Выступление на педсовете на тему «На пути перехода к ФГОС» Мастер-класс учителей начальных классов. Знакомство с предметом «Основы православной культуры»


Выступление на педсовете на тему «На пути перехода к ФГОС»
Мастер-класс учителей начальных классов.
Знакомство с предметом «Основы православной культуры»
Подготовила:
учитель начальной школы
Галицина О.В.
В своём выступлении я познакомлю вас с предметом «Основы православной культуры».
В целях формирования у младшего школьника осознанного нравственного поведения основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций Православного общества в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ЛНР включён предмет духовно-нравственного содержания.
С 12 января 2015года курс «Основы православной культуры» преподаётся как обязательный предмет и рассчитан на 17 учебных часов.
Задачи учебного курса включают:
Знакомство с основами православной культуры.
Развитие представлений о знании нравственных норм и ценностей.
Обобщение знаний, понятий о духовной культуре и морали.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении общеобразовательного кругозора, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного гражданина, патриота.
Содержание курса тесно связано с другими учебными дисциплинами.
Учащиеся обучаются по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
К этому учебнику есть тетрадь для учащихся. У нас этот учебник представлен в электронном варианте, то в полной мере им может воспользоваться учитель Алексеева В.Н., т.к. её кабинет оборудован техническими средствами (ноутбук, телевизор, интернет). Учителя Гриненко Н.М. и Галицина О.В. используют учебник при подготовке к урокам. Также нами активно используется и другая христианская детская литература. А именно: Библия для юных читателей, Библия для тебя (библейские истории в картинках для подростков), Уроки для воспитания характера, которые имеются в нужном количестве в школьной библиотеке.
Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности представляют в форме творческих работ любого вида.
На экране вы видите детские работы по темам: «Вербное воскресенье», «Традиции празднования Пасхи в России», «Дерево жизни», где использованы межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, история, технология, изобразительное искусство и поисковая деятельность.
На уроках православной культуры мы учим детей осмысливать задачу, находить информацию, работать в коллективе, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать. Так, например, к урокам «Культура и религия», «Бог и человек в православии», «Наша Родина» мы широко применяем печатные карточки с интересными заданиями, как-то: с использованием подсказки дети пишут составляющие нашей культуры; добрые жизненные советы; об общих делах членов семьи, составляют предложения и рисуют.
При проверке теоретических знаний мы давали следующие задания: дай полный ответ, выбери, нарисуй, соотнеси, раскрась, сделай проект (всё то вы видите на экране).
Мы понимаем, что личностная мировозренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна: это позиция диалога, уважительного отношения к мнению учащегося. Поэтому систематически используем интерактивные (диалоговые) методы работы.
Не менее важную роль выполняет использование литературных произведений на религиозные сюжеты, репродукции, видеозаписи, развивающие игры, викторины, фотографии, анкетирование.
Рассказ учителя сопровождает музыка, демонстрация православных памятников изобразительного искусства, архитектуры.
За то время учителями были созданы несколько тематических презентаций. А именно: «Весёлые картинки к Пасхе», «Светлое христово Воскресенье», «Помните о своих родителях».
Трудности с которыми мы столкнулись:
прерванная традиция (новые источники);
недостаток материалов и методики (недостаток -это лучше, чем полное отсутствие, мы используем интернет- ресурсы, участвуем в работе творческой группы учителей православной культуры);
предрассудки и предубеждения (семинары);
обострённость межрелигиозных отношений (диалог).
Мы считаем, что тот предмет нужен, т.к. он помогает воспитывать детей на общепринятых ценностях гуманизма.