Конкурс Шагни за горизонт. Проект Дорогою добра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым»





Проект
«Дорогою добра»


Номинация «Милосердие в образовании, взаимоуважение в ученических коллективах»

















Феодосия
2016 г.


Проект разрабатывался на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым».
На данный момент в МБОУ школа № 13 г. Феодосии 6 классов с инклюзивной формой обучения; 3 специальных коррекционных класса обучающихся по АООП для детей с у/о (1-Г, 4-В и 7-В). Дети в 1-Г классе с 2016/2017 учебного года обучаются в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Помимо обозначенного, существует также надомная форма обучения. Общее количество детей, которые обучаются на надомной форме обучения, – 12 человек.
На протяжении многих лет в МБОУ школа № 13 сложились традиции, которые учитывали состав обучающихся и условия обучения. Наличие в школьной среде детей, требующих особого подхода и поддержки, обусловило главную идею традиционных ежегодных мероприятий: воспитание и развитие в подрастающем поколении милосердия, способности сострадать. Проектная деятельность стала естественным и необходимым процессом.
Содержание проекта в первую очередь обусловлено опытом ОУ. Мы предлагаем ряд мероприятий, апробированных нашим школьным коллективом. Этим объясняется подкрепление предложенных этапов фото, отображающими конкретное событие. По нашему общему мнению, подобное представление информации, во-первых, поможет передать атмосферу конкретного мероприятия, а, во-вторых, даст более четкое представление о возможной форме проведения предложенного и, что не менее важно, ограничит абстрактность проекта и представит его как реально реализуемый.
Актуальность тематики проекта обусловлена социально-экономическими, политическими и биологическими факторами. Обратимся к особенностям сегодняшних реалий: увеличивается количество семей, попавших в сложные жизненные ситуации, воспитывающих детей в условиях дефицита средств и времени. Политические детерминанты спровоцировали такое явление, как появление семьи переселенцев из зон конфликтов и боевых действий. Возрастает число семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Этим обуславливается оказание государственной поддержки в виде федеральных программ, направленных на создание условий для максимально возможного равноправия. Отдельное внимание педагогов-психологов направлено на профилактику детской жестокости. Остро стоит вопрос о необходимости гуманного отношения к животным.
Поэтому, в соответствии с требованиями ФГОС, в программы включается обязательный компонент: духовно-нравственное развитие.
Таким образом, время ставит перед педагогами безотлагательную задачу: помочь нашим детям стать милосердными; воспитывая в них это качество, способствовать самовоспитанию детей.
Толковый словарь С.И. Ожегова раскрывает значение милосердия как готовность помочь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. 
Современный толковый словарь издательства «Большая советская энциклопедия» поясняет милосердие как сострадательную любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.
В современных философских (И.А.Ильин, В.В.Розанов, В.С.Соловьев и др.), а позже и в психологических (Б.С.Братусь, В.И.Слободчиков, С.Л.Рубинштейн и др.) концепциях милосердие рассматривается как характерная черта духовного, психического и психологического здоровья личности.
Становление зрелой личности, способной созидать, невозможно без умения сопереживать. Сегодня все большее внимание уделяется способности человека постоять за себя, стремлению родителей с детства дать своему ребенку «прививку от ранимости», и тому есть основания. Однако все острее стоит вопрос о воспитании в людях милосердия. Мы, как специалисты, работающие с детьми, а, значит, с нашим будущим, обязаны принимать вызовы времени.
Цели данного проекта:
- воспитывать в обучающихся чувство сострадания;
- развивать эмпатию обучающихся;
- коррегировать возможные неверные представления о милосердии как о слабости личности.
Задачи, обусловленные обозначенными целями:
- повышение мотивации обучающихся к проявлению милосердия;
- предложение ситуаций, требующих проявления милосердия;
- обеспечение обучающихся информацией о формах милосердия, возможностях его проявления.
Принципы реализации проекта:
- приоритет практической направленности, обусловленной деятельностным подходом;
- единство всех участников образовательного процесса (обучающихся, учителей-предметников, учителей младших классов, учителя-логопеда, педагога-психолога, администрации, родителей);
- вовлечение широкого круга участников.
Участники проекта – обучающиеся с 1 по 11 класс, педагогический состав школы, родительская общественность. Проект рассчитан на один учебный год и состоит из трёх основных этапов:
Проектировочный (сентябрь-октябрь)
Практический (ноябрь-апрель)
Обобщающий (май)
На первом этапе:
1. проводится «срез» актуального состояния школьных коллективов: педагог-психолог совместно с учителями определяет уровень эмпатии, микроклимат в классах, обозначает имеющиеся особенности коллективов и составляет психологический портрет классов;
2. совместно со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения разрабатываются мини-анкеты для определения уровня понимания явления милосердия и личного отношения к проявлениям сострадания. Возможный вариант работы – эссе на тему «Милосердие сегодня»;
3. дебаты на тему «Нужно ли сегодня сострадание?»;
4. определение круга социальных партнеров и получение их согласия;
5. определение ресурсного потенциала;
6. нормативно-правовое обеспечение (договоры с родителями, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих);
7. создание инициативной группы («костяка» проекта) из учителей, школьников и представителей родительской общественности.



Второй этап (практический):
Организация встреч с представителями Международного Комитета Красного Креста.
Важно акцентировать внимание на близости и масштабах политических конфликтов, избегая сухих цифр статистики, которые необходимы для понимания масштабов, однако не могут быть представлены без «живых» примеров и без обращения к эмоциональному восприятию школьников. Сухомлинский В.А. в своём труде «Сердце отдаю детям» убеждает нас в том, что невозможно воспитание истинно милосердной личности без эмоционального потрясения и сопереживания другому: «Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость - радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке».
Учителям после встречи с представителями Международного Комитета Красного Креста необходимо подвести итог, используя художественные средства выражения главной идеи. Для того чтобы это не осталось в памяти детей очередным «разговором на морально-этичную тему», необходимо практическое завершение, когда каждый желающий сможет оказать посильную помощь нуждающимся. В 2014/2015 учебном году обучающиеся МБОУ школы № 13 активно участвовали в подготовке новогодних подарков для детей Донбасса: приносили игрушки, поделки, подписывали открытки. Пожелания были искренними, по-детски наивными и трогательными (фото1).
2. Подготовка старшеклассниками (при поддержке учителя) урока, классного часа для детей с особыми возможностями здоровья.
Обращаясь к опыту МБОУ школы № 13, отметим, что ежегодно обучающиеся 10 класса готовят и проводят классный час в коррекционных классах, приуроченный ко дню Святого Николая. Старшеклассники предварительно знакомятся с особенностями детей, их потребностями и возможностями. Урок проходит при поддержке педагога-психолога и классного руководителя. Старшеклассники на собственном опыте убеждаются в том, что дети с особенностями развития, нуждаются в общении не менее обычно развивающихся сверстников. Полученный опыт старшеклассники передавают своим одноклассникам. (фото 2)
3. Организация благотворительной акции «Белый цветок».
Школьники совместно с учителями, готовясь к акции, создают своими руками авторские произведения. Мотивом к высокому качеству работ служит понимание участниками конкретной цели мероприятия: все вырученные средства направляются в Феодосийский детский дом и в гериатрический дом-интернат. (фото 3)
4. Проведение «Недели инклюзии».
План проведения недели может включать конкурс тематических рисунков, тематические классные часы («Почта дружбы»), конкурс чтецов, тренинги, направленные на преодоление психологических барьеров в общении с людьми с ОВЗ, просмотр ярких информационных видеороликов («Ярлыки», «Другие», «Люди так не делятся»). (фото4)
5. Совместная подготовка к новогоднему утреннику обучающихся общеобразовательных и коррекционных классов.
Ученики общеобразовательных классов традиционно помогают в подготовке танца обучающимся коррекционных классов, и совместно с учителем труда снимают мерки и шьют костюмы для новогоднего праздника.
6. Организация Дня всемирного распространения информации об аутизме. Считаем целесообразным рассказать, как это может проходить, исходя из нашего опыта. Ежегодно, 2 апреля учитель-логопед и педагог-психолог школы в сотрудничестве с родителями организуют проведение тематического мероприятия: родители изготавливают 500 голубых ленточек; дежурные, встречая у входа приходящих школьников и учителей, предоставляют краткую ознакомительную информацию, предлагают обратить внимание на видеоряд, который демонстрируется в школьном фойе («Аутизм и сенсорная чувствительность», «Как ребенок с аутизмом воспринимает мир» и др.). Специалистами службы психолого-педагогического сопровождения организуются просветительские мероприятия на тему аутизма, учитывающие возраст детей: для младших школьников это может быть «Беседа о дружбе», классный час «Почта Дружбы»; обучающиеся среднего звена имеют возможность испытать на себе сложности, с которыми приходится ежедневно сталкиваться многим людям с аутизмом, старшеклассники участвуют в тренингах, раскрывающих основные понятия аутизма и навыки эффективной коммуникации с людьми с аутизмом.
7. «Письмо учителю».
Для достижения общей цели необходимо использовать различные формы работы и взаимодействия с родителями. Интересным оказался описанный ниже вид работы. Родителям обучающихся с ОВЗ было предложено написать «Письмо учителю». Инструкция на этом намеренно ограничивалась. Не уточнялся ни объём, ни стиль написания. Задание подобного рода давало нам возможность, во-первых, посмотреть на проблему глазами родителей, а, во-вторых, проанализировать их ожидания от школы.
Письма поразили своей глубиной, разноплановостью, человечностью, отношением к учителю. В последующем эти письма использовались для работы специалистами и были весомым аргументом для скептиков инклюзии. (Приложение 1)
Обобщающий этап может включать в себя:
- тематический выпуск школьной газеты с публикацией эссе на тему «Милосердие в моей жизни»;
- проведение торжественной линейки с награждением самых активных;
- подведение итогов проделанной работы в виде презентации, публикации в местных СМИ;
- создание социального видеоролика.
Ожидаемые результаты:
- активность учеников в проявлении сочувствия, инициативы в оказании помощи;
- формирование навыка общения с людьми с ОВЗ;
- восприятие обучающимися жестокости как проявления аморальности.










15