Презентация на тему: Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка


Исследовательский проект:«Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка» Автор исследования:ученица 9 классаМОУ-СОШ с. ПисаревкаСерикова КаринаРуководитель работы:учитель биологии и географии МОУ-СОШ с.Писаревка Родина Л.С. Введение Почва – это одно из важнейших богатств, которым располагает человек. Все мы зависим, в конечном счёте, от её плодородия. С почвой мы знакомимся еще тогда, когда с совочком и ведерком делаем куличики, когда и себя-то еще не помним. По почве мы всю жизнь ходим и ездим, выращиваем на ней урожай и, в конце концов, в нее же и превращаемся. С почвой мы встречаемся не реже, чем с растениями, и намного чаще, чем с дикими животными. А что мы о ней знаем? Цели и задачи: Цель работы: изучение экологического состояния почвы пришкольного участка.Задачи:-изучить литературу по данной проблеме;-провести физико-химический анализ почвы пришкольного участка;-определить влияние человека на состояние почвы;-составить план по улучшению состояния почвы;- разработать рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору возделываемых культур.  Методика исследования Исследования проводились осенью 2012 года. Объектом исследования явилась почва пришкольного участка: участок №1 – овощной отдел, участок №2 – цветочно-декоративный отдел. Определение механического состава почвы. В ходе исследования было отобрано 250 грамм почвы из разных участков: овощной отдел и цветочно-декоративный. Затем слегка увлажняется комочек почвы, размешивается до тестообразного состояния и скатывается в шнур, который затем сгибается в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, определяется ее механический состав. Определение структуры почвы Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Определение влагоёмкости и водопроницаемости Под влагоёмкостью понимается способность почвы вмещать и удерживать то или иное количество воды. Водопроницаемость почв-это способность почвы пропускать через себя воду. Изучение насыщенности почвы воздухом. Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ Исследование кислотности почвы Качественное определение химических элементов в почве 1. Обнаружение карбонатов в почве. 2. Определение наличия хлоридов в почве 3.Обнаружение сульфатов в почве 4.Качественное определение ионов кальция Результаты исследования Анализируя полученные данные было выявлено :1.Участок №1 – овощной отдел- имеет среднесуглинистую почву, участок №2 – цветочно-декоративный отдел – легкоглинистую почву. Суглинистые и глинистые почвы плохо пропускают воду, затрудняя ее доступ к растениям.2. В участке №1 почва структурная, крупнокомковатая. После дождя на участке, где почва комковатая, рыхлая, вода быстро впитывается.В участке №2 почва мелкоструктурная, мелкокомковатая. В основу этих почв входят очень мелкие частички. В таких почвах плохо проходит вода и воздух. . 3.Влагоемкость почвы с участка №1: ml=50 г. ; m2=43,5г.; К = ((50 – 43,5) x 100%):50 = 13% с участка №2: ml=50 г. ; m2=38,7г.; К = ((50 – 38,7) x 100%):50 = 22.6% У структурных типов почв влагоемкость меньше, чем у мелкоструктурных.Структурная почва с участка №1 воду впитала за 1 мин 32 сек., а почва с участка №2 – мелкоструктурная – за 9 мин 40 сек. Структурные почвы обладают большей водопроницаемостью. Чем меньше частицы почвы, тем меньше ее водопроницаемость. Тип почвы Время выделения воздуха Величина пузырьков Интенсив-ность выделения воздуха Среднесуглинистая 5 минут средние средняя Легкоглинистая 3 минут мелкие малая 4. Показатели аэрации: 5. Реакция рН на участке №1 соответствует близко к нейтральной (рН =6). Следовательно, нет никакой необходимости проводить работу по раскислению почвы В цветочно-декоративном отделе(участок №2) реакция рН была слабокислой (рН=5,5).. 6. Химический анализ почвы:Содержание карбонат – ионов: в почве с участка №1 под действием соляной кислоты интенсивность «вскипания» слабая, с участка №2 – очень слабая.В обеих пробах почвы: содержание сульфат – ионов - тысячные доли грамма на 100 грамм почвы ; наличие хлорид – ионов - тысячные доли грамма на 100 гр. почвы ; наличие ионов кальция – слабая муть, выделяющаяся при отстаивании - тысячные доли грамма на 100 гр. почвы Выводы1. Изучив литературу о значении почвы, я пришла к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества;2. Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы обучающихся;3. В результате проведенных исследований была определена структура почв, механический состав, влагоемкость и водопроницаемость, насыщенность почвы воздухом, кислотность почвы, химические элементы.4. Содержание катионов и анионов в почве с обоих участков не превышает ПДК. 5. Составлен план по улучшению состояния почвы.6.Разработаны рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору возделываемых культур.7. Определены группы овощных, плодовых и ягодных культур по отношению к почвенной кислотности и дикорастущие растения - биоиндикаторы почв. Спасибо за внимание!