Урок литературного чтения по теме М. Пришвин Ребята и утята 2 класс УМК Школа России


М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с творчеством М. Пришвина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части.
Тип урока Открытие нового знания
Планируемы образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научаться: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получать возможность научится: сравнивать стихотворения и рассказы о животных; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы: Электронное приложение к учебнику
Оборудование Телевизор, компьютер, учебники, карточки оценивания, картинки, презентация.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые УУД Промежуточный контроль
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на учебную деятельность.
А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Готов к работе мой отряд!  Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Фронтальная, индивидуальная. Коммуникативные: учатся слушать и понимать других.
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учится; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Устные ответы, наблюдения учителя.
Актуализация знаний Проверка домашнего задания.
Речевая разминка Конкурс чтецов стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок».
Утят учила утка-матьУлиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.  Читают наизусть. (заполняют оценочные листы).
Работают со скороговоркой. Фронтальная, индивидуальная. Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для одноклассников высказывания.
Личностные: осознают свои возможности в учении. Постановка учебной задачи Определение темы, задач урока. Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». И сегодня мы с вами отправимся в гости к еще одному автору, который писал о животных и природе.
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был непросто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. И сегодня вы в этом убедитесь.
Итак, к кому мы сегодня с вами отправимся в гости?
Давайте поставим перед собой задачи?
М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых и детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке. В основном все книги Пришвина с яркими иллюстрациями. Читают фамилию имя отчество писателя.
Формулируют задачи урока.
Рассматривают выставку книг. Фронтальная, индивидуальная. Первичное усвоение новых знаний. Знакомство с биографией автора.
Определение темы произведения О М. Пришвине вам подготовили свой рассказ ребята.
После 1 части
- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
После 2 части
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
После 3 части
Где побывал Пришвин? Чем любил заниматься?
Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. Пришвина.
Отгадайте загадки и подумайте, о ком будет произведение?
Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет 
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
Текст для 3 группы на бумаге красного цвета Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
Отгадывают загадку.
Предполагают о чем или о ком произведение.
Фронтальная, индивидуальная. Знакомство с произведением. Первичное знакомство с произведением.
Словарная работа. Чтение начала теста произведения учителем.
Как вы думаете, что произойдет дальше?
Откройте учебники на странице 132 и продолжим с вами чтение текста.
Понравилось ли вам произведение?
Какова тема произведения, о чем оно?
Встретились ли вам незнакомые слова?
Чирок-свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Работа со словариком
в конце учебника с.213
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Предлагаю вам объединится в группы. И поработать с конвертами.
Определите последовательность событий в произведении.
(вывешивают на доску) Слушают начало текста.
Предугадывание продолжения произведения.
Читают продолжение хорошо читающие дети.
Отвечают на вопросы учителя. Фронтальная, индивидуальная, групповая. Закрепление знаний и способов действий. Повторное самостоятельное чтение текста.
Работа по тексту. Предлагаю вам прожужжать произведение. И определить части к картинкам.
Прочитайте мне 1 часть.
Куда решила перевести уточка своих утят?
Почему уточка решила перевести утят?
Как она проводила их по открытым участкам?
Как можно озаглавить эту часть?
Дорога к озеру.
Прочитайте вторую часть.
Кто увидел утиную семью?
Как вела себя уточка?
Как можно озаглавить эту часть?
Опасность.
Прочитайте 3 часть.
Кто пришел на выручку?
Где сидела испуганная утка-мама?
Как ребята отреагировали на приказ автора?
Как озаглавим эту часть?
Заступник.
Прочитайте 4 часть.
Чем рассказчик рассмешил ребят?
Что он им предложил сделать?
Как озаглавим эту часть?
До свидания, утята!
Ребята ловили утят. Хорошо это или плохо?
Как вы бы поступили?
Обсудите с товарищем, что пытался объяснить автор ребятам и читателям? Какова идея этого произведения?
Перечитывают произведение, делят текст на части.
Читают 1 часть.
Отвечают на вопросы выборочным чтением. Фронтальная, групповая, работа в парах. Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; извлечение информации из иллюстраций, текстов; выявление сущности, особенности объектов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; владеют логическими действиями.
Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию, принимают и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками, умеют слушать собеседника. Устные ответы. Выполнение задания.
Итоги урока. Рефлексия. Обобщение полученных сведений. Выставление оценок. С каким автором мы сегодня с вами познакомились?
Что вы о нем узнали?
Какое произведение прочитали?
С какой целью Пришвин написал это произведение?
К какому жанру относится этот текст.
Над чем этот урок заставил вас задуматься?
Как вы понимаете слова «Будь природе другом!». Отвечают на вопросы.
Определяют жанр произведения. Фронтальная. Познавательные: ориентируются в системе знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность.
Личностные: проявляют интерес к предмету.
Устные ответы
Домашнее задание. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Пересказ прочитанного произведения. На выбор, от имени рассказчика, от имени ребят. Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.