Конспект урока познание мира Круговорот воды в природе (4 класс)

Круговорот воды в природе.
Цель:
Иметь представление о круговороте воды в природе;
Сформировывать понятия «агрегатное состояние вещества: твердое, жидкое, газообразное»;
Воспитывать коммуникативные способности;

Ход урока.


Орг. момент.
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Все у нас получится.

Проверка домашнего задания.
Что такое полезные ископаемые?
Что называется месторождением?
Что относится к горючим полезным ископаемым? Какие полезные ископаемые относятся к нерудным полезным ископаемым?
Как добывают и где применяют поваренную соль?
Какие полезные ископаемые используются как строительный материал?
(глина, песок, гранит, известняк, мел, мрамор, ракушечник, асбест)
Какими особенностями обладает асбест? Для чего он нужен?

Учитель: Представьте, что мы раскрутим глобус так быстро, что все цвета его синий, коричневый, зеленый слились в один.
Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус?
Почему? (синий)

Учитель: Вода - самое распространенное в природе вещество. Она покрывает 2\3 поверхности земного шара.

Отгадайте загадку
Я и тучка, и туман. Я река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем говорить о воде.
(запись в тетрадях темы и все о воде)



V. Составление кластера.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом - вода?



Учитель: - Посмотрите на кластер. Здесь мы схематично изобразили все, что знаем о воде.
И сегодня мы пополним наш багаж знаний.

VI. Практическая работа. Составить диаграмму, показывающую распространение воды и суши.
Учитель: Возьмите круг, разделите его на 3 части, 2 части закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым и зеленым на пополам.

Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие с капелькой воды.

VII. Сценка:

Ученик: Спросил на днях малыш сосед у струйке, льющейся из крана: откуда ты?
Автор: Вода в ответ
Капелька: Издалека, из океана.
Ученик: Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. Откуда ты?
Автор: спросил росу
Капелька: Поверь, и я из океана.
Ученик: На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана. Откуда ты? Ты кто такой?
Капелька: И я, дружок из океана.
Ученик: Ты, газировка, что шипишь?
Автор: И из бурлящего стакана донесся шепот:
Капелька: «Знай, малыш, и я пришла из океана».
Все (ученик, автор, капелька): удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, в звонкой льдинке, и в снежинке, и дождинке, нам откликнется всегда океанская вода.

VIII. Путешествие продолжается.
Послушайте сказку. Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Как называется эта сказка? Какое время года описывается в начале сказки? Почему вы так решили? Мы построили ледяную избушку. Лед твердый и поэтому человечки получились с крепкими связями. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы улыбаетесь, не согласны? Почему? Человечкам становится жарко, и они отодвигаются друг от друга, потеряв крепкие связи, они превратятся в человечков жидкости. Так что у нас будет вместо избушки? (маленькое лесное озеро) Солнце пригревает все сильнее и сильнее. Человечки отодвигаются еще дальше, теряют связь и поднимаются в воздух, превратившись в пар. (Из жидкого состояния превратились в газообразное, и они улетели). Они испарились, поднялись и образовали облака. Ветер подхватил облако и понес над землей. Оно встречалось с другими облаками и становилось все больше и превратилось в тучу. А на земле люди ждали тучу и дождя.

IX. Явления природы: Круговорот воды в природе
Вывод: Вода бывает в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном.
(запись в тетради)

X. Работа по учебнику.

а) Чтение текста учащимися с. 53 - 55 (добавляем в тетрадь то, что было пропущено)
б) работа с рисунком с. 54

XI. Игра «Вода – не вода»
Я буду называть слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны хлопать в ладоши, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – машете головой – нет.
Цвет,  ветер,  лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
XII. Итог урока:

Итак, ребята мы с вами совершили путешествие с каплей воды.
Что нового узнали на уроке?
В каких трех состояниях находится вода в природе?
При каком условии образуется лед? Отчего лед тает?
При каком условии вода превращается в пар?
Куда направляется испарившееся влага?

- Ребята, с каким настроение мы заканчиваем работу на уроке?
Выставка оценок.

Домашнее задание:

Прочитать текст в учебнике, ответить на вопросы к тексту.
Нарисовать схему – рисунок «Путь дождевой капельки»



















Рисунок 3615