Способы поддержания работоспособности учеников и учителя

Способы поддержания работоспособности детей и учителей

Не задерживайтесь долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.
Теоретический материал давайте небольшими дозами.
Чередуйте трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.
Чередуйте методы и приемы работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т. д.
Чередуйте деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя; беседы и чтение текста про себя; используйте релаксацию.
Исключайте повторы ответов учащегося (эффект знакоместа требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).
Исключайте оценочные суждения со стороны учителя, типа: «правильно», «верно» и др. После таких суждений срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.
Исключайте на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.
Измените привычную структуру урока - исключите повторение тем пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему заданий и приемов сравнения). Новую тему урока можно объявлять в разных вариантах и в конце урока. Исключение: закрепление пройденного как части урока (создается впечатление самообмана, что все дети усвоили новый материал после закрепления, групповая память всегда равна, она может быть равна 100%, а индивидуальная - ?).
Учитывайте психическое состояние детей, в том числе и настроение.

Резервы времени в подготовке учителя к занятиям

Большинство педагогов заявляют, что для качественной подготовки к занятиям у них недостаточно времени. В то же время педагоги не имеют научно обоснованной системы труда.
Как извлечь резервы времени из проверки ученических тетрадей?
Хронометраж подтверждает, что на этот вид деятельности учитель истории, географии, биологии в среднем за один день расходует 10-15 минут; учитель русского языка, литературы, математики – 2,3 часа в день. В основе изменения продуктивности проверки – подготовка учащихся к самопроверке, к взаимопроверке, к самооценке и взаимооценке. Рекомендации можно свести к следующим:
Тщательно изучить состояние записей в ученических тетрадях и до минимума сократить их. В тетрадь вносить самое необходимое, достаточное для тренировки, выработки навыков, углубления и расширения знаний;
Обучить учащихся самопроверке, взаимопроверке, самооценке и взаимооценке. Учитель имеет право на выборочную проверку тетрадей, а также проверяет контрольные работы, диктанты;
Ученикам обязательно сообщаются критерии оценок, которыми пользуется учитель. Оценка проставляется дробью – в числителе самооценка, в знаменателе – взаимооценка. При их расхождении последнее слово за учителем. В журнал они не ставятся;
Рекомендуется на отдельных уроках составлять учебные схемы, систематизирующие записи. Схема должна нести большой объем информации.

Резервы времени в учебном процессе.
Предметом поиска здесь могут быть: проверка домашних заданий, опрос и оценка знаний и умений учащихся, процесс изучения нового учебного материала на занятии, его закрепление и повторение, домашнее задание. В каждом из них можно найти неиспользованные резервы времени. Официальная нагрузка учителей составляет 18 - 24 часа в неделю, то есть 3 - 4 часа в день. Фактически она составляет 45 - 50 часов в неделю, 8 - 9 часов в день, не считая других видов занятий. Подготовка к урокам занимает в среднем 1 час на урок, многие учителя на подготовку наглядных пособий, дидактического материала, оборудования кабинета – не менее 1 часа в день. Учителя работают с отстающими и сильными учениками в группах и индивидуально и тратят на это один час в день, в среднем. Где же кроются резервы времени учителя, и какова роль администрации?
Прежде всего, очень многое зависит от культуры умственного труда самого учителя, его умения распределять свои усилия и свое время. Особое внимание следует обратить на предварительную подготовку учителя, его умение исподволь, постепенно накапливать учебный материал, делать выписки, составлять карточки, подготавливать решебники. Нужно научить учителей рационально готовить тематические планы и планы уроков, подсобный материал, технические средства и т. д.
Администрация школы не должна предъявлять к учителям усложненных требований, выходящих за рамки нормативных документов. Например, нельзя требовать, чтобы учителя проверяли все тетради учеников. Много недоразумений происходит с планами уроков. Обязательно ли писать решение задачи, цитаты, выдержки и другой учебный материал? В целях экономии времени в ряде школ нашли место удобные и эффективные приемы оформления поурочных планов.
Для параллельных классов на одну тему составляется единый план, но прилагаются варианты заданий с учетом особенностей каждого класса;
Разрешается пользоваться ранее написанными планами, но с добавлением новых вопросов и заданий;
Цитаты могут содержаться на отдельных карточках, приложенных в конверте к планам;
Записи учителя могут носить краткий характер, удобный для данного учителя.

Как искать резервы времени?
Можно ли дать сразу всем учителям конкретные предписания, рекомендации? В связи с тем, что существует прямая зависимость экономии и использования времени от уровня организации труда, на основе принципов НОСП можно рекомендовать следующие правила экономии времени:
Точно и ясно формулируйте цель деятельности и поведения. Беритесь за работу только тогда, когда ясно видите ее цель, понимаете ее пользу.
Всегда ищите наиболее целесообразные методы, приемы работы. Методы, организующие деятельность, должны быть сообразны цели.
Всегда стремитесь выбрать и эффективно использовать целесообразные средства труда.
Систематически планируйте работу на завтра и перспективу, так как план – это система работы во времени и пространстве, руководство к действию.
Нормируйте, регламентируйте, рассчитывайте работу во времени и пространстве, так как без норм, без расчета не может быть научно обоснованного творчества, научной организации труда и управления.
Учитывайте и контролируйте процесс и результаты труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, ее оценка и совершенствование.
Оптимизируйте деятельность и поведение. В каждом конкретном случае надо уметь находить наилучшее в данных условиях решение.
Прогнозируйте деятельность и поведение. Учитесь определять ближнюю, среднюю и дальние перспективы.
Стимулируйте свой труд и деятельность учащихся, так как стимулы представляют собой мощную энергию внутреннего действия.
Подходите к любой работе комплексно. Любую работу выполняйте как часть целостной деятельности, органичную часть деятельности.
Изучайте и внедряйте достижения науки, которые в наше время превращаются в главную производительную силу.
Действуйте коллективно, так как коллектив увеличивает силу.

Давно известно множество советов экономии времени, и многими из них можно воспользоваться. Приведем лишь наиболее существенные из них.
Сформируйте у себя готовность к деятельности. К любой работе надо готовиться исподволь, заблаговременно.
Заранее готовьте свое рабочее место к работе, это та непосредственная среда и средства, которые облегчают, ускоряют труд или наоборот, делают его малоэффективным, невозможным вообще.
Установите определенный распорядок работы. Речь идет об обоснованной последовательности видов деятельности, о чередовании труда и отдыха.
Работайте планомерно, систематически, каждый день определенное количество часов, а не залпом, в один присест.
К работе приступайте сразу и серьезно. Период вхождения в работу можно сократить, если к работе все подготовлено, если сформулирована целевая установка действовать без промедления.
Работайте интенсивно, но без напряжения. При этом не только работа спорится, но и процесс развития личности протекает более эффективно, мозгу и мышцам следует давать соответствующую нагрузку, тренировать их.
Не поддавайтесь шаблону, работайте творчески. По мере накопления опыта в мозгу человека формируются стереотипы деятельности и поведения.
Правильно чередуйте различные виды деятельности. Прежде всего, чередуйте труд умственный с физическим, различные виды мышления. Это позволяет дольше поддерживать работоспособность.
Научитесь совмещать некоторые виды деятельности, например, во время чтения научной книги тщательно анализировать ее, делать выписки. Это позволяет экономить время и глубже изучать содержание прочитанного.
Не выпускайте из вида мелочей. В процессе работы все надо иметь на рабочем месте или в столе под рукой, так как отсутствие необходимого может вызвать большие затраты времени на поиски его.
Не делайте частых перерывов в умственной работе, так как каждый раз после перерыва требуется длительное время для вхождения в работу.
Разумно организуйте свой отдых. Лучший отдых – разумная перемена работы.
Установите посреди рабочего дня час полного отдыха, отдыхайте всегда в определенное время.
Устраните возможные помехи. Не допускайте отвлечения от работы ненужными телефонными или иными разговорами, посторонними делами.
Если чувствуется усталость в вечернее время, то переносите работу по мере возможности на утреннее время.
Нельзя спешить, суетиться, бойкостью ничего дельного сделать нельзя.
Приучитесь вести дневник и записную книжку, можно вести школьный дневник или пользоваться ежедневником. Не загружайте свою память вопросами, цифрами, фактами, которые требуют напряжения мысли.
Учитесь владеть собой, управлять своей деятельностью.

Заголовок 1°ђ Заголовок 215