Предметная неделя по русскому языку и литературе


ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
«МЫ ЛЮБИМ ЛИТЕРАТУРУ И ИЗУЧАЕМ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Открытие Недели.
Лингвистический парад . Выступления студентов каждой группы с приветствием русскому языку.
Приветствие любителей литературы.
Выставка лучших тетрадей, сочинений.
Смотр-конкурс стенгазет и бюллетеней.
Подведение итогов первого дня.
ВТОРОЙ ДЕНЬ
Проведение во всех группах урока о «великом и могучем русском языке», о русских писателях и поэтах: «Словари – наши добрые помощники».
Задания для студентов
Какие словари лежат перед вами? Кто их автор? О чём можно узнать с помощью этих словарей?
Каким словарём необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний:
Между двух огней;
Полететь вверх тормашками;
Пожинать лавры;
Хлопать глазами;
Одна нога здесь, другая там;
Зубы заговаривать;
Голова идёт кругом.
Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов. Пользуйтесь «Фразеологическим словарём».
Ответьте в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю.
Что означают слова?
Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, тральщик, ротационный.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ
Проведение олимпиад по русскому языку и литературе (I-II курс).
Организация творческих работ (I-II курс).
ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ
Конкурс чтецов «Моё любимое литературное произведение русского поэта».
Подведение итогов конкурса.
ПЯТЫЙ ДЕНЬ
Литературная игра –конкурс «Знатоки литературы» (II курс).
Пушкинская викторина(I курс).
Подведение итогов Недели, награждение победителей.
ЛИТЕРАТУРА
Установите соответствие «произведение – автор»
1 «Тихий дон» А А.П.Чехов
2 «Обломов» Б Ф.М.Достоевский
3 «Гроза» В А.Т.Твардовский
4 «О дряни» Г Л.Н.Толстой
5 «Василий Тёркин» Д М.Шолохов
6 «Война и мир» Е И.А.Гончаров
7 «Вишнёвый сад» Ж В.Маяковский
8 «Преступление и наказание» ЗА.Н.Островский
1 2 3 4 5 6 7 8
Установите соответствие «персонаж - произведение»
1 Васька Пепел А «Обломов»
2 Мелехов Б «Преступление и наказание»
3 Катерина В «Вишнёвый сад»
4 Базаров Г «Тихий дон»
5 ШтольцД «Гроза»
6 Раскольников Е «Война и мир»
7 Безухов Ж «Отцы и дети»
8 Лопахин З«На дне»
Ответьте на вопрос
Где Екатерина Ивановна Назначила свидание доктору Старцеву?
_______________________________________________________
Что советует Лука Ваське Пеплу?
_______________________________________________________
Какой сценой открывается роман Л.Н.Толстого «Война и мир»?
_______________________________________________________
Какой образ является символом старого мира в поэме А.А.Блока «Двенадцать»?
_______________________________________________________
В чём суть нигилизма Базарова?
_______________________________________________________
Выберите правильный вариант ответа
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» был написан в1861г.
1866г.
1871г.
1876г.
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был написан в
1862г.
1864г.
1866г.
1868г.
Даты жизни М.Ю.Лермонтова
1812-1839
1814-1841
1814-1843
1815-1842
Годы жизни Л.Н.Толстого
1826-1908
1826-1910
1828-1910
1830-1912
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» была написана
1849г.
1859г.
1869г.
1879г.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Определите количество букв и звуков в словах
яркий восстание подъезд солью привлекает сердечный её деревья
Б-
З- Б-
З- Б-
З- Б-
З- Б-
З- Б-
З- Б-
З- Б-
З-
Расставьте ударение в словах
Верба, километр, свёкла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, предмет, центнер, партер, портфель.Придумайте слово с таким составом
___________________________________________________
___________________________________________________
Придумайте слова с приставками
низ- ; нис-; пред-; предо-;
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Выделите суффикс в словах
Зайчонок, девчонка, добрячок, дождливый, лживый, доверчивый.
Объясните значение выражений
Пальчики оближешь-________________________________________
Дать нагоняй-______________________________________________
Сломя голову-______________________________________________
Молоть ерунду-_____________________________________________
Кот наплакал- ______________________________________________
«Словари – наши добрые помощники»
Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.
Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».
Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле – никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко».
Александр Трифонович Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь – до дна.
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Поэт мечтает о таком времени,
Чтоб ограничить трату слов,
Чтоб сердце кровью их питало;
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало…
А великий Лев Николаевич Толстой когда-то писал: «Слово- дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.
В однотонном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57 тысяч слов.
В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил всё лучшее, что накопила русская лексикография за всё своё существование. Почти вплоть до середины ХХ века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.
На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более 120 тысяч слов) и четырёхтомный.
Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаём, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.
Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях:
« Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова- дело плоти, крови и души родины и человечества».
Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет!
По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем
( под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг учёного. Когда Владимир Иванович Даль готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.
Учёный-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.
Какие ещё есть словари?
«Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.Г. Бархударова, С.И.Ожегова и А.Б.Шапиро (104 тысячи слов).
«Словарь ударений» (для работников радио и телевидения) под редакцией Д.Э. Розенталя.
«Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С.И.Ожегова.
«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова (4000 выражений).
«Словарь синонимов русского языка» под редакцией З.Е. Александровой.
«Словарь русских личных имён» под редакцией Н.А.Петровского.
«Словарь иностранных слов» под редакцией И.В.Лехина, С.М.Локшиной, Ф.Н.Петрова и Л.С.Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения).
Есть и другие языковые словари.
В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам:
«Энциклопедический словарь» (86 томов).
«Большая энциклопедия» (20 томов).
Задания для студентов
Какие словари лежат перед вами? Кто их автор? О чём можно узнать с помощью этих словарей?
Каким словарём необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний:
между двух огней;
полететь вверх тормашками;
пожинать лавры;
хлопать глазами;
одна нога здесь, другая там;
зубы заговаривать;
голова идёт кругом.
Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов. Пользуйтесь «Фразеологическим словарём».
Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю.
Пользуясь «Школьным фразеологическим словарём», объясните, как образовались данные слова:
Пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка, инертность и др.
Что означают слова?
Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, тральщик, ротационный.
Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.
Пушкинская викторина
«Я знаю произведения А.С.Пушкина и люблю их».
Оформление. Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации студентов к произведениям поэта, выставка книг.
Слово о Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин- самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - говорит А.Твардовский.
В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, « пожирал» книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Всё это оказало большое влияние на одарённого и впечатлительного мальчика.
А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили большой след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Если начнёт поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о коварном и трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь, - невозможно оторваться от чтения.
Но не только сказки, но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны!
Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гринёве, который дружил с грозным человеком – Пугачёвым. Он рассказал нам о старине, о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более трёхсот лет назад…
А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью рисует поэт картины родной природы! Мы видим русские деревни, величественное Чёрное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С необычайной широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности.
По словам Н.Г.чернышевского. Пушкин способен «увлекаться и увлекать», привязываться к человеку «всеми силами души».
Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа.
ВИКТОРИНА
Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты. (В.А.Тропинин, О.А. Кипренский.)
О портрете какого художника Пушкин сказал:
Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не увижу
Пристрастья важных аонид (муз).
Так, Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
(О.А.Кипренский)
3. Назовите имя, отчество, фамилию няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.)
4. О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках?
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня…
(О няне.)
5. Как называется сейчас город, где Пушкин учился в лицее? (Пушкин.)
6. Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р. Державин.)
7. Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». (В.А.Жуковский.)
8. Из каких сказок слова?
а) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(«Сказка о царе Салтане…».)
б)Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась…
(«Сказка о рыбаке и рыбке…».)
в)И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
(«Сказка о мёртвой царевне…».)
г)Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело…
(«Сказка о золотом петушке».)
9. С какими словами (бранными( обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля!)
10. К кому обращается царевна со словами : «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня девица!»
(К Чернавке.)
11. Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина». («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».)
12. Когда Пушкин начал издавать журнал «Современник»? (1836г.)
13. Перечислите произведения, в которых главную героиню зовут Мария.
(«Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель», «Марья Шонинг».)
14.Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами…
Что это за остров? Град? Из какой сказки?
(Остров Буян, княжество Гвидона из «Сказки о царе Салтане».)
15. Сколько лет было Пушкину, когда он закончил «Руслана и Людмилу»? (20 лет.)
16. Какой великий русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвящённое гибели Пушкина? (М.Ю.Лермонтов.)
17.Какое время года особенно любил Пушкин и почему?
(Осень. Это время года вдохновляло его.)18. Сколько времени поэт писал «Евгения Онегина»? (7 лет, 4 месяца, 17 дней.)
19. Какое время любила Татьяна Ларина? (Зиму.)
20. Назовите произведение Пушкина, где есть строки:
Москва!.. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
(Роман «Евгений Онегин».)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ,

Литературная игра –конкурс «Знатоки литературы»
ЦЕЛИ: воспитание любви к литературе, развитие чувства прекрасного,
• пробудить у ребят интерес к творчеству поэтов;
• формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку;
• способствовать восприятию нравственных качеств.
ЗАДАЧИ: учить школьников определять место произведения в контексте эпохи; развивать ситуативно-образное мышление; воспитывать чувство уважения к великому подвигу русских мастеров слова.
Ход конкурса
Вступительное слово преподавателя о правилах участия в викторине.
Добрый день! Сегодня нам выпала возможность прикоснуться к миру литературы. Начало 20 века - удивительное время в России. Люди жили на границе уходящего и чего-то нового, неизвестного. Время переломов, время контрастов... И среди всего этого жила мысль, мысль поэтов. Она мчалась рядом вихрем грандиозных событий, оставляя для нас восхитительные строки их прекрасных произведений.
- Какой период русской поэзии называют «серебряным» веком?
("Серебряный век "русской поэзии - это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - начала XX века.)
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромнейТень Люциферова крыла).Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи... (А.Блок поэма «Возмездие»).
( Для проведения викторины нам понадобятся 2 команды: и жюри: по 1 человеку из команды и учитель русского языка и литературы. За каждый правильный ответ команды получают по пять баллов. Просьба: вопросы дослушивать до конца. Если знаете правильный ответ - поднять руку и тогда можно отвечать.)Первый тур. «Разминка». (5 б)
1. Ахматова - псевдоним поэтессы. Назовите ее настоящую фамилию.
(Горенко).
2. К какому литературному течению 20 века относила себя Ахматова?
( акмеизм).
3. Кто из современных Блоку поэтов писал, обращаясь к нему:
«Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв».
(М.И. Цветаева).
4. Назовите имя известного русского поэта, мужа А.А. Ахматовой.
(Н. Гумилев).
5. Как называется первый сборник стихов А.Ахматовой?
(«Вечер» 1912).
6. К какому литературному течению 20 века относил себя В. Маяковский?
(футуризм).
11. К какому литературному течению 20 века относил себя А. Блок?
(символизм).
12. Кому из русских писателей начала 20 века была присуждена Нобелевская премия? И. Бунину
Викторина.
1. «Узнайте поэта или писателя по фрагменту биографии».(10б)
Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. После смерти отца приехал к деду Каширину, у которого были красильные мастерские. К одиннадцати годам остался круглым сиротой. Разорившийся дед отдал внука «в люди».(А.М. Горький)
Родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной дворянской семье. Мать - Бекетова, дочь известного учёного-ботаника, литератор, переводчица.(А.А. Блок)
Он решительно и категорически отверг Временное правительство. Не принял и большевистское руководство. Покинул Россию в феврале 1920 года. Скончался в Париже в 1953 году.(И.А. Бунин)
Родился в селе Багдади 7 июля 1893 года. Его семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила в весьма скромном достатке, так как учить детей приходилось на стороне. Вольный дух Кавказа, дружба с грузинскими детьми, поездки по лесничеству, в котором работал отец, способствовали раннему взрослению и самостоятельности.(В.В. Маяковский)
В 1877 году из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена была отдать его в Александровское малолетнее сиротское училище в Москве. В 1880 году сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Четырёхлетняя служба столкнула его с тяготами армейской действительности. Впечатления этой поры нашли отражение в повести «Поединок».(А.И. Куприн)
« 1891 год. В Киеве на Госпитальной улице… у магистра Киевской Духовной Академии доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать - жизнерадостная и очень весёлая женщина…»(М.А. Булгаков)
2. «Назовите имя и отчество писателя (поэта)». (5б)
Бунин (Иван Алексеевич)
Куприн (Александр Иванович)
Платонов (Андрей Платонович)
Блок (Александр Александрович)
Ахматова (Анна Андреевна)
Маяковский (Владимир Владимирович)
Есенин (Сергей Александрович)
Булгаков (Михаил Афанасьевич)
3. Определите автора по отрывку из произведения.(10б)
Послушайте!Ведь если звёздыЗажигают -Значит - это кому-нибудь нужно?Значит - это необходимо,Чтобы каждый вечерНад крышамиЗагоралась хоть одна звезда?!(В. Маяковский)
До самого вечера молча ходил … по городу, словно в ожидании, когда мир станет общеизвестен. Однако ему по-прежнему было неясно на свете, и он ощущал в темноте своего тела тихое место, где ничего не было, но ничто ничему не препятствовало начаться. Как заочно живущий…гулял мимо людей, чувствуя нарастающую силу горюющего ума и всё более уединяясь в тесноте своей печали.(А. Платонов)
Уводили тебя на рассвете,За тобой, как на выносе, шла,В тёмной горнице плакали дети,У божницы свеча оплыла.На губах твоих холод иконки,Смертный пот на челе… Не забыть!Буду я, как стрелецкие жёнки,Под кремлёвскими башнями выть.(А. Ахматова)
Кроме того, сегодня был день её именин - семнадцатое сентября. По милым, отдалённым воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного. Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок ещё больше веселил её.(А. Куприн)
И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, одна,Дыша духами и туманами,Она садится у окна.(А. Блок)
Через четверть часа в отеле всё кое-как пришло в порядок. Но вечер был непоправимо испорчен. Некоторые, возвратясь в столовую, дообедали, но молча, с обиженными лицами, меж тем как хозяин подходил то к тому, то к другому, в бессильном и приличном раздражении пожимая плечами, чувствуя себя без вины виноватым.(И. Бунин)
Край ты мой заброшенный,Край ты мой пустырь,Сенокос некошеный,Лес да монастырь.(С. Есенин)
Отговорила роща золотаяБерёзовым, весёлым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.(С. Есенин)
Если с вами в вашем танцевальном вдохновении такой казус случится, вы закатите глаза, как будто даму ревнуете, отступите по-испански к стене, быстро потритесь о какую-нибудь скульптуру. Потритесь, передёрнитесь, сверкните глазами и скажите: «Я вас понял, коварная, вы мной играете…но…» и опять пуститесь в танец, как бы постепенно охлаждаясь, успокаиваясь.(В. Маяковский)
Впереди - сугроб холодный,- Кто в сугробе - выходи!Только нищий пёс голодныйКовыляет позади…(А. Блок)
Я обманывать себя не стану.Залегла забота в сердце мглистом.Отчего прослыл я шарлатаном?Отчего прослыл я скандалистом?(С. Есенин)
Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унёс орёл, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но не нашли её. И забыли о ней, как забывают обо всём на земле.(М. Горький)
4. «Отгадайте литературоведческий термин» (5б)
Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?(Аллитерация)
Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?(Оксюморон)
Как называют противопоставление художественных образов, понятий?(Антитеза)
Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.(Перифраз)
Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?(Параллелизм)
Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?(Ирония)
III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.