Внеурочное занятие. социальное направление. Тема Любите книгу!


Внеурочное занятие. 2 класс.
Социальное направление
«Люби книгу»
Цели:
-объяснить школьникам, почему надо любить книги;
- воспитывать бережное отношение к книге;
-ознакомить с правилами обращения книгами.
Перед занятием проведен рейд на самые аккуратные школьные книги.
Ход занятия.
Давайте начнем наше занятие с загадки.
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто ее открывает,
Много знает. (книга)
Книга - самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.
Ламбина Н.
Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете.
Прошло много лет, прежде чем человек изобрел печатный станок и появились книги.
Книги бывают разные не только по содержанию. Но и по формату, оформлению.
Немного истории
Книжки живут уже несколько сотен лет, но тогда они были не такими, какими мы привыкли их видеть. Печатные книги возникли не сразу, писарь писал от руки каждую фразу.
Милана.
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалось века и века.
И вот наконец наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Сейчас книги печатаются очень быстро. В каждую секунду у нас появляется 45 книг, из них 7-8 книг - для детей. Чтобы ты, дружок, получил книгу, над ней потрудилось очень много людей. Сама машина, даже самая умная, сделать книгу не сможет. В бумагу вложен труд лесорубов и сплавщиков, ведь бумагу для книг делают из древесины. На бумажном комбинате перерабатывают древесину в бумагу. Писатели, ученые, художники написали текст, нарисовали красивые иллюстрации. Наборщики, печатники, переплетчики и много других людей создавали книгу в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным остается труд человека. Скажем же им всем спасибо, ребята!
Ребята, очень приятно слушать, что вы уже сами читаете книги. А как вы с ними обращаетесь? Давайте послушаем стихотворение Б. Заходера.
Полина
Заболела эта книжка,
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму ее и склею.
Как вы объясните, почему братишка порвал книжку? Как можно помочь книжке? Как надо обращаться с книгами, чтобы они всегда были целыми и красивыми? Давайте обсудим, что любит и чего боится книга.
Что любит и чего боится книга?
Книга боится дождя и снега . Почему? (Ответы детей.)
Правильно, потому что от этого она портится. У вымокшей под дождем или снегом книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплет. Ее неприятно потом брать в руки. Что же делать, если на улице идет дождь или снег, а вам надо в библиотеку?
Ученики. Надо положить книги в сумку или непромокаемый пакет.
Учитель. Книга боится грязных рук. Они оставляют на ее страницах пятна, делают книгу неопрятной. Особенно трудно отчистить жирные пятна. А они появляются, если вы кладете книгу рядом с тарелкой. Не читайте во время еды!
Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросайте раскрытую книгу переплетом вверх (показать), не загибайте уголки страниц.
Аделина
Я - книга. Я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Лиза
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Чтобы продолжить чтение с того места, где вы остановились накануне, положите в книгу закладку (показать закладки). Ни в коем случае не кладите в книгу карандаши, линейки и прочие предметы: они оставляют на страницах некрасивые вмятины и ломают переплет.
С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно, ведь их потом будут читать другие ребята. Когда вы берете библиотечную книгу домой, вы становитесь ее полноправным хозяином: ровно на десять дней она - ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать и перечитывать книгу. А если вам вдруг захочется нарисовать или записать что-то, когда вы читаете книгу, сделайте это в своем альбоме или тетрадке. Не разбрасывайте книги: они могут потеряться. Для библиотечных книг у себя дома определите постоянное место: это может быть ваш стол или полка в книжном шкафу. В назначенный срок книгу надо вернуть: она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда. Придите в библиотеку и попросите продлить срок.
Письмо книги
Убедительная просьба книги.
• Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут другие читатели.
• Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом - это так некрасиво.
• Если вы закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
• В сырую погоду заворачивайте меня в пакет, потому что влажность мне вредна.
• Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными.
Игра на проверку полученных знаний «Да-нет»
А теперь давайте поиграем, а заодно проверим: внимательно ли вы слушали. Все встаем.
Хочу я вам задать вопрос,
А вы затем над ним всерьез
Подумайте. Одно из двух:
«Да» или «нет» - скажите вслух.
Если ваш ответ «да» - вы поднимаете руки вверх и киваете головой, если ваш ответ «нет» - вы протягиваете руки вперед и качаете головой. Итак, слушаем внимательно мои вопросы.
1. Книга боится дождя? (Да.)
2. Книга любит снег? (Нет.)
3. Книга любит путешествовать в библиотеку в сумке или непромокаемом пакете. (Да.)
4. Книга боится грязных рук? (Да.)
5. Закладкой для книги может быть карандаш? (Нет.) Пирожок? (Нет.) Закладка? (Да.)
6. Книга любит, когда ее читают во время еды? (Нет.)
7. Книга любит, когда ее разрисовывают и расписывают? (Нет.)
8. Книга боится быть порванной? (Да.)
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Я думаю, с вами никогда не случится история, которая произошла с одним мальчиком.
Книжка про книжки
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
 
Без конца и без начала.
Переплеты - как мочала,
На листах - каракули.
Книжки горько плакали.
 
Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две.
 
Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щеголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрепан и раздет.
 
У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.
 
В географии Петрова
Нарисована корова
И написано: «сия
География моя.
Кто возьмет без спросу.
Тот останется без носу!»
- Как нам быть? - спросили книжки.
- Как избавиться от Гришки?
Растрепанный задачник,
Ворчун и неудачник,
Прошамкал им в ответ:
«Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!
Бежим в библиотеку,
В центральный наш приют.
Там книжку человеку
В обиду не дают.
С. Маршак
Итог: Чему учились на занятии? Как будем обращаться с книгами?