Сценарий урока по литературному чтению. 3 класс. А.С.Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…


Литературное чтение, 3 класс (УМК «Начальная школа ХХI века»)
Тема урока: А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый»
Учитель: Макарова Анна Геннадьевна
Задачи урока:
Выявить читательский опыт детей (знание произведений А.С.Пушкина)
Познакомить с жанрами произведений А.С.Пушкина
Познакомить с понятиями « эпитет», «олицетворение»
Отработка навыка выразительного чтения
Развитие познавательной активности детей, речи учащихся, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления, умения работать с книгой
Воспитание любознательности, бережного отношения к культурному литературному наследию, умения работать в группах
Планируемые результаты:
- читать осознанно и выразительно, читать по ролям басню;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению;
- использовать простейшие приёмы анализа текста: определять главную мысль произведения, делить текст на части, находить средства художественной выразительности – эпитеты, олицетворения и анализировать мастерство автора в использовании языковых средств;
- работать со словом, с его лексическим значением, пополнять свой активный словарный запас;
- соотносить произведения фольклора с авторскими;
- распознавать положительных и отрицательных героев произведений, осознавать сущность поведения героев, соотносить их поступки с нравственными нормами.

I. Орг. момент

II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
-Мы закончили изучать раздел «Басни». Сейчас кратко вспомним изученное.
-Что такое басня? Что высмеивается в басне?
-Что всегда есть в басне? Что такое «мораль»? (часто мораль в басне высказана прямо, а иногда подразумевается, т.е. имеет скрытый смысл, читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.)
-Назовите мораль басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
-Кто автор и каково название басни, мораль которой звучит так:
1) « Невежды судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.» (И.Крылов. Петух и Жемчужное Зерно.)
2) « Так и у людей: иные не могут добиться успеха , а винят в этом обстоятельства.» (Эзоп. Лисица и виноград.)
3) «У сильного всегда бессильный виноват» (И.Крылов. Волк и Ягнёнок.)
Чтение по ролям басни И.Крылова « Волк и Ягнёнок».
Составление схемы «Баснописцы»
-Каких баснописцев вы знаете? (схема)
Эзоп
И.А.Крылов
Л.Н.Толстой
А.Е.Измайлов
С.В.Михалков
-В следующем году мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова, познакомимся с произведениями других баснописцев, вы узнаете новые имена.


III. Сообщение темы урока.
-На прошлом уроке мы узнали, что Александр Ефимович Измайлов был современником Ивана Андреевича Крылова, т.е. жил с ним в одно время.
-Кто любил читать басни Измайлова, кому нравилось крыловское « весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться»? (А.С.Пушкину) – портрет поэта вывешивается на доску.
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта нашей страны, узнаем, в каких литературных жанрах писал Александр Сергеевич Пушкин, вспомним уже известные вам произведения, поработаем со знаменитым отрывком « У Лукоморья дуб зелёный»

IV. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя о жизни и творчестве А.С.Пушкина
-Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи ещё ребёнком. Известен такой факт. Как-то мальчик долго не засыпал, его спросили: « Почему, Саша, не спишь?». Он ответил: « Сочиняю стихи».
В большой библиотеке отца Саша проводил долгие часы за чтением, читал всё, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по-французски, а русской грамоте его выучила бабушка.
В долгие зимние вечера любил Саша слушать сказки няни Арины Родионовны.
Любовь к произведениям фольклора он пронёс через всю жизнь и выразил в своём творчестве: великолепные сказки А.Пушкина и сейчас считаются лучшими литературными произведениями этого жанра.
Страсть поэта к сочинительству стала прочной в период его обучения в Царскосельском лицее, где талантливые учителя словесности развивали творчество юношей и их интерес к поэзии.
Великий поэт оставил нам в дар более тысячи стихов, поэм, драматических произведений, повестей и сказок. По его произведениям снято много фильмов и мультфильмов.
Составление схемы « Жанры произведений А.С.Пушкина». Работа с выставкой книг
-Что писал А.С.Пушкин? (стихи)
-А какой жанр произведений А.С.Пушкина вам хорошо известен и наиболее любим? (сказки)
Дети работают с выставкой книг (работа учащихся в группах), рассматривают титульные листы, определяют жанр произведений и дополняют схему (поэма, роман, повесть, рассказы)
Актуализация знаний. Повторение изученных сказок.
-Давайте вспомним сказки А.С.Пушкина. Им написано 7 сказок, 5 из них вы прекрасно знаете.
По вопросам дети узнают сказку и на доске появляются иллюстрации к каждой сказке.
---« Ещё пуще старуха бранится» Это отрывок из сказки(Сказка о рыбаке и рыбке.)
---Из какой сказки эти предметы: яблоко, зеркало, хрустальный гроб? (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях.)
--- Вот он кричит: « Поди-ка сюда, верный мой работник» (Сказка о попе и его работнике Балде.)
--- Герои какой сказки царь Дадон, Шамаханская царица. Царь Дадон решал свои государственные дела при помощи домашней птицы. (Сказка о золотом петушке.)
--- В какой сказке молодой царевич являлся к отцу в образе комара, мухи, шмеля? (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
---Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года.)
--- Какую песенку пела белочка? ( Во саду ли, в огороде.)
--- За какую плату Балда договорился работать у попа? (В год за три щелка попу по лбу)
- Вы вспомнили пять сказок Пушкина. Еще им были написаны 2 сказки: «Сказка о Медведихе» и «Жених».
- Попробуйте закончить строчку из произведения А.С.Пушкина.
--- Он видит сумрачный курган; у ног Людмилы спит (Руслан)

Знакомство с новым произведением.
- Из какого произведения герой Руслан? (Сказочная поэма « Руслан и Людмила»)
Показ книги. Чтение первых 6 строчек
-Откройте учебник на стр. 57
Просмотр мультфильма « У лукоморья дуб зелёный» (Видеочтение произведения профессиональным чтецом)
-Каким вы представляете лукоморье?
-Прочитайте самостоятельно для себя данный отрывок (стр. 57-58)
-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 59.Найдите чудеса.
Перечитаем отрывок и попробуем разделить его на части.
Знакомство с понятием «олицетворение»
Вводится понятие «олицетворение» (выразить, представить в образе живого существа)
Прочитать примеры из текста.

Выборочное чтение.
-Найдите слова, которые доказывают, что это не самостоятельное произведение, а отрывок большого произведения (Одну я помню: сказку эту поведаю теперь я свету)
- Если сравнить с русскими народными сказками, то чем бы этот отрывок являлся в них? (Присказка).
Словарная работа. Работа над выразительностью чтения.
- Перечитаем по частям, попробуем понять смысл незнакомых вам слов.
Что значит «златая»?
Как понимаете слово «дол»?
Объясните слова «невиданные» и «неведомый».
- Значения каких слов вам еще не понятны. ( Дети находят слова, читают их и объясняют смысл)
Вводится понятие «эпитет» (образное, художественное определение)
Выполнение задания в рабочей тетради. Стр.46, №2 (Перечитайте отрывок. Какая строка говорит о восхищении поэта лукоморьем?)
V. Итог урока.
-Сказки Пушкина пронизаны не только волшебством, таинственностью, учат добру, справедливости, но и в них много юмора.
- Назовите положительных и отрицательных героев из сказок А.С.Пушкина.
- Какие сказки вы вспомнили при чтении этого отрывка?
Домашнее задание.
Стр.57-58 выучить наизусть.
Когда будете рассказывать, обращайте внимание на знаки препинания, паузы, тон и темп чтения.
Рабочая тетрадь. Стр.45 №1,стр.46№3.
15