Вода. Круговорот воды в природе.

Предмет. Окружающий мир
Тема урока. Вода. Круговорот воды в природе.
Задачи.
Формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе.
Уметь работать с гипотезой( предположением через деятельный подход и практический подход)
Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификацию, анализ и синтез.
Развивать умения получать информацию получать информацию из разных источников.
Воспитывать экологическое мышление.
Расширять представление об окружающем мире через сопоставления и сравнения
Базовые понятия на уроке: вещество, газообразное состояние, твёрдое состояние, круговорот воды, пар, туман, облако, иней, лёд, гипотеза
Оборудование: глобус, химические оборудования, снег, лед, вода, карточки
Метод: частично-поисковый.
План урока
Орг. момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши уши на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
Начинаем с разноцветной недели.
Салюхина С.
Жили на свете ЖЕЛТЫЕ дети, А рядом с ними дети СИНИЕ. И, конечно, дети КРАСНЫЕ. Все дети были разные. Мамы и папы тоже У них были непохожие. Вот в какой стране Раз посчастливилось нам Целую неделю прожить И художниками побыть. Страна была не простая, Необычная, а ЦВЕТНАЯ!

Шинкаренко А.
Синий день
Синий спокойный цвет, всегда сосредоточен на себе. Даже обладает гипнотическим действием – не зря люди любят смотреть в синее небо или на море. Для русских это – символ веры. Он уменьшает чувство боли, снимает напряжение в мышцах. Иногда создаёт таинственную атмосферу.

Учитель: А вот как связан синий цвет с нашим сегоднешним уроком мы с вами сегодня и разберемся.


Я предлагаю вам внимательно послушать Крылова Д.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется.
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Н.Рыжова
Учитель: Ребята, вы догадались о каком удивительном веществе мы сегодня продолжим разговор? (О воде)

А много ли уже знаете о воде?
Давайте сейчас попробуем сначала выяснить: что вы уже знаете о воде и чего вы ещё не знаете, но хотите сегодня на уроке узнать?
(Выясняем знания детей о воде)
Знаем Хотим узнать
Вода бывает в трёх состояниях:
жидком, твёрдом, газообразном
ѕ поверхности Земли занимает вода
В воде зародилась жизнь
На карте вода обозначается, синим цветом
Человек без воды может прожить всего несколько дней
Человек на 80% состоит из воды
Вода – это минерал
Свойства воды
Воду надо беречь
А не возникают ли у вас вопросы? (если сами не говорят)
Откуда берётся вода, которая льётся с неба? (Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков.)
Почему море никогда не переполняется? (Постоянно происходит круговорот воды.)
Почему летом бывает град?



Цель урока: Сегодня на уроке
Я помогу вам расширить свои познания о воде;
Вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали (из блока хотим узнать);
Сможете доказать, что вода всё время движется, меняя своё состояние;
Узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение» и «конденсация»
И вместе с вами докажем, несмотря на то что воды очень много, её нужно беречь;
Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.
Проверка домашнего задания.
Свойства воды.
Какие свойства воды вы знаете? ( ответы детей вода прозрачная, безцветная жидкость, не имеет запаха ,вода это растворитель) давайте это и докажем
Батракова М. проводит опыт ( стакан воды и доказательства).
Что происходит с водой при нагревании и при охлаждении?)
Вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Вы можете сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
30:3*2= 20
Вода - удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы нас с вами.
Вода может переходить из одного состояния в другое
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ

* но почему количество воды на земле не иссякает?
Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
Круговорот воды в природе
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте! » – только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим? » – удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться! » Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу! » – прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку» , – подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

А как всё происходит в природе?
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. «Испарение» - это переход воды из жидкого состояния в газообразное. Воду испаряют все растения, водяные пары выдыхают животные и люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вместе с теплыми потоками воздуха пар устремляется вверх. Там воздух холоднее, чем у поверхности земли. Охлаждаясь, водяной пар сгущается, и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками, которые переносит ветер. Если эти капельки сольются друг с другом, то станут крупными и тяжелыми и упадут на землю моросящим и ливневым дождем.
( Омельченко А.)
В жаркий день вместе с потоками теплого воздуха водяной пар может быстро подняться на высоту 79 км. В высоких слоях атмосферы температура очень низкая 4050 мороза. Капли воды там замерзают, и круглые льдинки град вместе с холодным ливневым дождем падают на землю.
( Гусев А.)
Над сушей облака постепенно охлаждаются, в них образуются мельчайшие легкие кристаллики. На их поверхности оседают и охлаждаются новые частицы водяного пара. И наконец, вырастают сложные кристаллы льда, которые мы называем снежинками.
( Шмидт Д.) сделать снежинку
Водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пара. Над лугами и болотами, над реками и озерами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землей и оседает на листьях и траве каплями росы.
( Орлова П.)
Зимой во время сильного мороза стволы и ветви деревьев, стены домов становятся очень холодными. Если ветер приносит более сырой и теплый воздух, то деревья, стены, провода покрывает иней. Иней это тоже снежинки, но они образуются не в воздухе, а на поверхности предметов.
(Нетычук Н.)
Практическая работа (10минут)
Работа в тетрадях
Итог: Смогли ли вы сами ответить на вопросы?
Откуда берётся вода, которая льётся с неба? (Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков.)
Почему море никогда не переполняется? (Постоянно происходит круговорот воды.)
Почему летом бывает град?
Что такое туман?
Вывод: Потому что вода всё время движется и происходит круговорот в природе.
Домашнее задание. Придумать сказку «Путешествие Капельки».
На Земле очень много воды, но почему её нужно охранять?
Ответы детей
Бережное отношение к воде. ( Бугаенко Г.)
Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?
Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.
Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.
А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).
“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.
“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.
В конце урока девочка читает стихотворение Беденко К.
Стихотворение
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
Чудо - ВОДА!