Урок чтения в 4 классе М.М.Зощенко Елка


Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение; 4 класс; УМК Школа России.
Учитель: Мищенко Н.П.
Тема урока: М.М. Зощенко «Елка»
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование:
Для учителя: учебник., мультимедийное оборудование.
Для учеников: учебник, карточки для характеристики героев, рабочие тетради для написания биографических данных писателя, карточки для рефлексии.
Формируемые УУД:
Личностные
Создавать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучаемому произведению. Способствовать формированию осмысления и принятия основных базовых ценностей.
Создавать условия для проявления мотивации к обучению и познанию .Обеспечить высокую творческую активность при выполнении анализа произведения.
Обеспечить условия для воспитания таких качеств как: доброжелательность, вежливость
Регулятивные
Включить учащихся в деятельность, направленную на создание проблемной ситуации и поиск выхода из неё путём практического решения проблемы;
Способствовать развитию умений формулировать тему и задачи урока.
Содействовать развитию умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.
Способствовать осуществлению контроля и оценки своих действий под руководством учителя, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.
Способствовать формированию понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Познавательные
Способствовать развитию умений учащихся осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения , классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям.
Способствовать использованию учащимися нового знания, способа действия в практической деятельности.
Коммуникативные
Обеспечить условия для восприятия и обсуждения различных точек зрения и подходов к определению главной мысли произведения .Обеспечить условия для включения учащихся в работу в парах, сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, формирования умения распределять роли в совместной деятельности.
Способствовать воспитанию уважительного ведения диалога с товарищами при работе.
Создать условия для формирования умения прогнозировать содержание произведения.
Способствовать при работе по обогащению словарного запаса учащихся, выяснить лексическое значение незнакомых слов в произведении.
Предметные результаты:
Актуализировать знания учащихся при ознакомлении с произведением «Ёлка» и биографическими данными автора М.М. Зощенко.
Создавать условия для включения учащихся по использованию продуктивного способа чтения, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Организовать деятельность учащихся на формирование умения определять основную мысль произведения, уметь подтверждать её словами текста, описывать характерные черты героев, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Создать условия для формирования умения прогнозировать содержание произведения.
Способствовать при работе по обогащению словарного запаса учащихся, выяснить лексическое значение незнакомых слов в произведении.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Цель Деятельность учителя
Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент Проверяет готовность обучающихся к уроку. Проверяют своё рабочее место Регулятивные
2 Мотивирование к учебной деятельности Положительный настрой на учебный процесс, интерес к изучаемой теме эмоциональный настрой на урок чтения. Настраиваются на урок. Высказывают добрые
пожелания друг другу в парах. Коммуникативные
3 Целеполагание Актуализация ранее изученных знаний и умений Проверка домашнего задания (рисунки к рассказу Паустовского, выразительное чтение отрывков). Выставка на доске.
Проводит параллель с раннее изученным
материалом. Через организацию подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы, цели и задач урока.
-Как называется раздел в который включены произведения последних уроков? (Страна детства)
-С произведениями каких авторов уже познакомились? (Житкова, Паустовского)
-Хотелось бы вам ещё прочитать произведения этого раздела?
Уточняет понимание учащимися поставленных
целей урока. Анализируют, сравнивают, обобщают.
Отвечают на вопросы учителя. Следят за логикой
развития диалога. Под руководством учителя
предполагают, а потом определяют по учебнику
тему урока.
Формулируют цель и задачи урока. Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
4 Введение в тему урока
(Постановка учебной задачи на урок, проектирование вариантов работы над произведением)
Знакомство с биографическими данными М.М. Зощенко. Составляется план работы на уроке.
1.Познакомиться с биографией Зощенко и его творчеством
2.Провести словарную работу с непонятными словами
3.Познакомиться с произведением
4.Проанализировать произведение и составить характеристику главных героев
Подготовленные учащиеся рассказывают о М.М. Зощенко.
Предлагает учащимся заполнить кластер, содержащий основные события и особенности биографии автора.
Внимательно слушают рассказ детей.
Под руководством учителя заполняют кластер. Познавательные, регулятивные.
словарная работа Организует работу над лексическим значением малознакомых слов.
Определяют лексическое значение малознакомых
слов. познавательные
5 Первичное восприятие -Как вы думаете, о чём, о ком будет произведение М. Зощенко?
Создает эмоциональный настрой на прослушивание произведения М.М. Зощенко «Ёлка».
Организует во время прослушивания произведения целевое сопровождающее чтение учащимися.
Даёт задание на поиск в тексте мест, которые не совпадают в услышанном и написанном произведении. Сопоставляют заголовок и рисунок.
Предполагают тему рассказа.
Слушают произведение М.М. Зощенко
«Ёлка» в исполнении Игоря Ильинского.
Во время прослушивания, дети
сопровождают, читая произведение по учебнику, отмечая карандашом те места, которые не совпадают в
услышанном и написанном тексте.
Регулятивные, познавательные.
6. Анализ первичного восприятия произведения
Вторичное восприятие текста
Получение новых знаний.
Коллективное пошаговое первичное закрепление Организует беседу по прочитанному произведению М.М. Зощенко «Ёлка».
Побуждает к высказыванию своего мнения о прочитанном произведении.
-Понравился ли рассказ?
-Подтвердились ли ваши предположения?
-Какие вы нашли несовпадения в тексте с услышанным?
-Кто главные герои рассказа? (дети)
-Чем наряжали ёлку в те времена?
Самостоятельная работа.
Сопоставление двух главных героев Лёли и Миньки.
- Сейчас девочки по вопросам, которые даны на листочках, составят ответы и запишут их в таблицу «Характеристика Лёли», а мальчики
поработают с таблицей «Характеристика Миньки».
-Ребята, что вы думаете о поведении Лёли и Миньки?
-Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?
-Предлагает описать главных героев, используя выборочное чтение.
Слушают, читают, отвечают на вопросы
учителя. Высказывают своё мнение о прочитанном.

Находят в тексте и зачитывают отрывки,
которые не совпадают с услышанным
произведением.
Находят в тексте информацию о
главных героях, зачитывают.
Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Физкультминутка Показывает упражнения. Выполняют движения под руководством учителя.
Анализ произведения Организует беседу по прочитанному произведению М.М. Зощенко «Ёлка». Организует деятельность учащихся на определение основной мысли произведения, подтверждать её словами текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
-От чьего имени ведётся рассказ?
-Как считаете, прав Михаил Михайлович, что об этом событии из своего детства решил рассказать и другим детям? Почему так считаете?
-Извлёк ли урок Минька?
- В каких словах отражён главный смысл этого произведения? (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я такой сравнительно весёлый и добродушный.)
-Чему учит этот рассказ?
- От чего зависит хорошее отношение всех членов семьи друг к другу?
Высказывают своё мнение.
Слушают и читают рассказ, сопоставляют свои
прогнозы с текстом. Анализируют через вопросы учителя поступки и слова героев, определяют главную мысль рассказа, делают выводы, обосновывают. Коммуникативные, познавательные
Итог урока Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Формулируют конечный результат своей работы
на уроке.
Регулятивные.
7 Домашнее задание
Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности) Дает комментарий к домашнему заданию.
Домашнее задание:
-приготовить чтение по ролям;
-нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Записывают домашнее задание. Познавательные.
8 Рефлексия Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности обучающихся
на уроке.
- А сейчас оцените свою работу (карточки «Светофор»):
зелёный сигнал - «Всё понятно было на уроке»,
жёлтый – «Есть вопрос».
красный – «Ничего не понял»,.Спасибо за работу! Называют основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не
получилось и почему).
Дают себе самооценку. Выявляют причины неуспе-
ха.
Оценивают работу всего класса
Коммуникативные.