Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования по преодолению общего недоразвития речи и по профилактике нарушений письменной речи у первоклассников




Утверждаю
Директор
ИвановаТ,В________________


Программа логопедической работы
по преодолению общего недоразвития речи и по прфилактике нарушений письменной речи у первоклассников
обучающихся по программе VIIвида.



Составитель:
Лапина М.П.
учитель-логопед
АМОУ «СОШ №1»
р.п. Крестцы





2014-2015 уч.год


Пояснительная записка.
Предлагаемая программа логопедических занятий предназначена для учащихся первых классов с ОНР страдающими задержкой психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. В популяции учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 до11%.
Понятие задержка психического развития психолого-педагогическое и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребёнка как целого. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные (минимальные)органические повреждения мозга, или врождённые, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периоде жизни ребёнка. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную( или хотя бы основную) его причину.
Термин «задержка» подчёркивает временный(несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.
Общее недоразвитие речи (ОНР)- сложное речевое растройство,при котором у детей с отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
При логопедическом обследовании этих школьников часто выявляется анимичность лицевой мускулатуры, такие нарушения подвижности органов артикуляционного аппарата,как неточность, недостаточный объём речевых движений, замены ,вялость мышечного тонуса, повышенная истощаемость.
Тонкая моторика у них характеризуется неточностью и неполным объёмом, трудностями переключения с одного движения на другое.
Обследование пространственного восприятия у этих детей показывает нарушение восприятия схемы тела, зеркальное конструирование, недифференцированное восприятие сходных изображений.
При повторении серий из 3 слогов с фонетически близкими звуками наблюдается:смешение глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуков. Испытывают большие трудности в звукобуквенном анализе слов.
Ограниченный объём словаря.
Рассказы характеризуются бедностью Языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Дети часто не сохраняют основной сюжет линии при пересказе , соскальзывают на второстепенные детали.
Таким образом, особенности речи у этих детей характеризуется нарушением речи как системы; своеобразие речи отражает недоразвитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Теоретическими предпосылками исследования проблемы стали представления о:
*возрастные особенности формирования речевой функции (Л.С.Выготский, Л.О.Бадалян);
*принципах анализа речевых нарушений (Э.А.Александрян, Л.Т.Жуба,Е.М.Мастюкова, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия);
*выраженных дефектах речи, которые наблюдаются у40-50% младших школьников с ЗПР ( М.Е. Хватцев, Е.В. Мальцева , Р.Е. Левина, Г.А. Каше,Р.И. Лалаева, Е.В.Соботович)
Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:
знания и представления об окружающем мире.
Умственные операции. действия и навыки.
Речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
Познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации.
Регуляция поведения.
Всё коррекционно - логопедическое воздействие носит комплексный характер,и и осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально- психологических особенностей детей, особенностей их психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.
Логопедическая работа с детьми страдающими ЗПР с ОНР ведётся по следующим направлениям:
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
формирование пространственных представлений;
* развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений, ручной и артикуляторной моторики;
коррекция нарушений звукопроизношения, искажения звукослоговой структуры слова;
развитие лексики ( обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
формирование анализа структуры предложений;
развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Коррекционно- развивающие логопедические занятия по данной программе будут проводиться с учениками 1-а и 1-б класса АМОУ «СОШ№1» Лотоцким Радионом , Егоровым Алексеем и Михайловым Евгением. Т.к по заключению ПМПК ему рекомендованы занятия по преодолению ОНР III уровня, занятия по профилактике нарушений письменной речи.























Календарно-тематическое планирование для учеников 1-б, 1-а класса 2014-2015 уч.г
.

Месяц
Тема и содержание коррекционной работы.
Основные цели и задачи
часы

Сентябрь
Обследование
Уточнение пространственно-временных представлений
Уточнение пространственных взаимоотношений
Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфологического анализа слов.
2
1

1

Октябрь
Определение схемы тела.

Графическое воспроизведение направлений










Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений ,букв.
Упражнения на развитие ритма




Упражнения на развитие речевого выдоха.
Учащиеся должны осознавать схему собственного тела, определять направления в пространстве, ориентироваться в окружающем «малом» пространстве. Тренировка в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков (тренировка руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

Развитие ручной моторики.


Развитие ритма подготавливает детей к работе над звукослоговой структурой слова,над ударением,интонационной выразительностью.
Формировать правильную воздушную струю.
1


1












1




2






ноябрь
Подготовительные упражнения(артикуляционная гимнастика). Развитие фонематического слуха.



Развитие связной речи
Подготовка органов артикуляции к правильному произнесению звуков.
Подготовить детей к различению и выделению на слух речевых единиц:слов,слогов,звуков.

1. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
2. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
3. Расширение объёма правильно произносимых существительных -названий предметов, объектов их частей; названий природных явлений.
4. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесённости и совершенствование на этой основе понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
5.Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов(выезжать,въезжать, подъезжать,заезжать), возвратных и невозвратных глаголов (чистить – чиститься).
6. Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными и прилагательными с ласкательными суффиксами.
7. Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов – антонимов.
8. Расширение понимания значения простых предлогов(в,на,у, под, над,за, с, со,из)и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов в речи.
9. Закрепление в экспрессивной речи введённых в неё ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.


5

Декабрь
Постановка звука
Добиваться правильного произношения звуков
4

Январь
Автоматизация звука в слогах.(прямых,обратных, со стечением согласных
Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведётся с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. Развивать слуховой самоконтроль,мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память ,внимание. Работа над пополнением активного и пассивного словарного запаса
3

Февраль
Автоматизация звука в словах (в начале ,в середине,в конце слова)
Закрепление звука в словах(в разных позициях)
Произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове





Автоматизация в предложениях.
Отработка правильного произношения звука.








Пополнять словарный запас. Развивать речь. Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи
2











2

Март
Автоматизация во фразовой речи.


Отработка правильного, чёткого произношения во фразовой речи.


3




Апрель
Автоматизация в коротких рассказах.







Автоматизация в длинных рассказах.
Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. учить находить главную мысль в рассказе. учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картин.
Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь,словарь.
5

Май
Дифференциация звуков:
*изолированное произношение;
*в слогах;
*в словах;
* в предложениях;
*чистоговорках;
* стихах

Обследование
Учить детей различать звуки и правильно употреблять их в речи.
3








1



















Календарно-тематическое планирование для учеников 2-а и 2-б класса 2015-2016 уч.г


Дата
№ п/п
№ в теме
Тема
Количество часов

/ этап. Диагностика
2





Обследование состояние общей, мелкой и артикуляционной моторики, звукопроизношения
Обследование импрессивного и экспрессивного словаря ребенка Исследование состояния чтения. Исследование оптико-пространственных представлений
1





Обследование состояния самостоятельного списывания текста Обследование фонетико-фонематических процессов
Обследование грамматического строя речи
1


// этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений
13





Автоматизация звука с в словах во фразах
1





Автоматизация звука з в словах во фразах
1





Дифференциация звуков с - з в словах во фразах
1





Автоматизация звука ш в словах во фразах
1





Автоматизация звука ж в словах во фразах
1





Дифференциация звуков ш - ж в словах во фразах
1





Дифференциация звуков с ш в словах во фразах
1





Дифференциация звуков з-ж в словах во фразах
1





Автоматизация звука ц в словах во фразах
1





Дифференциация звуков с ц в словах
1





Дифференциация звуков ть - ц в словах
1





Автоматизация звука ч в словах во фразах
1




Дифференциация звуков ть - ч в словах, фразах,в стихах
1

/// этап. Коррекция фонетико-фонематических нарушений. Профилактика нарушений письменной речи
17





Автоматизация звука л в слогах
1





Автоматизация звука л в начале слов в середине слов в конце слов
1




Автоматизация звука л в словах со стечением согласных






Автоматизация звука л во фразах в стихах, текстах
1





Автоматизация звука ль в слогах, словах во фразах
1





Автоматизация звука р в слогах
1





Автоматизация звука р в начале слов в середине слов в конце слов
1




Автоматизация звука р в словах со стечением согласных






Автоматизация звука р во фразах в стихах, текстах
1





Автоматизация звука рь в слогах, словах
1





Автоматизация звука рь во фразах
1





Дифференциация звуков л - р в слогах, начале слов
1





Дифференциация звуков л - р в середине слов
1





Дифференциация звуков л - р в конце слов
1





Дифференциация звуков л р во фразах
1





Дифференциация звуков л р в стихах, текстах
2



1
Обследование
2






























































Список литературы
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
2.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
3.Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.
4.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997.
5.Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
6.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
7.Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития.- Каро, Сан.-Петербург,2004 г.
15