Образовательная программа по ландшафтному дизайну


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Ая – ганга»
Рассмотрено на заседании МС Утверждено:
МБОУДОД ЦДОД «Ая – ганга» Директор МБОУДОД ЦДОД «Ая – ганга»
Протокол № от ___________ ____________М.Г. Ринчинова___________________ 2014г.


Образовательная программа
«Ландшафтный дизайн»
Составитель: Очирова С.Ж.
педагог дополнительного образования
Вид программы:модифицированнаяВозрастной диапазон освоения программы:
Средняя группа – 10 – 14 лет
Срок обучения: 1 год
Гусиноозерск
2014
Структура дополнительной образовательной программы
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание курса
Методическое обеспечение
Список литературы

1. Пояснительная записка
Ландшафтный дизайн - особый вид деятельности, направленный на создание искусственной среды для жизнедеятельности человека путем активного использования природных компонентов (рельеф, вода, растительность и т. д.).
Программа Ландшафтный дизайн создана на основе программы Л.К. Козакова «Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования» 2008 г. В ней изложены основы классического ландшафтоведения: объекты и предметы исследований, история и предпосылки развития, базовые понятия, представления об организации ландшафтов, факторах их дифференциации, связях между ними, классификации и типологии, динамике геосистем. Программа соответствует примерным требованиям к образовательным программам дополнительного образования детей.
Данная образовательная программа разработана для реализации содержания дополнительного эколого – биологического образования, знакомство с ландшафтным дизайном, приобщает к прекрасному удивительному миру растений, учит видеть любое растение с экологической и с эстетической точки зрения. Это попытка ребенка не только изучить закономерности существования природных сообществ, но и воссоздать их своими руками.
Программа рассчитана на один год обучения. За год обучения воспитанники знакомятся с общими понятиями, азами ландшафтного дизайна. Большая часть времени занята практическими и творческими занятиями, а также коллективным проектированием. Теоретические занятия закрепляются практическими. Основные задачи решаются постепенно, последовательно.
Кроме того на занятиях используются экологические здоровьесберегающие технологии, которые направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и учебной деятельности воспитанников, гармоничных взаимоотношений с природой. В нашем Центре дополнительного образования это обустройство территории при Центре.
Благоустройство и озеленение пришкольной территории очень важный и ответственный процесс. Окруженный зеленью и оформленный участок не только воспитывает чувство прекрасного, бережное отношение к природе, а также способствует общению, психологической разгрузке воспитанников, снятию стрессов, создает условия для повышения двигательной активности, снятию зрительного напряжения, профилактике заболеваний дыхательной и сердечно - сосудистой систем.
Взаимодействие воспитанника с живыми растениями в учебных кабинетах уменьшает напряженность, повышает концентрацию внимания, а также учит бережному отношению к природе. Растения насыщают воздух кислородом в помещении и очищают его от пыли, тем самым способствуя укреплению здоровья детей.
Новизна и актуальность данной образовательной программы состоит в том, что грамотно спланированный, засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками участок может стать оазисом экологической культуры. Вопросы приобщения воспитанников к природе, воспитание чувства гармонии с ней в данный момент очень актуальны. Реализация данной программы вносит большой вклад в развитие Центра дополнительного образования детей, а именно благоустройство и озеленение участка.
Цель курса: освоение воспитанниками специальных знаний – изучение основ композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна
Задачи:
1. Обучающие:
- знакомство на практике со спецификой деятельности, соответствующей данной профессии;
2. Воспитывающие:
- расширение представлений воспитанников об окружающем мире;
- формирование у них художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
- формирование коммуникативных навыков, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи;
- воспитание бережного отношения к природе, изучению влияния ее на собственное здоровье;
- воспитание любви к своему городу, своему отечеству, гражданской ответственности.
3. Развивающие:
- формирование у воспитанника способности к самореализации;
- стимулирование его творческой и познавательной активности;
Программа отличается от других программ тем, что
- расширяет возможности образовательной области ландшафтного дизайна через дополнительное образование детей;
Позволяет активно использовать при проведении занятий проектную деятельность
- позволяет оздоровить окружающую среду и окультурить территорию;
- ориентирует на развитие творческого потенциала воспитанников разных возрастных групп в творческом объединении за 1 год обучения соразмерно личной индивидуальности;
- воспитывает ответственное отношение к природе и здоровью человека;
- помогает воспитанникам проявлять творческую инициативу в проектировании и создании декоративно оформленного участка;
- развивает их познавательную активность;
- повышает мотивацию детей к занятиям с использованием игровых заданий
Форма и методы работы:
- создание и презентация проектов ландшафтного дизайна участка, как при Центре дополнительного образования, так и личных приусадебных участков;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- практические работы;
- лекции;
- устные и реферативные сообщения воспитанников по историографии вопроса (Развитие садово-паркового строительства в России», «Знаменитые сады и парки мира» и т. д.);
- демонстрация кинофильмов, диафильмов, слайдов;
- экскурсии.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник должен уметь:
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьера или участка;
- подбирать растения, соответствующие данным условиям и назначению;
- оформлять интерьер по законам этики;
- ставить проблемные эксперименты;
- выполнять самостоятельную работу;
- работать с дополнительной литературой
- обсуждать результаты, делать выводы;
- участвовать в дискуссиях, работать на аудиторию, развитие коммуникативных способностей (например, при защите проекта, презентаций).
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения. На занятия отводится 4 часа в неделю, всего 144 часа в год.
Режим работы: двухчасовые занятия проводятся по 45 минут каждый час с 10 – минутным перерывом, два раза в неделю.
Возраст воспитанников: от 10 до 14 лет.
Форма подведения итогов реализации: защита проектов «Благоустройство и озеленение участка при Центре дополнительного образования», фотовыставка.

2. Учебно-тематический план
№ раздела Наименование разделов Всего часов Теория Практика
1 Ландшафтный дизайн. История и современность 8 4 4
2 Стили ландшафтного дизайна 10 4 6
3 Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве 24 16 8
4 Экологическое значение зеленых насаждений 6 4 2
5 Композиционные элементы ландшафтного дизайна 12 4 8
6 Многообразие видов зеленых насаждений 34 14 20
7 Технология выращивания цветковых растений
(агротехника) 14 4 10
8 Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества 4 2 2
9 Решение проблем ландшафтного дизайна 28 6 22
10 Подведение итогов работы объединения 4 2 2
Итого 144 60 84
3. Содержание учебной программы
Раздел 1. Ландшафтный дизайн. История и современность (8 ч).
Вводное занятие. Характеристика учебного процесса. Правила техники безопасности. Что такое ландшафтный дизайн. Входная диагностика. История садово-паркового искусства. Основные стадии ландшафтного проектирования.
Практическая работа 1: анализ территории. Составление ситуационного плана. Экскурсия-посещение учреждений-призеров ежегодного районного конкурса по ландшафтному дизайну.
Раздел 2. Стили ландшафтного дизайна (10 ч).
Всемирно известные стили ландшафтного планирования. Заочная экскурсия по известным садам и паркам мира. Выбор стиля, дизайнерское решение. Основные правила ухода за садом.
Практическая работа 2: зарисовка условных обозначений, элементов в ландшафтном дизайне.
Практическая работа 3: характеристика стиля.
Раздел 3. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве (24 ч).
Понятие о древесных растениях. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Общие сведения о цветочно-декоративных растениях. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.
Практическая работа 4: функциональное зонирование территории.
Практическая работа 5: составление плана дорожной сети.
Практическая работа 6: составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка. 10 видов, из которых 5 видов деревьев, 5 видов красиво - цветущих кустарников, при необходимости вертикального озеленения указать видовой состав. По 5 видов одно- и многолетников, луковичных, клубневых.
Практическая работа 7: подготовка посадочного материала
Раздел 4. Экологическое значение зеленых насаждений (6 ч)
Влияние на тепловой режим, влажность воздуха и степень его подвижности. Роль в процессе газообмена, в борьбе с загрязнением атмосферы. Защитная роль зеленых растений в борьбе с городским шумом.
Практическая работа 8: составление дендро-плана участка
Раздел 5. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения (12 ч)
Понятие композиции и масштабности. Композиция. Симметрия, асимметрия. Свет. Цвет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм. Пропорциональность. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.), специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.
Просмотр фильма «Ландшафтное искусство».
Практическая работа 9: составление посадочного чертежа
Практическая работа 10: подготовка земли и контейнеров для рассады
Практическая работа 11: посев семян рассады
Раздел 6. Многообразие видов зеленых насаждений (34 ч)
Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи, живые изгороди. Виды альпинарии. Понятие газона, Виды газонов. Использование камней в ландшафтном искусстве. Оформление сада на балконе. Оформление веранд, балконов, стен домов с помощью вертикального озеленения. Способы употребления вертикального озеленения. Сооружения для удобства и для художественного оформления участка (беседки, трельяжи, лестницы). Понятие культурного назначения фонтана. Виды фонтанов, водопадов, каскадов. Решение кроссвордов, теста
Практическая работа 12: разработка покрытия пешеходных дорожек
Практическая работа 13: проектирование цветочного оформления. Варианты: 1) двусторонняя рабатка; 2) треугольная клумба с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордер из многолетников. Использование камней, валунов, плит для оформления цветников
Практическая работа 14: уход за рассадой
Практическая работа 15: «проектирование альпийской горки»
Практическая работа 16: разработка эскиза надписи камнями на лицевой части территории.
Практическая работа 17: составление генерального плана
Раздел 7. Технология выращивания цветковых растений (агротехника) (14 ч)
Меры борьбы с вредителями растений. Меры борьбы с болезнями растений. Основные принципы и правила подбора посадочного материала
Практическая работа 18: Уход за рассадой. Подготовка почвы.
Практическая работа 19: подготовка клумб, цветников, бордюров.
Практическая работа 20: составление сметы проектной деятельности. Уход за рассадой
Раздел 8. Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества (4 ч)
Востребованность услуг ландшафтного дизайнера, возросшая с повышением уровня благосостояния людей. Престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории. Практическая работа 21: «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации». На основе прайс-листов, предоставленных фирмой по благоустройству и озеленению.
Раздел 9. Решение проблем ландшафтного дизайна (28 ч)
Важнейшие показатели экологического состояния почв. Влияние зимних холодов на садовые растения.
Практическая работа 22: оформление надписи камнями на лицевой стороне участка.
Практическая работа 23: подготовка материалов к итоговой презентации
Практическая работа 24: подготовка почвы. Высадка рассады в грунт. Уход за посадками: полив, прополка.
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (4 ч)
Итоговое занятие. Итоговая конференция. Выставка и презентация отчетных работ воспитанников. Подведение итогов прохождения курса.


Этапы педагогического контроля
№ п/п Виды контроля Содержание контроля Формы контроля
Вводный Общая эрудиция, ценностные ориентации
1 Знания об основах ландшафтного дизайна. Первичная диагностика воспитанности воспитанников. Беседа, викторина, написание рефератов, тестирование.
Наблюдения за детьми
Текущий Освоение текущего материала по темам
2 Знания об условиях содержания, приемах агротехники, биологических особенностях растений, значении зеленых насаждений. Многообразие видов зеленых насаждений
Текущий контроль диагностики воспитанников. Викторина, рефераты, практическая работа.
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач
3 Знания основ ландшафтного дизайна, основ проектной деятельности ассортимент декоративных растений.
Итоговая диагностика воспитанности воспитанников Защита проектов.
Наблюдения за детьми
Методические рекомендации, указания, заключения по условиям реализации программы
В процессе реализации программы используются такие методические приемы, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес воспитанников к обучению и к себе, создавая ситуацию успеха, используя при этом: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические занятия; познавательные игры; методы эмоционального стимулирования; творческие задания; анализ, обобщение, систематизация полученных знаний и умений; проблемные поисковые формы занятий; выполнение работ под руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа; подготовка к экспериментальной работе; контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции.
Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающиеся, продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные. Наряду с традиционными формами организации учебных занятий, программой предусмотрены и нетрадиционные:
- защита творческого проекта;
- тренинги знакомства, общения, эрудиции;
- конкурсы мастерства, интеллектуальные игры, викторины.
Занятия оснащены информационным материалом, дидактическим и раздаточным материалом, деловыми и развивающими играми, фотоальбомами.
Зависимость работы ландшафтного дизайнера от сезонов года диктует требование подчинить этому содержание программы. Осенью изучается теоретические основы. Организуются экскурсии.
Зима - это период покоя для растений, но не для растениеводов. На занятиях дети узнают, как лечить растения, если они заболели, выращивают цветочную рассаду, а самое главное будут учиться составлять вместе с педагогом проект благоустройства и озеленения.
Самый ответственный сезон - весна. Планирование посадок, разбивка газонов, посев, пикировка, высадка растений - все это предполагает приобретение определенных теоретических знаний и практическое их использование.
Программой предусмотрено практически на каждом занятии знакомство с несколькими видами растений, используемыми в дизайне, изучение их экологии, истории происхождения, зарисовка. Из лучших рисунков составляется журнал "Азбука растений". Изученным растениям воспитанники готовят паспорта.
На занятиях по программе используются фотографии, альбомы-определители, гербарии, коллекции семян, буклеты, открытки, фильмы о таинственной жизни удивительных растений о практическом воплощении в жизнь проектов по озеленению.
В течение учебного года предполагаются экскурсии в лес, по озелененным и благоустроенным местам города Гусиноозерска с целью изучения различных форм и видов озеленения, посещение выставок цветов. Обязательны осенние и весенние экскурсии по городу с целью обучения различным способам обустройства газонов, рабаток, клумб.

Терминология ландшафтного дизайна
Аллея - свободно растущие или формованные деревья, высаженные в один или более рядов по обеим сторонам пешеходных или транспортных дорог.
Альпинарий - часть ботанического сада, имитирующая горный пейзаж, для экспонирования растений альпийской флоры или декоративная экспозиция на озеленённой территории.
Архитектурно-ландшафтный ансамбль - завершённый композиционно и функционально архитектурно-ландшафтный объект.
Арабеска - цветник или элемент цветника вычурного растительного рисунка, для создания которого используются декоративные травянистые растения, формованные кустарники и нерастительный материал.
Бордюр - неширокая полоса из низкорослых кустарников, однолетников или многолетников, окаймляющая газоны, площадки, дорожки, цветники.
Бульвар - озеленённая территория общего пользования вдоль магистралей, набережных в виде полосы различной ширины, предназначенная для пешеходного транзитного движения и кратковременного отдыха.
Газон - травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции
Газон луговой - газон или улучшенный травяной покров, содержащийся в режиме луговых угодий, допускающий хождение, игры и отдых на траве.
Газон мавританский - газон, создаваемый посевом семян газонных трав и цветочных растений.
Газон партерный - газон, создаваемый в наиболее парадных местах объекта озеленения, однородных по окраске, густоте и высоте травостоя.
Газон спортивный - газон на спортивных площадках, создаваемый посевом семян газонных трав, устойчивых к вытаптыванию.
Группа садово-парковая - не менее трёх экземпляров древесных и (или) кустарниковых растений, полностью обозреваемых с одной точки, находящихся на уровне посадки.
Густота посадки - число растений, высаженных на единицу площади.
Двулетники - двулетние и многолетние декоративные растения, используемые для озеленения в течение двух сезонов вегетации.
Дернина рулонная (дёрн-скрутка) - дернина газонных трав, выращенная посевом семян на специальных матах рыхлой структуры из растительного или искусственного волокна.
Изгородь живая - свободно растущие или формованные кустарники, реже деревья, высаженные в один или более рядов, выполняющие декоративную, ограждающую или маскировочную функции.Клумба - цветник правильной геометрической формы плоского или повышающегося к центру профиля, один из основных элементов цветочного оформления архитектурно-ландшафтных объектов.
Ландшафтная композиция - гармоничная соподчинённость элементов ландшафтной композиции, обусловленная замыслом и назначением объекта, образующая единство организуемого пространства.
Примечание: к элементам ландшафтной композиции относят: местоположение, рельеф, насаждения, водоёмы, дорожная сеть и покрытия, малые формы.
Лунка приствольная - верхний горизонт посадочной ямы, обнесённый по периметру земляным валиком, устраиваемый для каждого растения или общий для группы растений.
Малые формы садово-парковой архитектуры - элементы оформления архитектурно-ландшафтного объекта, объединенные общим художественным замыслом, выполняющие утилитарные и декоративные функции.
Массив садово-парковый - множество древесных и (или) кустарниковых растений на определённой территории свободной конфигурации, не обозреваемых с одной точки на уровне посадки.
Миксбордер - цветник вытянутой формы, создаваемый на фоне стены или плотной посадки из различных видов цветочных растений, гармонически связанных в единое целое обеспечивающих непрерывность цветения.
Многолетники - многолетние травянистые декоративные растения.
Моносад - сад или его часть, где культивируются растения, принадлежащие одному роду.
Насаждения зелёные - совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определённой территории.
Обрезка омолаживающая - глубокая обрезка ветвей до их базальной части, стимулирующая образование молодых побегов, создающих новую крону.
Обрезка санитарная - обрезка больных, поломанных, засохших ветвей.
Обрезка формовочная - обрезка кроны с целью придания растению определённого габитуса, ему не свойственного.
Объект архитектурно-ландшафтный - территория, организованная по принципу ландшафтной архитектуры, в соответствии с функциональным назначением.
Одерновка - создание травяного покрова с помощью естественной или рулонной дернины.
Однолетники - декоративные травянистые растения, цикл развития которых ограничен одним сезоном вегетации, и многолетние травянистые растения, возделываемые как однолетники.
Озеленение вертикальное - декорирование вертикальных плоскостей вьющимися, ниспадающими растениями.
Партер - парадная, открытая часть парка, сада или самостоятельный объект с вычурной или строгой внутренней планировкой и отделкой в зависимости от художественного замысла.
Планировка архитектурного объекта вертикальная - комплекс мероприятий, направленный на обработку существующего рельефа, в зависимости от композиционного решения строящегося архитектурно-ландшафтного объекта с максимальным сохранением растительности и почвенного покрова.
Прикоп - место временного хранения в открытом грунте выкопанного посадочного материала до его посадки на постоянное место.
Рабатка - цветник правильной продолговатой формы, устраиваемый обычно вдоль дорожек и стен, длина которого в три или более раз превышает ширину
Растения клубнелуковичные - травянистые растения, многолетней частью которых является клубнелуковица.
Растения ковровые - низкие декоративно-лиственные или обильно цветущие травянистые растения, каждое из которых в массе даёт поверхность определённого цвета.
Растения контейнерные - деревья или кустарники, а также цветочные растения, содержащиеся в емкостях соответствующих габаритов, используемые для создания передвижных садов на открытых площадках и в интерьерах.
Растения луковичные - травянистые растения, многолетней частью которых, являются разного типа луковицы.
Растения почвопокровные - группа стелющихся низкорослых травянистых и кустарниковых растений, обладающих вегетативной подвижностью, способных к активному захвату новой площади и удержанию её за собой.
Реконструкция архитектурно-ландшафтного объекта - усовершенствование функционирования архитектурно-ландшафтного объекта в изменившихся условиях, предусматривающее изменение планировки и размещения посадок.
Ремонт архитектурно-ландшафтных объектов капитальный - комплекс периодически проводимых мероприятий по ремонту насаждений, дорожной сети, водопровода, малых форм при износе более 25%.
Ремонт архитектурно-ландшафтных объектов текущий - комплекс постоянно проводимых мероприятий по ремонту насаждений, дорожной сети, водопровода, малых форм при износе до 25%.
Реставрация архитектурно-ландшафтного объекта - восстановление зелёных насаждений и планировки архитектурно-ландшафтного объекта в полном соответствии с первоначальным замыслом.
Рокарий - часть озеленённой территории, в оформлении которой ведущую роль играют живописно размещённые каменные глыбы различного размера.
Роща - однородный древесный массив или его часть.
Солитер - отдельный декоративный экземпляр дерева или кустарника на открытом пространстве или на фоне массива, как акцент ландшафтной композиции.
Стенка подпорная - элемент вертикальной планировки в виде специальной конструкции, сдерживающий подвижку грунта и часто имеющий декоративную обработку.
Устойчивость зелёных насаждений - способность насаждений сохранять характер функционирования в условиях воздействия антропогенных факторов.
Цветник - участок геометрической или свободной формы с высаженными одно-, дву-, или многолетними растениями.
Шпалера - деревья и кустарники, высаженные у стен и опор, оформленные в виде вертикальной плоскости.
Экзотарий - участок сада или парка, на котором создается временная открытая композиция тропических экзотов из коллекций оранжерей

Литература для педагога
Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А. Декоративные растения. Т. 1 / Деревья и кустарники / – М.: Издательство АСТ, 2000.
Аксенов, Е. С., Аксенова, Н. А. Декоративные растения. Т.2/ Травянистые растения. – М.: Издательство АСТ, 2000.
Алан и Джилл Бриджуотер. Сооружения из камня в вашем саду – М.: «Арт-Родник», 2004
Алан и Джилл Бриджуотер. Сооружения из кирпича в вашем саду – М.: «Арт-Родник», 2004
Белочкина Ю.В. Ландшафтный дизайн. - Харьков: Фолио, 2006. - 316 с.
Голубева О.Л. Основы композиции., - М.: 2001.
Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: учебное пособие, 2-е изд., - СПб.: Питер, 2011. – 192 с.
Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн: уч. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.
Рубцов, Л. И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. – Киев: Наукова дума, 1970.
Сапелин Александр Уроки садового дизайна. Садовые компзиции. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008
Сотникова В.О. Ландшафтная архитектура: уч.пособие., - Ульяновск.: УлГТУ, 2010. – 145 с.
Стенин Иван Курс рисунка. Метод. пособие для ландшафтных дизайнеров. – М., 2009
Стойчев Любен Ив. Парковое и ландшафтное искусство. – София, 1982.
Тим Ньюбери. Все о планировке сада. – М.: «Кладезь Букс», 2003
Чаховский, А. А. – Красивоцветущие кустарники для садов и парков. – Минск, 1988.
Чувикова, А. А. Практикум по цветоводству. – М.: Колос, 1984.
Шорохов Е.В. Композиция. Учебное пособие. – М., 1986.

Список литературы для воспитанников и родителей
«Декоративное цветоводство», Ленинград «Колос» - 1980 г.
Дэвид Сквайр «Уход за комнатными растениями», Москва, Крон-Пресс – 1998 г.
Филлинс С. « Выращивание растений в цветочных горшках», Москва, Крон-Пресс – 1998 г.
Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника», Москва, АСТ-Пресс – 1991 г.
Дмитриев Ю. «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес», Москва, «Русский язык» - 1991 г.
Ян Еник «Иллюстрированная энциклопедия лесов», «Артел» - 1998 г.
Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины», Ленинград, «Колос» - 1985 г.
Поспелов С. М., Арсеньев М. В. «Защита растений», Ленинград «Колос», 1985 г.
Лунц Л. Б. « Городское зеленое строительство», Москва – 1988 г.
Пиманов А. А. «Зеленые страницы» Москва - 1991 г.