Урок литературного чтения Н.Носов Фантазеры


Технологическая карта урока
Учитель Земляничкина Е.А.
Место работы МБОУ г. Иркутска СОШ № 67
Должность Учитель начальных классов
Предмет Литературное чтение
Тема урока Н. Носов «Фантазёры»
Класс 2
Предметная программа и ее автор УМК «Планета знаний», Э.Э.Кац;
Тип урока Комбинированный урок: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями;
Цель Ввести понятие «фантазия»; учить проводить грань между выдумкой и ложью; закрепить умение пересказывать текст, различать жанры (сказки, рассказы).
Задачи  урока: 1.Общедидактические:
- уметь определять содержание текста по его названию;
- формировать деятельность обобщения (делая выводы на основании обнаруженных потребностей и деталей).
2.Нравственные:
- формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями – это богатство и ценность.
3.Развития речи:
- выделять части, отыскивать нужное место, определять содержание выраженной эмоции.
Формирование УУД 1.Личностные УУД
- Самоопределение – задания, нацеленные на возраст младшего школьника;
- Смыслообразование – формирование базовых нравственных ценностей; проблема понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией.
2. Регулятивные УУД

-Контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
- Оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности;
- Выделять и осознавать то, что уже усвоено на уроке, и то ещё необходимо усвоить.
3. Познавательные УУД
- Оценка смысла всего текста по его названию;
- Поиск и выделение необходимой информации в тексте;
- Определение темы и главной мысли текста;
- Работа с маркированными в тексте строчками;
- Универсальные логические действия – установление причинно-следственных связей между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир.
4. Коммуникативные УУД
- Лидерство и согласованность действий с партнером;
- Построение речевых высказываний;
- Формулирование и аргументация своего мнения;
- Учет разных мнений.
Оборудование: Учебники, дневники, мультимедиапроектор.
Основные этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование регулятивных УУД
1.Организационный момент Приветствие. Психологический настрой на работу
- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!
Дети повторяют действия.
СаморегуляцияРегулятивные УУД(самоконтроль)
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
2.Актуализация опорных знаний Новую тему мы начинаем,
К герою в гости снова пойдем,
Загадку о нем сейчас разгадаем
И в книге названье её мы найдем.
Отгадайте к кому мы отправимся в гости.
Он не знает ничего.
Все вы знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?
Откройте учебник стр.65 и прочитайте тему наших уроков.
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите?
Догадайтесь, о чем разговаривают Незнайка с нашими героями.
Прочитаем их разговор и узнаем.
Чему учила Мальвина Незнайку?
Книгу какого автора предложила прочитать Мальвина?
-Незнайка
-В гостях у Незнайки
-Маша и Миша в Солнечном городе в гостях у Незнайки.
- Дети читают
- Прочитать книгу Николая Носова 1.Умение следовать инструкции
2.Умение удерживать учебную задачу
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД
3.Постановка учебной цели - Как вы думаете, говорить неправду и фантазировать – это одно и то же, или нет?
Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.
Кто поможет нам разобраться в этом вопросе?
- О ком хотел бы нам рассказать Н. Носов, о врунах или фантазерах?
- Что такое выдумка? Есть ли различие в понятиях «фантазия» и «выдумка»? может ли быть фантазия, основанная на реальных событиях?
Толковый словарь Даля определяет понятие «выдумка» как: «что выдумано; вымысел, изобретение, открытие, находка или затея; ложь, пустая молва». - Мы можем это узнать, прочитав рассказ «Фантазеры»
стр.66 - 74
- Выслушиваем мнения 2-3 детей. Убеждаемся, что дети не могут однозначно ответить на вопрос.
- Николай Носов.
- Дети высказывают предположение.
Показ словаря Познавательны УУД
( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
4. Изучение нового материала Учитель и хорошо читающие дети читают текст «цепочкой».
-Вам понравился рассказ? Что запомнилось?
-Кто главные герои рассказа?
- Что можете о них сказать?
Остальные дети следят по учебнику. Общеучебные познавательные УУД:
Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм
5.Физкультминутка
(релаксация)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (два раза).
Сном волшебным засыпаем…
Дышатся легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (два раза).
Шея не напряжена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (два раза).
Дышится легко… ровно… глубоко.
Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)
4.Анализ произведения
- Как относится сам автор к своим героям?
- Как автор назвал свой рассказ?
- Значит, о чем Н. Носов говорит в первую очередь?
- Какая выдумка на ваш взгляд вам кажется наиболее интересной, зачитайте.
- У кого другая точка зрения?
- Выдумывать, так чтобы было интересно слушать, это сложно или нет?
- У кого из героев получалось фантазировать, а у кого нет?
- Прочитайте нужный фрагмент.
- Почему у Игоря не получилось?
Прочитайте нужный фрагмент.
Как на ваш взгляд нужно фантазировать?
- Оказывается, что фантазировать, это большое искусство.
- Помните, как Незнайка сочинял стихи про друзей?
Как они отнеслись к его творчеству?
- Почему можно фантазировать про себя, и нельзя про своих друзей?
- Выдумка не должна наносит вред окружающим.
Фантазию (в переводе с греческого языка - воображение) можем представить себе ситуацией, представляемой каким-либо человеком или группой людей, которая не соответствует реальности, но выражает их желания. Фантазии могут носить любой характер.
- Мишутке и Стасику симпатизирует, называет их ласково, а Игорю нет
- Фантазёры
- о фантазии
- зачитывают
- фантазировать нужно так, чтобы было интересно слушать
-обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет
1.Умение следовать инструкции.
2.Умение удерживать учебную задачу.
3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время)
Общеучебные УУД (умение работать с текстом)
9.Рефлексия деятельности -Какую цель мы ставили в начале урока?
Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.
-Достигли мы этой цели? Докажите.
- Игорь – обманщик или фантазер? Докажите.
-Стасик и Мишутка – обманщики или фантазеры? Докажите.
Вы все сегодня хорошо поработали на уроке, а теперь скажите: кто, придя домой сможет объяснить разницу между обманом и фантазией.
- Кому еще нужно поработать над этим вопросом?
- На следующем уроке мы продолжим работать с этим произведением. Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
10.Итог урока -Почему рассказ называется «Фантазеры», а не «Вруны» или «Обманщики»?
-Каков же замысел Николая Носова? Чему нас учит рассказ?
- С кем из героев рассказа вы бы хотели подружиться и почему?
-Главные герои фантазируют без злого умысла.
- Выдумка и фантазия не должны приносить людям зло.
ОбщеучебныеУУДРегулятивные УУД
Домашнее задание У.стр. 66 – 74, пересказ, придумайте и нарисуйте дома свои фантазии.