Ландшафтный дизайн пришкольного участка


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21
809625327025Ландшафтный дизайн пришкольного участка
0Ландшафтный дизайн пришкольного участка

Работу выполнил: Перепелка С.В.,
ученик 6 «б» класса
Руководитель работы: Ковалева Е.А.,
учитель биологии
г.Волгодонск2015г.
Введение
Школьный двор — «визитная карточка» учебного заведения. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе.
Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту и ощущать гордость за любимую школу.
Выбранная нами тема актуальна в настоящее время, так как красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты.  Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы планируем повышать уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей нашего микрорайона.
Наша работа имеет научное и практическое значение, так как пришкольный участок – это экспериментальная и исследовательская площадка, где школьники могу вести наблюдения за окружающей природой, проводить различные экскурсии, это место отдыха и игр школьного лагеря, это просто райский уголок за стенами каменного здания.
В связи с этим была выдвинута гипотеза – пришкольная территория МОУ СОШ №21 нуждается в изменениях.
Цель исследования - создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему.
Задачи работы:
- изучить общественное мнение обучающихся в школе МОУ СОШ № 21;
- сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и городской среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;
- составить структурные композиции пришкольной композиции;
- сделать оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации.
Предмет исследования – пришкольный участок МОУ СОШ №21.
Объект рассмотрения – устройство, практичность участка.
Нами были применены методы:
- работа с литературой;
- работа с интернет-ресурсами;
- поисковый метод;
- диагностический.
1. Теоретическая часть
1.1. Историческая справка
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.
Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или “висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля в конце 17 в.).
Русское садово-парковое искусство.
В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.
В 17 веке в России уже создают увеселительные, или “красные” сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, “висячие” сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.
При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.
1.2. Ландшафтный дизайн
Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.
Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.
Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана.
Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.
При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.
Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.
Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.
Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т.д.)
Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).
Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)
1.3. Основы ландшафтного проектирования
Разрабатывая план участка, необходимо придерживаться основных принципов построения ландшафтных композиций, которые являются не прихотью дизайнеров и не данью моде, а правилами, продиктованными самой природой.
Главная задача мастера, работающего над оформлением участка, — создать целостный и гармоничный ландшафт. Но добиться таких результатов, не имея четкого плана работ, невозможно, поэтому создание проекта является важнейшей составляющей по-настоящему хорошего сада. В плане должны быть отмечены имеющиеся постройки и растущие на участке кустарники и крупномеры. Также необходимо обозначить границы участка, точки ввода на его территорию подземных и наземных коммуникаций. Затем определяют места расположения планируемых построек (беседки, хозяйственные сооружения и пр.) и разбивают участок на зоны.
При оформлении зон не стоит смешивать предметы разного назначения и стиля. По возможности для каждой из них нужно подобрать свою тему оформления, но при этом необходимо сделать так, чтобы все зоны соответствовали общей теме оформления сада, так как основы ландшафтного дизайна предполагают единство всех его элементов.
При построении композиций следует учитывать несколько условий, а именно — соблюдение баланса, принцип целостности, сочетаемость форм и фактур, пропорции и масштаб, правильный подбор цветовых решений.
При определении баланса нужно придерживаться принципа симметричности или ассиметричности. Для создания симметричного ландшафта выбирают ось (к примеру, садовую дорожку или фонтан) и выстраивают композицию относительно нее. Этой оси противопоставляют определенное количество уравновешивающих и дополняющих друг друга элементов. Для создания ассиметричного дизайна нужны особые навыки, так как реализовать на практике «неправильный» ландшафт, который будет гармоничным и целостным, достаточно сложно.
Целостность композиции является главной задачей дизайнера. Она может быть достигнута путем последовательного повторения элементов, таких как малые архитектурные формы, камни, кустарники, деревья или группы растений одного вида. Повторение элементов от четырех до восьми раз создает устойчивое ощущение ритмичности и позволяет избегать монотонности.
1.4. Стили ландшафтного проектирования
Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.
Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода.
Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.
Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.
Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.
Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.
Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.
Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.
Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.
Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком. Мебель используется из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п. Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича. Ограждения - только из досок, или плетень, ворота выполнены “под старину”, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.1.5. Клумбы и цветники
Клумбы и цветники – популярные и несложные в исполнении элементы ландшафта. Устроить их на своем участке сможет каждый, нужно лишь заранее спланировать расположение всех цветов. Цветник можно устроить так, что он будет цвести в течение всего теплого времени года, а можно и так, чтобы композиция цвела в определенное время года, например, весной или осенью. Весенние цветы, такие как подснежники, сциллы, тюльпаны, нарциссы, ландыши и другие, первыми появляются из-под снега и требуют защиты от холода и ветра бордюром из кустарников. Осенние – цветут с сентября до самых морозов. Это астры, хризантемы, барвинки, бархатцы и другие.
На самом видном месте сада можно устроить круглогодичный цветник. Он будет радовать вас не только летом, но и в холодное время года, т.к. состоит из так называемых сухоцветов: молуцеллы, кальцеолярии, гипсофилы и других.
Основные разновидности цветников
Клумба – это классический цветник круглой, квадратной или прямоугольной, т.е. правильной, формы. Он возвышается над основным уровнем над 15-20 см и может при этом быть на подставке из кирпича, камня и т.д. Цветы здесь можно высаживать одного или нескольких видов. Разновидность клумбы – альпинарий и рокарий. Разница в том, что наряду с цветами при оформлении используются камни. Хорошо смотрятся рядом с декоративными водоемами.
Партерный цветник по-другому называют орнаментальным. Это один из самых сложных вариантов, т.к. растения здесь образуют сложные узоры. Такие элементы ландшафта обычно размещают в парадной зоне сада, на самом видном месте. В центре можно установить скульптуру или фонтан. Разновидность парадного цветника – арабеска. Это небольшая клумба со сложным орнаментом из низкорослых цветов и декоративных материалов – речного песка, мелкой гальки, природного камня и т.д.
Бордюр – живая кромка для других цветников или их частей. Состоит из растений с мелкими соцветиями, покрывающими почву ковром. Рабатка – тоже в какой-то степени бордюр. Располагается она обычно вдоль дорожек и вокруг беседок в виде полосы из высоких или низких цветов. Может быть смешанной.
Группа – цветник, который выглядит так, будто 2-5 видов растений выросли рядом самостоятельно, без участия садовода. Поэтому обычно не имеет какой-либо определенной формы. Полная противоположность – модульный цветник. Он, наоборот, состоит из строго выверенных геометрических фигур: квадратов, ромбов, прямоугольников. Между частями-модулями оформляются протоптанные или мощеные дорожки.
Водный цветник смогут устроить те, у кого на участке располагается хоть какой-то водоем. Здесь можно использовать не только водные, но и прибрежные растения. А если на берегу поставить скамейку или качели, может получиться очень романтичная зона садового декора. Если место в саду совсем не позволяет обустроить цветущую клумбу, проявите фантазию, устроив цветник, например, в старом корыте или корзине.
2. Практическая часть
2.1. Диагностика общественного мнения.
2.1.1. Опрос обучающихся школы № 21.
Было опрошено 70 обучающихся детей СОШ № 21.
Ученики 1-х классов - 28 чел., 7-х -23 чел., 10-11-х – 19 чел.
Они ответили на следующие вопросы:
Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
Что хотелось бы изменить?
Чего не хватает на нашем участке?
Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
2.1.2. Результаты опроса обучающихся.
1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
На данный вопрос все 70 человек - 100% ответили - да.
2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
На этот вопрос ответили:
Да - 11 человек (16%);
Нет – 59 человек (84%).
3. Что хотелось бы изменить?
Внешний вид клумб и деревьев не устраивает – 58 человек (83%);
Внешний вид клумб и деревьев устраивает – 12 человек (27%).
4. Чего не хватает на нашем участке?
34 человека (49%) – считают необходимым устроить детскую площадку;
15 человек (21%) - хотят, чтобы на участке была птичья столовая;
21 человек (30%) – считают, что школе необходима аллея славы выпускников.
5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
70 человек (100%) – считают, что для постройки игровой площадки нужно обратиться к шефам и обеспеченным или высокопоставленным родителям, остальное можно изменить силами учащихся и учителей без особых затрат.
6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
45 человек (64%) считают, что это работа учащихся и учителей;
25 человек (36%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.
2.2. Состояние пришкольного участка МОУ СОШ № 21
на 2014-2015 год.
1. Всего контингент учащихся - 959.
2. Площадь пришкольной территории - 1800 кв.м.
3. Площадь, приходящаяся на одного уч-ся – 2 кв.м.
4. Количество растущих деревьев – 100 шт.
5. Количество растущих кустарников – 150 шт.
6. Наличие пейзажных групп деревьев и кустарников (шт.) - 38 шт.
7. Площадь УОУ – 200 кв. м
8. Количество высаженных саженцев деревьев - 7 шт. Кустарников - 8 шт.
9. Площадь дендрария – 18 кв.м10. Состав древесно-кустарниковых пород коллекционного отдела дендрария: береза, рябина, тополь, калина, малина, сирень, вишня, клен, шиповник и др.
11. Площадь цветников – 600 кв.м12. Площадь цветников, приходящаяся на одного уч-ся - 0,6 кв.м13. Количество видов цветочных растений – 35.

2.2.1. План-схема пришкольного участка.
Пришкольный участок делится на участки
45116755311140Клумба №1
00Клумба №1
43700701792605Клумба №2
00Клумба №2
2222503584575Клумба №3
00Клумба №3
19704053646170МОУ СОШ №21
00МОУ СОШ №21
2730503151907006127762671763004329114488283142110051328736
2.2.2. Оценка экологического состояния пришкольного участка.
Пришкольный участок расположен вдали от промышленных объектов, но вблизи от домов и межквартальной дороги. Уровень шума на пришкольном участке средний. Со стороны улицы имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников, которая составляет около 30 метров. Всего на пришкольном участке растет 100 деревьев (береза, рябина, тополь, калина, малина, сирень, вишня, клен, шиповник и др) и 25 кустарников (сирень, вишня, акация, шиповник).
2.3. Ожидаемые результаты
Краткосрочные результаты:
1.Анализ результатов социологического опроса учителей, учащихся, родителей.
2.Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.
3.Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.
Долгосрочные результаты:
1.Повышение социальной активности учащихся и родителей.
2. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.
3.Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.
4.Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия.
5.Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
2.4. Ландшафтное проектирование пришкольного участка МОУ СОШ №21.
2.4.1. Описание структурных компонентов дизайн проекта пришкольного участка.
Исходя из мнения опрошенных, обучающихся в МОУ СОШ №21 и основываясь на полученные знания и своё мнение, мы внесли следующие изменения в дизайн пришкольного участка.
Клумба 1
Первую круглую клумбу мы решили засадить бархатцами в самом центре ярко-красными, далее желтыми. По периметру клумбу будет оформлять красивый пестролистый фалярис. (рис.1)
184404014986000
212026518669000
2367915213360
Рис.1
Клумба 2
Вторую круглую клумбу оформим в центре красной сальвией, далее желтыми бархатцами. По периметру мы высадим серебристую ценерарию. (рис.2)
2434590612140191071510731500218694036449000
Рис.2
Клумба 3
Треугольную клумбу мы оформим следующим образом: в центре расположим кохию, а далее от центра бархатцы, астры, циннии.
1653539175895
22790841837470019919956794500
271081566675
Рис.3
2.4.2. Предполагаемые проблемы.
Специфические условия, которые складываются в городах, заставляют выделить три группы проблем, в решении которых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду со многими другими специалистами:
- к первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов;
- вторая группа охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями;
- третья группа, еще относительно малоразвитая, связана с проблемой создания “искусственного” ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятный природный ландшафт.
2.5. Выводы
Проведя опрос общественного мнения обучающихся школы 21, и проанализировав результаты можно сделать следующие выводы:
Школе № 21 пришкольный участок – нужен.
Участок нуждается в изменениях.
Внешний вид клумб и деревьев должен быть более современным и ухоженным.
Все изменения воплотить в жизнь, своими силами основываясь на рекомендации, данные в этой работе.
Внести изменения в дизайне клумб 1, 2, 3.

Заключение
Учитывая мнение и желания учеников школы, опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, и ощущения были внесены изменения в дизайне пришкольного участка.
В проекте дизайна пришкольного участка МОУ СОШ 21 предложены изменения после внедрения, которых внешний вид клумб и деревьев будет более современным и ухоженным.
Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.
Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.
Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
В процессе работ по созданию пришкольного участка учениками активно будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные на уроках биологии, химии, географии и трудового обучения не «на бумаге», а практически, что, как известно, позволяет закрепить их значительно лучше.
Мы хотим сделать нашу жизнь ярче, красивей, живописней, приобщив к этому и остальных учеников школы, которым проходя мимо нас, хотелось помочь.
   Помимо этого, учащиеся будут получать новые знания и практический опыт в области ландшафтного дизайна, который наверняка пригодится им в будущем.
Воспринимая природный пейзаж, человек ищет в нем особенности, гармонирующие с его общественной деятельностью, индивидуальной жизнью, настроениями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих чувств, а также эстетических духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчитано на активное положительное воздействие на него.


Литература
Алексеев С.В. Экология. / С.-П.: СМИО-ПРЕСС, 2001.
Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.
Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.
Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).
Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде / М.: Вента - Граф, 2000.
Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.