыражения; уметьнаходить их впредложении иупотреблять в речи. 234
42 Дополнение.Способывыражениядополнений. 1 Объяснение
нового
материала 1.Диктант с грамматическим заданием (3 предл + задание)
2.Объяснение нового материала
-235, наблюдение, беседа, вывод
3.Развитие умений
-241, 242, 243, 244
4.Подведение итогов. 1. Диктант сграмматическим
заданием
(3 предл +задание) Знать определениепонятия, способы выражения; уметьнаходить дополнения в предложении, разграничениедополнения и подлежащего. 238
43 Обстоятельство.Виды
обстоятельств(места, времени,образа действия идр.) 1 Объяснение
нового
материала 1.Проверка д\з2.Языковая разминка
3.Изучение нового материала
-с. 131, 239, наблюдение, беседа
4.Развитие умений
-241, 242, 243, 244
5.Подведение итогов Знать, что обозначаетобстоятельство, на какиевопросы отвечает, чемможет быть выражено;уметь определять видобстоятельств, находитьих в тексте и употреблять в речи. 245, подг.К контрольному
диктанту
44 Контрольныйдиктант 1 ПроверкаЗУиННаписание контрольногодиктанта Контроль,знаний, уменийи навыков. Знать пройденный материал, уметьприменять правила на практике, выполнять грамматическое задание Нет д\з45 Анализконтрольногодиктанта и работанад ошибками. 1 Работа надошибками 1.Анализ ошибок
2.Объяснение
3.Словарная работа Уметь исправлять своиошибки, применяяправила; уметьподбирать примеры Подобрать
примеры
из худ. литературы
II четверть
46 Однородные члены
предложения.Знаки препинанияв предложениях соднороднымичленами. 1 Повторение и
углубление
изученного 1.Выборочная проверка д\з2.Словарный диктант
3.Повторение и углубление изученного-246, с. 131-132
-анализ учебно-научного текста 248
4.Развитие пунктуационных и речевых умений- 249,250,251
5.Подведение итогов Словарныйдиктант Знать опознавательные признаки однородных членов предложения, ознаках препинания при однородных членах предложения; уметь находить однородные члены, ставить знаки препинания при однородных членах. 352
47 Предложения с обобщающимсловом при однородныхчленах. 1 Объяснение
нового
материала 1.Проверка д\з2.Графический диктант
3.Объяснение нового материала - 253, 254
4.Развитие учебно – языковых умений - 255, 256 (творческий диктант)
5.Подведение итогов Графическийдиктант Знать, что такое обобщающие слова,какова их роль в речи; уметь находить обобщающие слова,ставить знаки препинания приобобщающих словах. 257
48 Обращение - смысловойотрезок. Предложения собращением. Распростран. инераспрострые обращения. 1 Объяснение
нового
материала 1.Проверка д\з2.Введение в тему - 258, 259, 260
3.Чтение определения - с. 139, 261
4.Развитие речевых и пунктуационных умений - 262
5.Подведение итогов Знать, что такое обращение, уметьнаходить их в тексте и выделять знаками препинания С. 139,правила,ТСР, №8,31, с. 51
49 Знаки препинанияв предложениях собращением. 1 Формирование знаний,умений,навыков 1.Проверка д\з2.Языковая разминка
3.Формулирование темы и цели урока
4.Развитие речевых и правописных умений
-263, 264, 265
-творческая работа - 266, 267
5.Подведение итогов Уметь видеть обращенияв тексте и правильновыделять знакамипрепинания, уметьграфически обозначать ииспользовать в речи. 268,правила, с.139-140
50 Вводные слова.Предложения свводнымисловами.(ознакомление) 1 Объяснение
нового
материала 1.Проверка д\з2.Языковая разминка
3.Словарный диктант
4.Объяснение нового материала
-269, 270
-271, 272 - наблюдение, вывод
5.Закрепление
-274, 275, 276
6.Подведение итогов Словарныйдиктант Знать о вводных словах,уметь находить вводныеслова в предложениях,выделять знакамипрепинания,использовать вводныеслова в речи. 273 (у),277
51 Синтаксическийразбор простогопредложения. 1 Повторениеизученного,формирование умений инавыков 1.Языковая разминка (запись по памяти)
2.Повторение и углубление изученного-ответы на вопросы с. 146-147
-знакомство с порядком и образцом синтаксического разбора простого предложения
-278 (разбор пр-й)
3.Подведение итогов Знать о простомпредложении, уметьделать разбор простогопредложения. 278
закончить
52 Порядок разборапростогопредложения.Урок практикум. 1 Формирование умений инавыков 1.Проверка д\з2.Языковая разминка
3.Формирование умений и навыков (работа с дид.мат. + дополнительный материал)
4.Проверочная работа.
5.Подведение итогов Проверочнаяработа Знать о простомпредложении, уметьделать разбор простогопредложения. Порядок
разбора
выучить
53 Сложноепредложение. 1 Повторениеизученного,формирование умений инавыков 1.Языковая разминка
2.Взаимопроверка (по д\з)
3.Повторение пройденного в начальной школе
4.Развитие учебно-языковых ипунктуационных умений
-281, 282
-анализ текста на с. 151
5.Подведение итогов Взаимопроверка(по д\з) Знать, что такое сложноепредложение, уметьотличать простые исложные предложения 283
5455 РР Подробноеизложение.(по упр 280«Арбат») 2 Урок
развития
речи 1.Введение в тему.
2.Подготовка к изложению:
а)чтение, обсуждение.
б)особ-ти текста-повествования
в)перечит.по частям, сост.плана, выделение ключевых слов
г)пересказ с опорой на план
д)орфогр.подготовка, анализ предл.и знаков препинаний
е)чтение учителем текста
ж)написание изложения. Знать, что такоеповествование, текст,тема, идея.
Уметь писать изложение 5657 Синтаксическийразбор сложногопредложения.Урок практикум. 2 Формирование умений инавыков 1.Языковая разминка
2.Словарный диктант
3.Знакомство с порядком и образцом разбора сложного предложения, с. 152
4.Тренировочные упражнения - 284
5.Самостоятельная работа (ТСР ч1, №4, с. 66)
6.Подведение итогов Самостоятельная работа (ТСРч1, №4, с. 66) Знать порядок разборасложного предложения,уметь разбиратьсложные предложения 285
58 Знаки препинанияи их роль вписьменной речи(завершение,разделение,выделение) 1 Обобщение,систематизация знаний 1.Выборочная проверка д\з2.Самодиктант
3.Наблюдение по учебнику (с. 153),обобщение, систематизация материала
-286, работа с таблицей
-288 (у)
4.Закрепление - 2895. Подведение итогов Выборочнаяпроверка д\з,самодиктантЗнать о знакахпрепинания и о их роли вписьменной речи, уметьотличать знакизавершения, разделенияи выделения. 290 (п),
5960 Средства связичастей сложногопредложения.Сочинительнаясвязь междучастями сложногопредложения.ССП
(ознакомление) 2 Объяснение
нового
материала 1.Проверка д\з2.Словарный диктант
3.Знакомство с новым материалом
-291, наблюдение
-292, вывод
4.Тренировочные упражнения
-293, 294
-дополнит. материал
5.Подведение итогов Словарныйдиктант Знать о средствах связичастей сложногопредложения, осочинительной связи,сочинительные союзы. 295
61
62 Бессоюзная связьмежду частямисложногопредложения.БСП
(ознакомление) 2 Объяснение
нового
материала 1.Проверка д\з2.Словарная работа
3.Языковая разминка
4.Знакомство с новым материалом-296, 298,наблюдение, вывод
5.Тренировочные упражнения(последовательное выполнениеупр-й, развитие учебно-языковыхи пункт-ых умений) 298, 299
6.См.р. ТСР №1, ч1; №9, с. 64 См.р. ТСР№1,ч1; №9, с. 64 Знать о бессоюзнойсвязи между частямисложного предложения. 300
6364 Подчинительнаясвязь междучастями сложногопредложения.СПП
(ознакомление) 2 Объяснение
нового
материала 1.Выборочная проверка д\з2.Словарный диктант
3.Знакомство с новым материалом
-301, 302 - наблюдение, вывод
4.Развитие умений
-303-305
5.Подведение итогов Словарныйдиктант Знать о подчинительнойсвязи между частямисложного предложения Подготовиться к упр306 (у)
65 РР Устноесочинение налингвистическуютему (по упр 306) 1 Урок
развития
речи Развитие умения составлятьрассказ на лингвистическую тему,применяя полученные знания ииспользуя опорную схему на с.163 Уметь грамотносоставлять рассказ налингвистическую тему Подготовка к диктанту,повторение
6667 Контрольный диктант.
Анализ контрольногодиктанта и работа над ошибками. 2 Проверказнаний,умений,навыков Написание контрольного диктанта
1.Анализ ошибок
2.Объяснение
3.Словарная работа Контрольныйдиктант Знать пройденный материал, уметьприменять правила на практике, выполнять грамматическое заданУметь исправлять свои ошибки, применяя правила; уметь подбирать примеры Нет д\з68 Слово в тексте.РР
Художественный инаучный текст. 1 Урок
развития
речи 1.Языковая разминка
2.Работа с учебником
-307, наблюдение, беседа, вывод
-308, 309 (у)
3.Подведение итогов Знать о художественноми научном тексте, уметьотличать 310,устныйрассказ
6970 РР
Подробное изложениехудожественного текста – описания «Старый дед»(311) 2 Урок
развития
речи 1.Сообщение темы и цели урока
2.Подготовка к написанию излож.
-работа с текстом
-задание к упр 311, с. 167-168
-нахождение ключевых слов, составление плана
-задание к упр 311(пункт 3-7), «Памятка» на с. 203 (№10)
3.Написание изложения , самопроверка Знать, что такоеописание, текст, тема,идея.
Уметь писать изложение Переписать7172 РР
Учебно – научный текст.Изучающее чтение. 2 Урок развития
речи
Формирование умений Отработать приёмы изучающего чтения и понимания учебно-научного текста.
1.Языковая разминка
2.Работа с учебником - 312(у),313
3.Развитие умений изучающего чтения
- 314, 315- вывод (в рамке с. 172)
4.Подведение итогов Знать приёмы изучающего чтения;Уметь работать с учебно - научнымтекстом. ТСР №9,с.70-72(А или Б)
73 РР
Монологическая и
диалогическая
речь. 1 Урок развития
речи
Формирование умений 1.Проверка д\з2.Словарный диктант
3.Изучение нового материала
-317, наблюдение, вывод
-318 (памятка на с. 204)
-чтение определения в рамке с.174
4.Подведение итогов Словарныйдиктант Знать, что такое диалог и монолог; Индивидуальноезадание в тетр.
7475 Знаки препинания при оформлении диалога написьме. 2 Формирование и закреплениеумений 1.Языковая разминка
2.Обучающий словарный диктант
3.Изучение нового материала
- чтение определения в рамке с.175 -319, вывод
3.Развитие речевых и пунктуационных умений -320, 321 (самост.работа), 322(у)
4.Подведение итогов Самост-аяработа - 321 Знать постановку знаковпрепинания приоформлении диалога написьме, уметь применятьзнания на практике. Знатьопределения, 323
7677 РР Нейтральные истилистически окрашенныеслова. Разговорный стиль. 2 Урок развития
речи
Формирование умений 1.Проверка д\з2.Словарная работа
3.Знакомство с новым материалом
-324, 325 - наблюдение, вывод
4.Развитие речевых умений
-326, 327, 328; ответить на вопросы 1-3, 181
5.Работа по таблице в рамке, с. 181
6.Подведение итогов Знать о нейтральных истилистическиокрашенных словах,уметь отличать 329
7879 РР
Подробное изложение текста,включающего диалог.(по упр 330) 2 Урок развития
речи
Формирование умений 1.Сообщение темы и цели урока.2. Подготовка к написанию излож.
-работа с текстом, чтение
-«медленное чтение»,комментир.
-чтение по абзацам, нахождение ключ.слов, сост.плана,пересказ-орфогр. и пункт. подготовка (з. 1-3 упр 330, с.182)
-прослушивание текста целиком3.Написание излож., самопроверка Знать, что такое текст,тема, идея.
Уметь писать изложение Подумать над темойсочинения (331) -устно
III четверть
80 РР
Сочинение - повествование сэлементами описания
«Маленькое путешествие» 1 Урок развития
речи
Формирование умений Ведётся работа по развитию письменной разговорной речи детей. Порядок работы даётся вупр 331 и в памятке «Как готовиться к сочинению»с. 203-204 Уметь писать сочинение- повествование сэлементами описания переписать
Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением предмета. 6. имя существительное в языке и речи
81 Лексическое значение именисуществительного. 1 ч. Урок примене-ния наний иумений Беседа о лексическом значении слова, о разнообразии лексических значений имени существительного: название лиц, вещей, явлений природы, действий (плавание, бег) и признаков (синева, белизна)Выполнение упр. №332 (у), 333 (у), 334 (п), 336 (п), 337 (п). Фронтальныйконтроль Дополнить знания обимени существительном № 338 , стр. 7правило.
8283 Способы образования именсуществительных. 2ч. Урок
ознакомления с новым Повторение морфем(по вопросам)№ 341 найти новую информацию. Составление плана ответа (способы образования имен существительных.) по материалу в рамке. №344, 345. Устныйконтроль Знать способыобразования именсуществительных №346 , стр.10 правило
84 Гласные в суффиксах имёнсуществительных - ек- - - ик1ч. Урок
ознакомления с новым Сформулировать правило, используя текст для наблюдения №347,349 (п),350(п). Объяснительныйдиктант №351. Письменныйконтроль Знать орфограмму №352 с.12правило
8586 Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных. -ЧИК, -ЩИК . 2 ч. Урок
ознакомления с новым Наблюдение № 353 .вывод-правило №354.№355. Словарь: Компьютер. Компьютерщик.Профессия. Выборочный диктант№358 Письменныйконтроль Знать правописание суффиксов
-чик- - щик- №359
8788 Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных. 2 ч .Комбинированный урок Самостоятельная формулировка правила учащимися после наблюдения №360 чтение правила и сравнение его с самостоятельносформулированным. Выборочное несложное списывание№361 . Творческий диктант. Взаимоконтроль Научиться применять правило №365(у)
89 Имена существительныесобственные и нарицательные.Большая буква и кавычки в именах собственных. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Постановка проблемы: как отличить имя собственное от нарицательного? Новая информация ( №366) чтение определения (с. 21). Выборочное списывание (№367) распределительное осложненное списывание (№368). Самостоятельная работа (№369,370) Самоконтрользнаний Отличать собственные инарицательные именасуществительные ТСР, часть2 стр.10-11.
90 Имена существительныеодушевленные инеодушевленные 1 ч. Урок
ознакомления с новым Словарный тренировочный диктант.
Коллективное наблюдение по заданию (№371).Распределительное списывание с самопроверкой (№372). Самоконтрользнаний Знать одушевленные инеодушевленные именасуществительные №373,стр. 23правило
91 Род именсуществительных. 1 ч. Урок
закрепленияизученного Словарная работа: пансионат, столяр, талант,. Формулировка правила учащимися посленаблюдения (№374).Самостоятельная работа (№375).Текст. Основная мысль текста (№376) Письменныйконтроль Различать род имен существительных №379
92 Имена существительногообщего рода. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Письмо по памяти. Объяснение нового материала.Распределительный диктант.Самостоятельная работа (№ 380,381) Письменныйконтроль Знать имена существительногообщего рода №382
93 Число имен существительных. Нормы образования и употребленияформ числа имен существительных. 1 ч .Урок
применениязнаний иумений Словарный диктант. Введение нового материала, наблюдение и нахождение новой информации,пересказ текста(№383).наблюдение и закрепление(№385).Самостоятельная работа..Самоконтроль Закрепить знания о числеимен существительных №386
94 Имена существительные,которые имеют форму толькомножественного числа. 1 ч Урок
ознакомления с новым Наблюдение («по шагам» №387) распределительное списывание по тематическимгруппам (№388). Самостоятельная работа (№389,390) Фронтальныйконтроль Знать имена существительные, которые имеют форму только множественного числа №391
95 Имена существительные,которые имеют форму толькоединственного числа. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Словарная работа (подобрать однокоренные слова). Решение проблемного вопроса с опорой нанаблюдение (№392). Предупредительный диктант(№394 ,взаимопроверка). Беседа о смысле стихотворения (№395 вывод) Письменныйконтроль Знать имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 96 Р. Р. Сочинение по картине
И.И.Шишкина «Сосны,
освещенные солнцем». 1 ч. Урок
развития
речи Работа строится по заданиям (№396) 9798 Контрольный диктант
«Глухарь на гальке».
Работа над ошибками. 2 ч. Урок
проверки
знаний Написание диктанта Контрользнаний 99 Падеж. Склонение имен
существительных. 1 ч. Урок
закрепленияизученного Прослушивание грамматической сказки о падежах. Повторение склонения имён существительных(№399). Осложненное списывание (№400,401) Фронтальныйконтроль Закрепить знания учащихся по теме № 402 или 403.
100 Разносклоняемыеимена существительные. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Беседа-опрос по изучаемой теме. Постановка учебной проблемы. Наблюдение по учебнику (№404) . Коллективная работа (№405,406).Словарь: присяга, присягать. Объяснительный диктант (№407) Письменныйконтроль Знать разносклоняемые имена существительные №408.
101 Несклоняемые имена
существительные.Род несклоняемыхимен существительных. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Постановка учебной проблемы иеё решение (№409). Наблюдение(№412 «по шагам») .Комментированное письмо (№413)Словарь: бегемот, эскимо, пианино, фойе. Устныйконтроль Уметь определять род несклоняемых имен существительных Знать словарныеслова.
102 Р.Р. сочинение-миниатюра(повествование). «Дорога в школу». 1 ч. Урок
развития
речи Использовать в работе несклоняемые именасуществительные ( №414) Письменныйконтроль №416
103 Буквы Е , И в падежныхокончаниях именсуществительных. 1 ч. Урок
закрепленияизученного Словарная работа с выделением окончаний имен существительных. Наблюдение (таблица, с.47), ( Е, И, алгоритм,с.48). Комментированное письмо (№422) Письменныйконтроль Знать падежные окончания именсуществительных №422
104 Правописание именсуществительныхна -ия, -ие, -ий. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Словарный диктант. Наблюдениепо учебнику, постановка учебной проблемы (с. 47 таблица).Исследование, выработка алгоритма ( с. 48 №421) .Комментированное письмо с опорой на алгоритм (№422, 423). Письменныйконтроль Запомнить окончания имен существительных на -ия.-ие,-ий. Стр. 47-48(учебник)ТСР №12
105 Объяснительный диктант (текст №426). Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограмм. 1 ч. Урок обобщения исистематизации знаний Комментированная запись (№424).Самостоятельная работа (№425).Взаимопроверка.
Объяснительный диктант (№426). Письменныйконтроль Развить орфографические уменияи навыки № 427
106 Имя существительное как член предложения. Подлежащее. Однородныеподлежащие и знаки препинания при них. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Беседа по вопросам повторения (с. 50). Формулировка вывода учащимися. Творческий диктант (№429). Наблюдение (№430). Беседа по итогам наблюдения. Графический диктант Устныйконтроль Знать роль подлежащего впредложении №433
107 Имя существительное вроли дополненияПрямое и косвенноедополнение. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Письмо по памяти. Разбор предложения. Беседа по вопросам для повторения. Наблюдение (№434). Чтение определения ( с. 54). Выборочное списывание (№435) . Самостоятельная работа стекстом (№436). Словарь: выражение. Письменныйконтроль Различать прямое и косвенное дополнение №439(п),438(у).
108 Имя существительное вроли определения(ознакомление). 1 ч. Урок
изучения
нового Графический диктант. Наблюдение (№440)самостоятельная работа: преобразование словосочетаний: кирпичный дом- дом из кирпича. Фронтальныйконтроль Находить имя существительное в роли определения №442
109110 Имя существительное вроли обстоятельства.
Различение дополнений и
обстоятельств, выраженных
именем существительным. 2 ч. Урок
изучения
нового Письменный опрос по домашнему заданию (№443 «по шагам» ) под руководством учителя. Развитиеустной речи (№444).Самостоятельная работа (№445). Взаимопроверка.Комментированное письмо (№446).
Слуховой выборочный диктант (№447) Письменныйконтроль Уметь определять имя существительное в роли обстоятельств №448
111 Имя существительное вроли сказуемого. Составное именное сказуемое(ознакомление) . 1 ч. Урок
ознакомления с новым Словарь: легенда, очевидец.Словарный тренировочной диктант, постановка учебной проблемы. Наблюдение по учебнику.(№449) . чтение выводов.Развитие устной речи (№450). Устныйконтроль Узнавать составное именное сказуемое №451
112 Тире междуподлежащим исказуемым. 1 ч. Урок
изучения
нового Постановка учебной проблемы.Поиск решения (№452, 453).Работа над правилом (с. 65).Комментированный диктант.Самостоятельная работа. Самоконтроль Знать случаи постановки тире между подлежащим сказуемым №456
113 Контрольный диктант сграмматическим заданием. 1ч Урок проверки
знаний Написание диктанта Контрользнаний 114 Морфологическийразбор именисуществительного. 1 ч. Урок
применениязнаний иумений Обобщение изученного по теме «Имя существительное» составление таблицы (№457) под руководством учителя. Морфологический разбор. Работа по образцу (№458.№459) Фронтальныйконтроль Знать морфологические признаки имени существительного №460
115 Имя существительное втексте. 1 ч. Урок
обобщения исистематизации знаний Осложненное списывание (№461), чтение стихов А.Фета и словесное рисование (№462), творческаяработа (№463,464) Итоговыйконтроль Развитие устной речи №464(п.)
116 Р.Р. Подробное изложение текста-повествования сэлементами описания. 1 ч. Урок
развития
речи Чтение текста Ю.И.Корица « На рыбалку». Коллективное составление рабочего планаизложения. Написание изложения, самопроверка. Рубежныйконтроль Развитие письменнойречи 117 Р.Р. Сочинение-рассказ о случае изсвоей жизни. 1 ч. Урок
развития
речи Повторение особенностей текста-повествования, построение рассказа. Подготовка по заданиям ( №466). Написание сочинения «Маленькое путешествие» ( в черновике ). Рубежныйконтроль Развитие письменнойречи Переписать в
чистовик
118 Разряды местоимений.
Личные местоимения-
существительные. 1 ч. Урок
повторенияизученного Наблюдение (№467). Вопросы для повторения (стр. 74). Новый материал. Чтение сведений в рамке (стр. 74). Работа с текстом . Устный развернутый ответ на проблемный вопрос. Осложненное списывание Фронтальныйконтроль Знать разряды местоимений №470
119 Разряды местоимений.
Личные местоимения-
существительные. 1 ч. Урок
систематизации знаний (Ч№те4н7и1е) определения (стр. 77).Тренировочные упражнения с целью развития учебно – языковых умений (№472,473). Хоровое чтение фраз (№474) Устныйконтроль Правильно употреблять в речи личные местоимения-существительные №476(п),475 (у).
120 Возвратное
местоимение-
существительное. 1 ч. Урок
ознакомления с новым Словарный тренировочныйдиктант. Постановка проблемноговопроса. Наблюдение (№477).Формулировка выводов (№479).Минисочинение- размышление (№481) Письменныйконтроль Знать возвратное местоимение-существительное №482
121 Вопросительныеместоимения-существительныеКТО и ЧТО. 1ч. Урок
изучения
нового Языковая разминка: синтаксический разборпредложения, обозначение орфограмм. Наблюдение (№483) выполняется подруководством учителя. Устныйконтроль Знать вопросительныеместоимения-существительные №487.
122123 Неопределенныеместоимения-существительные.Слитное, дефисноеи раздельноенаписание их. 2ч. Урок
ознакомления с новым Постановка проблемных вопросов.Значение слова «неопределенный»(словарь Ожегова). Наблюдение(№488)под руководством учителя.Вывод-чтение правил,с.85.Развитие орфографических Письменныйконтроль Знать правописание неопределенных местоимений-существительных. №492
124 Выборочныйдиктант сграмматическимзаданием. 1ч. Урок
проверки
знаний уПмреонвиейрк(№а и4з9у0ч,е№н4н9о1г)о. оместоимениях. Самостоятельнаяработа в ТСР№13, с.30.Взаимопроверка. №494
125 Отрицательные
местоимения-
существительные. 1ч. Урок
ознакомления с новым Слушание грамматической сказки.Умные спорщики и формулирование новой темыурока. Наблюдение по учебнику (№495).Выводы на основе наблюдений. ТСР, с.р. №13, с.32. фронтальный Знать способы образования данныхместоимений-существительных №496
126127 Различение на письме приставок НЕ-НИ в отрицательных местоимениях-существительных. 2ч. Урок
применениязнаний иумений Комментированный диктант. Постановка проблемы и наблюдение (№497) «по шагам». Работа над текстом правила. Развитие орфографических умений (№498).Предупредительный Текущийконтроль. Научиться различать на письме приставки НЕ- НИ в отрицательныхместоимениях- существительных №499,правило.
128 Раздельное написание НЕ-НИ- в отрицательныхместоимениях-существительных. 1ч. Урок
ознакомления с новым. Введение в тему. Чтение стихотворения И.Михайловой «Про ничего» (№502). Наблюдение (№502). Осложнённое списывание (№503).Взаимодиктант. Тренировочные Индивидуальн-ый контроль.Фронтальныйконтроль Научиться применять знания на практике ТСР,ч.2,с.3№2 №5.
129 Роль местоимений-существительных впредложении. 1ч. Урок
закрепленияизученного Языковая разминка (работа с предложением). Тренировочный словарный диктант: восстание,пассивный, пессимизм, подоконник племянник,профессия рассвет, Текущийконтроль Понимать роль местоимений -существительных в предложении(подлежащее, прямое и косвенное дополнение) №512,№514 (навыбор)
130 Морфологическийразбор
местоимений-существительных. 1ч. Урок
обобщения исистематизации знаний Игра-эстафета по вопросам для повторения, с.98,повторение разрядов местоимений-существительных (№513). Порядок разбора, с.99. Развитие устной научной речи (№514).Письменный Устный,
письменный
контроль Научиться выполнять морфологический разбор местоимений- существительных. №316
131 Контрольный диктант. «Дорога в степи» 1ч. Проверка
знаний
учащихся Написание диктанта. Рубежный
контроль
(уровеньусвоения
очередного
раздела) Д/з.нет132 Местоимения-существительные в тексте. Творческое списывание. 1ч. Комбинированный урок Наблюдение(№518).Самостоятель ные выводы. Творческое списывание (№512) Самоконтроль Знать типы текстов; развивать умение работать с текстом №520
133 Р.Р. Сочинение-повествование сиспользованиемместоимений-существительных. 1ч. Урок
развития
речи Этапы работы над сочинением - повторение типов текста; - особенности текста- повествования; -осмысление темы (главная мысль, ключевые слова); - составление плана; -работа в Письменныйконтроль Уметь писать по плану Дописатьсочинениев чистовике
134 Слово со значением«действие или состояниепредмета» 1ч. 8.Глагол в языке и в речи.
135 Лексическое значение глагола.
Р.Р. Сочинение-миниатюраповествовательного характера с 1ч. Урок
повторения Словарный тренировочный диктант: вообразить, оберегать. печатать, посвятить, пренебрегать, преподавать, преследовать, приобрести, присягать расставаться Фронтальный, письменный
контроль Закрепить навык письменной речиучащихся. №525
136 Глагол как часть речи.
Морфологическиепризнаки глагола. 1ч. Урок
применениязнаний иумений Словарно- орфографическая работа: воображение. исчезновение, кипяток, обереги, печать, посвящение, пренебрежение, преследование, приобретение, присяга, расставание, расчет. Повторение и систематизация Устный
фронтальный
контроль Знать морфологические признаки глагола №529
137 Способы образования
глаголов. 1ч. Урок
ознакомления с новым Словарно-тренировочньй диктант: горизонт, легенда, атлет, галерея ,очевидец, лицо; маршрут, оптимизм, рекорд, философ ,ель, медальон , активный. Ключевые слова Письменныйконтроль Уметь различать приставочный,суффиксальный, приставочно-суффиксальный способыобразования глаголов №534,№537
138 Глаголы переходные инепереходные. 1ч. Урок
ознакомления с новым Устный индивидуальный опрос «способы образования глаголов». Наблюдение(№538). Работа над определением.Коллективная словарная работа.Объяснительный диктант сСамоконтрользнаний Усвоить понятия переходности инепереходности глаголов №540
139 Возвратные глаголы. 1ч. Комбинированный урок оТброезнниарчоевноиченмыпйесрлеохвоадрнноыстйи «п» и диктант. Обозначь орфограмму.Формулирование темы. Наблюдение (№541).Чтение определения учащимися. Творческое Текущийконтроль Знать возвратные глаголы и уметьупотреблять их в речи №546
140 Вид глагола. Совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ) 1ч. Урок
ознакомления с новым Введение в тему. Постановка проблемы и её решение. Наблюдение (№547).Работа в парах - первичное закрепление. Распределительноесписывание(№548). Письменныйконтроль Научиться действиям для определения вида глагола №549.
141 Вид глагола. Развитие речи.Сочинение-миниатюра сиспользованием глаголов СВ и НСВ. 1ч. Урок
развития
речи Языковая разминка. Игра «Чей рядлучше?» Определение видаглаголов. Комментированное письмо (№550,№551) Сочинение- миниатюра(№552) Текущийконтроль Определять вид, переходность,возвратность глаголов Самодиктант(5 словосочетаний сСВ и НСВ)
142 Видовые пары глаголов. 1ч. Комбинированный урок Индивидуальный письменный опрос с элементами проверки домашнего задания. Наблюдение(№553). Вывод с.119. Самостоятельная работа: «Класть или положить?» Развитие Текущий
письменный
контроль Различать видовые пары №555
143 Гласные всуффиксах глаголов-ова-(-ева), (-ыва-)-(ива-). 1ч. Урок
ознакомления с новым Словарный тренировочный диктант: «Узнай слово».Самопроверка. Введение в тему.Наблюдение (№556).Беседа.Вывод - в тетради и на доске.Работа над закреплением Самоконтроль, фронтальный
контроль Знать правописание суффиксов - ова- (-ева-),- ыва-(-ива-) №563 ТСР,с.р.
№14,з.5,с.43
144145146 Буквы Е-И в корняхс чередованием. 3ч. Комбинированный урок,урок
применениязнаний, урок- практикум оВрзфаиомгроадмимктыа н (№ т н5а57п, №ра5в5о8п, ипсоание суффиксов -ова-(-ева-), -ыва- (-ива-). Актуализация изученного.Наблюдение (№564) под руководством учителя. Развитиеумений(№565,№566). Взаимоконтроль.Письменныйконтроль. Видеть опознавательные признаки орфограммы, применять правило написьме. №577
147 Буквы А - О вкорнях -кас- -кос- 1ч. Урок
ознакомления с новым Введение в тему: коса (девичья) кость, коснуться, касаться. Наблюдение (№572). Схема.Развитие умений (№573,№574).Объяснительный диктант (№575). Текущийконтроль Применять умения на письме №576 или№577
148 Спряжениеглаголов.Разноспрягаемыеглаголы. 1ч. Урок
повторения и
закрепления
изученного Устная работа по вопросамповторения. Развитие орфографических умений (№578 коллективно, «по шагам»).Самостоятельнаяработа(№579).Наблюдение поФронтальныйконтроль Применять правило на письме, запомнить разноспрягаемыеглаголы №582
149 Контрольный диктант сграмматическим заданием.«Медвежонок» 1ч. Урок
проверки
знаний Написание диктанта Рубежныйконтроль Д/з.нет150 Работа над ошибками. 1ч. Урок
проверки и
коррекции
знаний 8. Глаголы в языке и речи (продолжение).
151152. Правописание гласных вбезударных личных окончаниях глаголов. 2ч. Урок
применениязнаний иумений Развитие орфографических умений (№587,№588). Наблюдение (№590,№591). Осложнённое списывание(№592). Объяснительный диктант (№593) Взаимоконтроль Привить навык применения орфограммы на письме №595
153. Свободныйдиктант. 1ч. Урок
развития
речи Написание свободного диктанта Письменныйконтроль Закрепить орфографические иречевые умения Учебникс.198,словарные слова
154. Наклонениеглагола.Изъявительноенаклонение. 1ч. Урок
ознакомления с новым Беседа о результатах свободного диктанта. Введение в тему. Наблюдение (№596) Явь, явный,явление, наяву. Фронтальныйконтроль Знать глаголы в изъявительномнаклонении№602
155. Условное иповелительноенаклонениеглаголов. 1ч. Урок
ознакомления с новым Наблюдение (№596,№599). Осложнённое списывание (№601). Наблюдение (№603). Работа с таблицей «Образование форм повелительногоПисьменныйконтроль Знать способы образования формусловного и повелительногонаклонений ТСР,с.р.№16.
156. Правописаниеглаголов в формеповелительногонаклонения. 1ч. Комбинированный урок нСалколвоанренныийя »т.рВеыниброорвооччнноые йдиктант: блеснуть, блестеть,блистать ,вестибюль, витринатроллейбус, трамвай,дилижанс, дистанция.Наблюдение (№606).№607-под Письменныйконтроль Научиться определять разное правописание:-ите или -ете. №615
157. Время глагола. Настоящее ибудущее время глагола. Лицо и число. 1ч. Урок
обобщения исистематизации Словарная работа. Наблюдение(№616).Работа с таблицей.Образование форм настоящего ибудущего времени (№618, №620,(у.). Самостоятельная работа (ТСР,ч.2, с.65-68.) Текущийконтроль Знать способы образования формбудущего времени №622.
158. Прошедшее время глагола. Род. Гласные буквы перед суффиксом - л- в глаголахпрошедшего 1ч. Урок
применениязнаний иумений Языковая разминка. Письмо попамяти. Наблюдение (№624,№625). Развитие орфографическихумений (№628-под руководствомучителя). Осложнённоесписывание (№629). Устный,
фронтальный
контроль Знать показатель формы прошедшего времени и гласные перед суффиксом -л -. №629,запомнитьглаголы врамке нас.154.
159. Р.Р.Свободный диктант. 1ч. Урок развития речи. Словарная работа над словами снепроверяемыминаписаниями(154.).Свободныйдиктант. Письменныйконтроль Уметь составлять план текста и передавать его содержание. С.115,с.198,словарныеслова.
160. Безличные глаголы. 1ч. Урок ознакомления с новым. Наблюдение(№631).Работа стаблицей. Безличныеглаголы(№632).Рассказ поплану(№633).Развитие умений иформирование навыков. Анализпредложений. Самостоятельная Взаимоконтроль Уметь различать личные и безличные глаголы. №633(у.),№635(п.).
161. Глагол как член предложения.Сказуемое. Личные и безличные глаголы в ролисказуемого. 1ч. Урок
применениязнаний иумений Языковая разминка. Наблюдение по учебнику на с.157-158(№636).Выборочное списывание(№637).Развитие учебно-языковых умений(№638, самопроверка).Осложнённое списывание (№639). Фронтальныйконтроль. Находить грамматическую основупредложения, обозначать ГО и части речи. №640.
162. Простое глагольноеи составное глагольноесказуемое (ознакомление.) 1ч. Урок
ознакомления с новым Словарный тренировочный диктант. Наблюдение (№641).Чтение текста в рамке на с.161.Письменная работа по образцу (№643). Самопроверка.Объяснительный диктант. Письменныйконтроль Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое №646
163. Морфологическийразбор глагола. 1ч. Урок
обобщения исистематизации знаний Обобщение изученного о глаголе (№647).Коллективная работа (№648) .Объяснительный диктант.Самостоятельная работа (№649). Рубежныйконтроль(проверка уровня усвоенияраздела). Знать все морфологическиепризнаки глагола №650
164. Глаголы в тексте.Р.Р.Сочинение-рассуждение«Богатство и выразительностьглаголов в русском 1ч. Урок
развития
речи Наблюдение (№651) Чтение учебно-научного текста,с.167№652. Этапы работы над сочинением: повторение типов текста; особенности текста-рассуждения с.147.; осмысление Итоговыйконтроль Развитие и обогащение устной и письменной речи №654
165. Контрольный
диктант «Галчонок». 1ч. Урокпроверкизнанийучащихся. Написание диктанта Контрользнаний Д/З нет
166. Работа надошибками. 1ч. Урокпроверкикоррекциизнаний. С.169,вопросы длязачёта
167-175 Повторениеизученного в 5классе. 9ч. Уроки
обобщения исистематизации знаний. Словарныеслова.
VI. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен уметь:
по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова;
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ;определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложноепредложение; производить синтаксический разбор предложения;
-по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученное в 5 классе слова с непроверяемыми написаниями;
-по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.
VII. Методическое обеспечение
Для учащихся:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы в 2х книгах. М.: Баласс, 2009.
Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку в 2х частях. 5 класс. М.: Баласс, 2009.
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 5 класса (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.). Пособие для учащихся. М.: Баласс,2009.
Для учителя:
Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык . 5 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2008 (Образовательная система «Школа 2100»).
Барова Е.С. Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов. Пособие для учителя и учащихся. Под редакцией по русскому языку для 5-7 классов. Пособие для учителя и учащихся. Под редакцией Е.В.Бунеевой. М.: Баласс, 2008.
Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, М.: Баласс, 2009.