Рабочая тетрадь по биологии 5 класс ФГОС (УМК Н.И. Сонина)



ФГОС



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рабочая тетрадь
«Введение в биологию»






учени____ 5 класса
________________________________________



Чебаково
2014г
Посвящается светлой памяти моего учителя
профессора Николая Николаевича Рунова

Предисловие

Рабочая тетрадь по биологии подготовлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по биологии, а также рабочей программы по биологии для 5 – 9 классов к УМК под редакцией Н.В. Сонина (концентрическая модель) – М.: Дрофа, 2012г., является дополнением к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология «Введение в биологию» 5 класс – М.: Дрофа, 2012г.
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 5 класса, является дополнительным пособием и помощником в овладении курса «Введение в биологию». В тетради представлены материалы по курсу, а также дополнительные материалы для общего развития обучающихся 5 класса.
Тетрадь состоит из четырех разделов: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле». Включает в себя задания, представленные для выполнения на уроке, дома, а также задания для самостоятельного и дополнительного изучения.
В конце тетради в Приложении приведены рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ.

А.А. Морозов Рабочая тетрадь «Введение в биологию» 5 класс – п. Чебаково, 2014г

При составлении рабочей тетради были использованы материалы автора и материалы из следующих пособий и учебников:
Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию – М.: Дрофа, 2012 (+ рабочая тетрадь)
С.В. Суматохин, В.Н. Родионов Биология 5 класс – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г (+ рабочая тетрадь)
М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко Практические работы по естествознанию (природоведению) 5-6 класс – М.: «Школьная пресса», 2004г

Условные обозначения в тетради
- проектное задание или домашний эксперимент
- выучи и запомни
выполни лабораторную или практическую работу
Раздел 1. «Живой организм: строение и изучение»
Урок 1 «Что такое живой организм»

Задание 1. Допишите определения:
Природа – это .
.
Живой организм – это ..
.
Обмен веществ – это ...

Раздражимость – это .
.
Рост – это .
.
Размножение – это ..
.
Задание 2. Дополните схему













Задание 3. Любое живое существо – это единый организм. Какие признаки свойственны живым организмам?

Задание 4. Подберите и запишите примеры, подтверждающие взаимосвязь неживой и живой природы. Например, опишите сезонные изменения, происходящие в жизни животных и растений
_______________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Урок 2 «Наука о живой природе»

Задание 1. Допишите определения
Биология – это
.....
Ботаника -
Зоология - ..
Микология - ..
Микробиология - ..
.
Энтомология - .
Орнитология - .
Анатомия - ..
Физиология -
Задание 2. Для чего человек изучает природу?

Задание 3. Рассмотрите рисунки. Подпишите название наук, которые изучают данные объекты. Раскрасьте рисунки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Урок 3 «Методы изучения природы»

Задание 1. Допишите определения и термины
Метод – это ..

Наблюдение – это

Эксперимент – это .
.
Измерение – это ...
.
Лабораторная работа №1
«Измерение массы тела взвешиванием»
Цель работы: «научиться пользоваться рычажными весами и определить массу тел взвешиванием»
Ход работы
Ознакомьтесь с устройством рычажных весов. Найдите основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку. Подпишите части весов на рисунке

1 - ..
2 - ..
3 - ..
4 - ..
5 - ..
6 - ..


Рассмотрите набор гирь. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Их берут пинцетом. Гири, масса которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму
Убедитесь, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесьте их с помощью полосок бумаги
Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:
№ п/п
Тело
Масса в граммах





























Выводы: .
.
.
Урок 4 «Увеличительные приборы»
Лабораторная работа №2
«Световой микроскоп и правила работы с ним»
Цель работы: «освоить правила работы со световым микроскопом и научиться правильно им пользоваться»
Ход работы
Рассмотрите световой микроскоп. С помощью учебника найдите и подпишите на рисунке его части
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заполните таблицу

Название части микроскопа
Назначение части микроскопа





























Используя приложение или учебник с.25 выучите правила работы с микроскопом
Подготовьте микроскоп к работе
Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты
Зарисуйте то, что увидели










Выводы:

Урок 5 «Живые клетки»

Задание 1. Допишите определения и термины
Клетка - ...
.
Митохондрии - .
.
Лизосомы - ...
.
Хлоропласты - .
.
Задание 2. Подпишите части клетки


1 - ..

2. - .

3. - .

4. - .

Задание 3. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·NCLUDEPICTURE "http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ae/Aristotle_Altemps_Inv8575.jpg/200px-Aristotle_Altemps_Inv8575.jpg" \* MERGEFORMATINET 1415

________________________ _________________________ _____________________

Задание 2. Подпишите, каким ученым принадлежат эти достижения
Предложил классификацию организмов, дал название видам растений и животных _______________________
Объяснил, как организмы с течением времени изменяются, приспосабливаются к различным условиям жизни на Земле _______________
Создал учение о биосфере __________________

Проектное задание
Посмотрите книжки с русскими народными сказками. Постарайтесь найти в них информацию о том, как представляли себе окружающий мир древние славяне. Запишите эти сведения

Урок 8 «Контрольное тестирование по теме 1»
Правильный ответ только один!!!
Биология – это
о звездах;
о веществах;
о живой природе;
о Земле, её форме и строении

Первым ученым, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
Н. Коперник;
А. Левенгук;
Р. Гук;
К. Птолемей

Структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют
деталями;
органоидами;
органами;
отделами

Раздражимость характерна
для всех природных тел;
только для животных;
только для растений;
для всех живых существ

5) Клеточное строение имеют
все природные тела;
только животные;
только растения;
все живые существа

Органоиды, отвечающие за дыхание клетки, -
рибосомы;
лизосомы;
митохондрии;
хромосомы

Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название
разглядывание;
измерение;
наблюдение;
эксперимент

Учение о биосфере создал
К. Линей;
В. Вернадский;
Ч. Дарвин;
М. Ломоносов

Может быть несколько правильных ответов!!!
Микология изучает:
растения;
птиц;
плесневые грибы;
одноклеточные грибы;
шляпочные грибы;
животных

Ботаника изучает
деревья;
кустарники;
насекомых;
водоросли;
мхи;
лишайники





Раздел 2. «Многообразие живых организмов»
Урок 9 «Как развивалась жизнь на Земле»

Задание 1. Рассмотрите рисунки и подпишите название животных, обитавших в древнее время. Раскрась рисунки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание 4. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных растений»
Признаки для растения
Сосна
Ель
Лиственница

Отношение к свету





Расположение хвоинок на ветке





Длина хвоинок






Размер и форма шишки





Места обитания






Как используется человеком





Задание 5. Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений»





Задание 6. Подпишите части цветкового растения











Задание 7. Составьте таблицу «Лекарственные растений вашей местности»
Растения
Где растут
Когда цветут
Как использует человек

Чистотел

 
 


Валерьяна

 
 


Ландыш

 
 


Мята

 
 


Ромашка

 
 


Шалфей

 
 


Мелиса

 
 



Урок 17 Значение растений в природе и жизни человека

Задание 1. Заполни схему «Использование
·растений человеком»










[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание 2. Дай определения
Дикорастущие растения – ..
.
Культурные растения – ..
.
Задание 3. Решите задачу:
В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода.
За год 1 га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя ценные для человека вещества фитонциды, способные убивать болезнетворные микробы.
В сутки 1 га леса дает 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе.
В сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа.
Посчитайте для леса площадью 10, 20, 40, 50 га количество поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки, месяц, год. На сколько людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?










Задание 4. Разработайте свод правил поведения в лесу во время прогулок, туристических походов, сбора ягод и грибов (сделайте рисунок)






Урок 18 Признаки царства животные. Простейшие

Задание 1. Дайте определение
Животные – это

Простейшие – это .
.
Лабораторная работа №6
«Простейшие в капле воды»
Цель работы – «познакомиться с представителями простейших и выделить их характерные признаки»
Ход работы
Рассмотрите невооруженным глазом пробирку с водой, выданную вам учителем (талая вода, вода со дна аквариума и т.п.). Что вы видите?

Рассмотрите содержимое пробирки с помощью лупы. Найдите уже знакомых вам простейших
Подготовьте микроскоп к работе
Возьмите из пробирки каплю воды, и поместив ее на предметное стекло, рассмотрите под микроскопом. Отметьте как передвигаются различные простейшие, их внешний вид, размеры, окраску. Зарисуйте увиденное














На основе собственных наблюдений постарайтесь назвать признаки, характерные для представителей Простейших





Вывод по работе:



Урок 19 «Беспозвоночные животные»

Задание 1. Дайте определение
Беспозвоночные – это ...
.
Задание 2. К каким группам относятся беспозвоночные животные, сделайте подписи (раскрасьте рисунки)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5______________ _______________ 1 ___________ ________________
______________ _______________ ___________ ________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2________________ 4 __________________________ 3 __________________________
________________ __________________________ __________________________
Задание 3. Ответьте на вопрос: «По какому принципу животных делят на беспозвоночных и позвоночных?»
.
Задание 4. Разгадайте кроссворд «Беспозвоночные животные», используя рисунки из 3-го задания
1










2























4















5






















Темы сообщений
Представитель иглокожих «Морской ёж»
Использование пиявок в медицине
Кто такие медузы?
Использование человеком моллюсков
Многообразие бабочек

Урок 20 «Позвоночные животные»

Задание 1. Дайте определение
Позвоночные – это .
.
Задание 2. Подпишите части тела рыбы
.
.
.
.
.
.
.
.

Задание 3. Напишите, к каким группам позвоночных животных относятся изображенные организмы (раскрасьте рисунки)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
______________________ ________________ _______________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
____________________ ___________________________________
Задание 4. Укажите основные отличительные черты перечисленных групп животных (используя учебник или Интернет)
Рыбы: .
.
.
Земноводные:
.
.
Пресмыкающиеся:
.
Птицы: ...
.
Млекопитающие: .
.
Урок 21 «Значение животных в природе и жизни человека»
Задание 1. Заполните таблицу «Использование домашних животных»
Название животного
Использование человеком





















Задание 2. Разгадайте кроссворд «Животные» (раскрасьте рисунки)
1





2








3




4








5





6








7






8





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1 2 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4 5 6 7 8
Задание 3. Охарактеризуйте роль каждого животного в жизни человека (животные из задания 2)



,.
Урок 22 Контрольный тест по теме «Многообразие живых организмов».

Правильный ответ один!
1. Ядра не имеют клетки:
животных;
бактерий;
растений;
грибов
Главным признаком покрытосеменных растений является наличие:
спор и листьев;
семян и корня;
плода и цветка;
корня и стебля
Плодовое тело имеют:
все грибы;
только шляпочные;
плесневые грибы;
дрожжи
Майский жук относится к:
ракообразным;
насекомым;
паукам;
моллюскам
Семена есть у
кедра;
сфагнума;
папоротника;
спирогиры
Какая наука изучает растения:
ботаника;
зоология;
микология;
микробиология
Дельфин относится к
земноводным;
рыбам;
пресмыкающимся;
млекопитающим
Стегоцефалы – это древние
земноводные;
рыбы;
птицы;
рептилии
Предком современных птиц ученые считают:
динихтиса;
фороракоса;
стегоцефала;
брахиозавра

Выберите три правильных ответа
К водорослям относятся:
сфагнум;
порфира;
кукушкин лён;
спирогира;
шиповник;
ламинария;
пихта

Установите соответствие
ЦАРСТВА
ОРГАНИЗМЫ


трутовик


сфагнум


амебы


дрожжи


орляк


карась


Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Урок 23 «Три среды обитания»

Задание 1. Дайте определение
Среда обитания – это
..
Задание 2. Заполните таблицу «Основные среды жизни организмов»

Среды жизни
Живые организмы, их населяющие


Наземно-воздушная среда



Водная среда



Почвенная среда



Живые организмы


Задание 3. Рассмотрите рисунки формы тела жуков карапузиков, определить причину их морфологических (внешних) различий
А обитают в перегное
Б обитают под корой деревьев







Задание 4. Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах», используйте материал учебника
Условия жизни
Наземно-воздущная
Водная
Почвенная

Кислород





Вода





Изменение температуры




Свет





Задание 5. Рассмотрите иллюстрации обитателей водной среды. Определите по форме тела, рыб, обитающих на разных глубинах





Урок 24 «Жизнь на разных материках»

Задание 1. Заполните таблицу «Растения и животные разных материков»
Материк
Характерные растения
Характерные животные


Евразия





Африка





Северная Америка





Южная Америка





Австралия





Антарктида




Задание 2. Опишите одно растение или животное







Урок 25 «Природные зоны Земли»

Задание 1. Дайте определение
Природная зона – это .
..
Задание 2. Используя карту в учебнике, цветными карандашами закрасьте отмеченные природные зоны. Подпишите их названия

Условные знаки





Задание 3. Заполните таблицу «Растения и животные природных зон»
Природная зона
Растения
Животные

Тундра




Тайга




Широколиственный лес




Саванна




Пустыня




Влажный тропический лес



Урок 26 «Жизнь в морях и океанах»

Задание 1. Дайте определение
Природное сообщество – это
..
Задание 2. Заполните таблицу «Природные сообщества морей и океанов»
Название сообщества
Характерные представители

Сообщество поверхности воды



Сообщество толщи воды



Донное сообщество




Сообщество кораллового рифа



Глубоководное сообщество



Задание 3. Подпишите и раскрасьте представителей сообществ морей и океанов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
_________________ ________________________________ _______________

___________________ _________________________ ______________
Урок 27 тестирование по разделу «Среда обитания живых организмов»

Выберите один правильный ответ
В наземно-воздушной среде достаточно:
света и кислорода;
кислорода и воды;
воды и света;
воды и тепла
Крот обитает в
почвенной среде;
наземно-воздушной;
водной среде;
организме
Родиной жирафа является:
Австралия;
Евразия;
Африка;
Южная Америка
Императорский пингвин обитает в
Австралии;
Африке;
Антарктиде;
Северной Америке
Родина эвкалипта
Евразия;
Австралия;
Северная Америка;
Южная Америка
Представитель природной зоны Тундра:
утконос;
глухарь;
кедр;
ягель
Представитель зоны широколиственных лесов
дуб;
тушканчик;
орхидея;
ленивец

Установите соответствие между природными зонами и их обитателями
Природные зоны: тундра, пустыня, тайга
ОБИТАТЕЛИ
ПРИРОДНАЯ ЗОНА

Песец


Летяга


Ягель


Кедровка


Саксаул


Лемминг


Варан


Глухарь


Джейран


Скорпион


Заяц-русак


Северный олень


Кедр


Тушканчик


Зебра



Раздел 4 «Человек на Земле»
Урок 28 «Как человек появился на Земле»

Задание 1. Запишите названия предков современного человека в порядке их появления на Земле

Задание 2. Заполните таблицу «Предки современного человека»
Предок
Особенности внешнего строения
Способности
































Задание 3. Рассмотрите картинку и расскажите «чем занимаются древние люди?» (можно составить рассказ «Один день из жизни древнего человека»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Урок 29 «Как человек изменил Землю»
Задание 1. Дай определения
Озоновая дыра – это .
.
Кислотные дожди – это ..
.
Парниковый эффект – это ...
.
Задание 2. Заполните таблицу «Факторы деятельности человека»
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

























Задание 3. Ответьте на вопрос: «Чем опасны радиоактивные отходы?»


Задание 4. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. т ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?


Задание 5. Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Мусоросжигающие заводы: за и против». Заполните таблицу
ЗА
ПРОТИВ














Урок 30 «Жизнь под угрозой»

Задание 1. Дайте определение
Биологическое разнообразие – это
.
Задание 2. Подпишите названия исчезнувших животных
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
____________________ _____________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
____________________________________
Задание 3. Заполните таблицу «Причины исчезновения растений и животных»
Прямое истребление
Непрямое истребление





















Задание 4. Подготовьте сообщение об одном из исчезнувших животных (запишите его план)
Урок 31 «Не станет ли Земля пустыней?»

Задание 1. Дайте определение
Опустынивание – это .
.
Задание 2. Нанесите на контурную карту крупные пустыни мира

Условные знаки





Задание 3. В начале 70-х гг. ХХ в. В одном из районов Черных земель было 850 тыс. га пастбищ. Через 15 лет осталось 170 тыс. га. На остальных землях уже невозможно было вести хозяйство. Подсчитайте, сколько гектаров земель было утрачено за эти годы




Урок 32 «Здоровье человека и безопасность жизни»

Задание 1. Дайте определения
Здоровый образ жизни – это
.
Вредная привычка – это ...
.
Задание 2. Запишите правила здорового образа жизни
.
Задание 3. Заполните таблицу «Ядовитые растения»
Растения
Где растут
Когда цветут
Ядовитый орган

Борщевик

 
 
 

Дурман

 
 
 

Купена

 
 
 

Ландыш

 
 
 

Вороний глаз
 
 
 

Волчье лыко
 
 
 

Лютик ядовитый
 
 
 

Багульник болот.
 
 
 

Клещевина

 
 
 

Чистотел

 
 
 

Белена

 
 
 

Паслен

 
 
 

Картофель

 
 
 




Задание 4. Заполните таблицу «Ядовитые животные»
Вид
Распространение
Ядовитые органы
Последствия

 

 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 

.

Задание 5. По таблице изучите наиболее часто обнаруживаемые в пищевых продуктах высоко опасные патогенные (болезнетворные) микроорганизмы. Какие существую защитные меры против отравления патогенными микроорганизмами
Заболевание
Источник заболевания

Ботулизм
Неправильно обработанные пищевые продукты (консервы, колбаса, рыба, грибы)

Холера
Вода, грязные руки, пищевые продукты

Бруцеллез
Козье молоко и сыр, вареное мясо

Вирус гепатита
Вода, молоко, молочные продукты, салаты, овощи, моллюски

.
.
Урок 33 тестирование по теме «Человек на Земле»

Выберите один правильный ответ
Современные люди относятся к виду
Человек умелый;
Человек разумный;
Человек прямоходящий;
Человек современны
Парниковый эффект связан с
потеплением климата;
увеличением углекислого газа в атмосфере;
образованием озоновых дыр;
кислотными дождями
Среди перечисленных ниже животных ядовитым для человека является
божья коровка;
дождевой червь;
уж;
скорпион
Человек полностью истребил
зубра;
дронта;
латимерию;
китовую акулу
К редким и исчезающим видам животных относят:
морскую корову;
бизона;
дронта;
странствующего голубя

Вымерите три правильных ответа
Во время грозы можно укрыться:
под высокими деревьями;
в зарослях кустарника;
в сухой яме;
на горном склоне;
в сухой траншее;
в воде

Установите соответствие между животными и группами, к которым они относятся. Впишите в таблицу букву Ж – ныне живущие, В – вымершие:
ЖИВОТНЫЕ
ГРУППЫ

Дронт



Тигр



Морская корова



Лиса



Аист












13PAGE 15


13PAGE 143915
©А.А. Морозов Биология 5 класс


Природные объекты

Неживые
Примеры: облака, __________
____________________________________________________
Признаки: ________________
__________________________
__________________________

Живые
Примеры: _________________
____________________________________________________
Признаки: ________________
__________________________
__________________________

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415