Конспект урока по литературному чтению на тему А.С. Пушкин . У Лукоморья


А.С. Пушкин. « У Лукоморья…»
Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);
Задачи:
Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
Воспитательные:
прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
формировать коммуникативные навыки работы в группах;
развивать позитивную самооценку учащихся.
Планируемые результаты:
личностные регулятивные познавательные коммуникативные
научатся проявлять любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии,
научатся принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия. научатся понимать авторскую позицию и выражать собственные впечатления от прочитанного; находить нужную информацию в словарях, в том числе в конце учебника; научатся сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
.
Оборудование к уроку:
Портрет А.С.Пушкина, увертюра оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка ,Т. Хренников – «Руслан и Людмила» ,Т. Хренников "Руслан и Людмила", - тема Финна, выставка книг А. С. Пушкина, ноутбук, проектор, экран, словарь В.И.Даля, клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила", разноцветные лепестки для цветка "Настроение", аудиозапись пролога поэмы «Руслан и Людмила» в исполнении Киреевой Татьяны.
Современные технологии: технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности; информационно-компьютерные технологии.
I. Организационный момент.(1мин)Психологический настрой на работу.Учитель:
– Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Подарите улыбки друг другу
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
II.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2 мин)
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски, Добро цветет в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет!
- Как вы думаете, какова тема урока? О ком будем вести речь на уроке?(ответы учеников) - Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина. А отравимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.
III. Актуализация знаний. (10 мин)
( Звучит музыка , на доске портрет А.С.Пушкина)
На фоне музыки чтение учителем слов с доски:
Пока в России Пушкин длится,Метелям не задуть свечу. (Н. Доризо.)
Посмотрите  внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо.
Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные песни и сказки мамы. Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”.
Рассказ ученика об А.С.Пушкине. ( Слайды 2-4) 1 ученик Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Отец поэта Сергей Львович отставной военный, был потомок знатного рода, страстный любитель поэзии, собрал богатейшую библиотеку. Мать, Надежда Осиповна, была красива, образована, остроумна. Как принято было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров иностранцев. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки. 2 ученик Страсть к поэзии появилась у Пушкина рано. На 8 году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, эпиграммы. В 9 писал басни, пьесы, большую поэму со сказочным сюжетом.
3 ученик. Слайд 5.Самыми близкими сердцу А.С.Пушкина стали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и его няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная, простая русская женщина, мастерица народной речи. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни, сказки запомнились ему на всю жизнь.
Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой…
А ветер сыпал снежной крупкой,
Пути в деревню заметал.
Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке.
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.
Смеялся Пушкин, говоря:
«Какая прелесть эти сказки!»
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.
-У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей Пушкин представляет собой поэта-сказочника. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а, кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. ( Слайды 7-11)К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины… Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом.
Работа в группах. ( 7 мин). Викторина по сказкам А.С.Пушкина (презентация «Что за прелесть эти сказки»)
IV. Первичное усвоение новых знаний. (22 мин)
(Музыка)
В одной из сказок Арины Родионовны имеются такие слова: "У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет –песни поет".
Пролог указывает на некий чудесный, фантастический, волшебный, мифологический славянский мир.
Все было мудро предназначено
Судьбой – и сказка и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все.
Вставала рано.
Но без нее, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
(Звучит увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила»)
Просмотр клипа.
«У лукоморья дуб зелёный…»Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме.Работа со словарем.
- Что такое поэма?
- Что такое лукоморье? Кто знает? Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря В.И.Даля.
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Рисуют в тетрадях).
Словарная работа. Слайд 13.
Эти устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.Техника чтения. Слайд 14.
- А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.(Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл.)
Работа над произведением .-Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте мы  отправимся в лукоморье.Релаксация «У моря»Садитесь поудобнее,  расслабьтесь,  закройте глаза и представьте  каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?  Первичное восприятие текста. ( Прослушивание записи)Беседа по первичному восприятию:- Понравился пролог?
- Что понравилось?
Чтение в паре. Вопросы после чтения: 
-Каким же поэт изобразил лукоморье?(Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным) -Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? (Высказывания учеников)
- Что особенно понравилось и почему? (Высказывания учеников)
- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?(Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.)-Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин? (Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.)-Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?(Высказывания учеников)
-Что вы можете сказать о второй части?(Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.)-Как можно понять строки:
Там королевич мимоходомПленяет грозного царя…
Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину-Какие сказочные персонажи повстречались? Что вы о них знаете?( Ответы) Слайды 15-19.
Физкультминутка. А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят –  нас к себе позвать хотят!
-Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?(Напевное, плавное.)
-Какая должна быть интонация?(Интонация торжественности и таинственности.)
-Как вы можете объяснить слова поэта: «Там русский дух…там Русью пахнет!» Слайд 20Произведение заканчивается так же, как  и народная сказка.
-Как нужно  читать эти строки?(Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.)
Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
- В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.
Ученик читает стихотворение
Если очень захотеть - В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться. Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда. Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки. Читайте Пушкина всегда - Вот вам подсказка, И пронесете сквозь года Вы радость сказки.- Имя Пушкина никогда не забудется : он всегда с нами. Наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.
…Великим быть желаю,
Люблю России честь!
Так сказано им было. Так оно и есть.
 Итог урока. (2 мин)-С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? -Что особенно вам понравилось?Рефлексия «Цветок настроения» (1 мин)Ребята, наше  путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.
Домашнее задание (1 мин) : предлагаю по выбору учащихся: выучить пролог наизусть, выразительное чтение отрывка, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.
Литература:
1.Климанова Л.Ф «Литературное чтение 2 класс»
Кутявина С.В.Поурочные разработки по литературному чтению– М.: Просвещение, 2013г.
Сказки А.С. Пушкина
2.активные ссылки на страницы материалов в Интернете:
http://bibnout.ru/http://ninaantipowa.ucoz.ru/http://nsportal.ru/nachalnaya-shkolahttp://www.resobr.ru/
http://festival.1september.ru/