План-конспект урока по географии для 6 класса Состав и строение гидросферы


План-конспект урока
Тема урока: «Состав и строение гидросферы».
Класс
6 класс
Тема и номер урока в теме
Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока: «Состав и строение гидросферы».
Базовый учебник
География. Академический школьный учебник для 5-6-го классов для общеобразовательной школы. Под ред. А.И. Алексеева.- М.: «Просвещение» 2012.
Цель урока:
Формировать представление учащихся о гидросфере.
Задачи:
- обучающие
- формировать знания о составе и строении гидросферы;
- формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;
- раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.
- развивающие:
- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;
- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;
- формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
воспитательные:
- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся:
фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока Действия учителя
Действия ученика Личностные результаты Предмет
ные результаты Мета
предмет
ные результаты
Организа-
ционный
1мин. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
Учитель: Здравствуйте ребята! Отвечают на приветствие, готовятся к уроку Создание проблем- ной ситуации
Учитель: Мы с вами познакомились с твердой каменной оболочкой Земли. Кто может сказать, как она называется (Литосфера). Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки. Ну а разобраться о чем сегодня мы будем говорить нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя. Но я приведу его изречение без ключевого слова, вам придется самим догадаться, о чем идет речь?
Слайд 1.
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…
Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.
Как вы думаете много ли воды на Земле?
Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.
Как в географии называют водную оболочку Земли?
1. Проблемный вопрос:
Обратите свое внимание на рис. 61 Из чего состоит гидросфера?
Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?
Ответ: вода.
Работают с физической картой полушарий
с. 176-177 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.
Выполняют задание 1
С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро» (hidor) - вода, сфера – шар)
Выполняют задание 2
Работа с рис.61 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Составляют схему:
Состав гидросферы
Вода морей и воды вода в живых вода в
океанов суши организмах атмосфере
Выполняют задание 3 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Овладение основами картографической грамотности использования географической карты. Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы.
Открытие нового знания
Ребята скажите, а в каких состояниях встречается вода на Земле?
2. Проблемный вопрос:
Ну хорошо это вы усвоили, а что происходит с водой в природе?
Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
(С.Щипачев). Слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств.
Сможете ли вы изобразить круговорот воды в природе самостоятельно?
3. Проблемный вопрос:
- Как происходит Миро-вой круговорот воды?
Демонстрируется анимация Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».
Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.
Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”.
4. Проблемный вопрос: - Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?
Учащимся предлагается просмотреть фрагмент фильма о современном использовании вод.
Физминутка.
Продолжают работать с рис.61, составляют схему:
вода
твердая жидкая газообразная
(снег, лед) (пар)
Выполняют задание 4
1. Вывод: Итак что мы с вами знаем : Вода бывает в трех состояниях, основная часть гидросферы находится в жидком , в большей части составляют гидросферу океаны и моря.
2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.
Выполняют задание 5
Работа с анимацией Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и проговаривают его этапы. После просмотра проверяют схему соседа.
3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.
Прочитав текст учебника на с.102 сделайте вывод о значении воды в природе и в жизни людей
Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.
Выполняют динами-ческие упражнения
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.
Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли. Формирование представления о значении воды для природы и человека. Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;
навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;
умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы;
навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы;
интерес к предмету, образное мышление.
Закрепле –ние.
Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. “Найди ошибку”. Через 4 мин. Представители групп отвечают и зачитывают текс без ошибок.
Если остается время предлагает выполнить задания в тетради «Мой тренажер» №3, с. 47
Выполняют задания, комментируют ошибки.
Выполняют задание 6
Выполняют задания в тетради «Мой тренажер» №3 с. 47 Освоение правил поведения при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций. Формирование умений, используя полученные на уроке знания. Навыки самостоятельной и групповой работы;
Умение оценивать правильность выполнения заданий.
Подведе-ние итогов. Оценива-ние.
Рефлексия Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями. Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.
Вывод по проблеме урока: Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т.к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.
подписывают фамилии и сдают листочки с заданиями
Школьникам предлагается анкета. Нужное подчеркнуть
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше /стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Формирование коммуникативных компетенций. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение отстаивать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Домашнее задание
1. Изучить §28;
2. Ответить на вопросы 3-7 на с. 96;
3. Выполнить задания 1-2 с.47; задания 8-10 с.49-50 «Мой тренажер» (по выбору)
4. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых о воде (творческое задание по выбору).
Записывают домашнее задание.
Формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию. Формирование умений и навыков, используя полученные знания Формирование основных навыков нахождения и использования географической информации

Фамилия, имя________________________________________________
Задание 1- Перед вами круг, разделите его на одинаковые четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга, этим вы покажите какая часть земли занята водой.

Задание 2. Сформулируйте и запишите тему урока
_____________________________________________________________
Состав гидросферы
Задание 3. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы
Задание 4. Заполните схему «Три состояния воды»
ВОДА

Задание 5. Нарисуйте схему круговорота воды в природе.
Заполни анкету. Нужное подчеркни
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше /стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен