Статья Роль семьи в воспитании грамотного, талантливого читателя

Роль семьи в воспитании
грамотного, талантливого читателя

Воспитание культуры, искусства чтения у обучающихся, что и как читать, учитывая свой возраст, свой жизненный опыт, как повысить культуру восприятия и использования полученной информации – этому надо учить и воспитывать на раннем этапе школьного обучения: во-первых, меньшая загруженность учебной деятельностью, во-вторых, дети больше заинтересованы и увлечены процессом познавания, творчества. Читательское мастерство приобретается не вдруг, а в процессе длительной работы ума. И здесь основной фактор, влияющий на результат – содружество, контакт с учителями, классными руководителями и, конечно, с семьей читателя-ребенка.
Первую и едва не самую главную установку по отношению к книге ребенку дает семья. Билиотечно-библиографические знания и навыки гигиены чтения начинают формироваться тоже в семье. Родители должны знать, что культура чтения отражает интеллектуальное развитие, влияет на активное формирование личности ребенка через чтение. Это в принципе, а на самом деле бывают разные семьи с разными представлениями о книге и. соответственно, с разным отношением к ней. Например, некоторые родители помогают своим детям более глубоко осмысливать полученные сведения из книг, т.е. они вполне осознают свою ответственность за приобщение детей к книге. Бывают и такие родители, которые все делают за своих детей – находят им материал, обрабатывают и подают в готовом виде, не давая добраться до истины самим, отучают их от действий.
Любую помощь, в какой бы она форме она не была, не нужно сбрасывать со счетов, нужно только направить усилия родителей в нужное русло. Я посещаю родительские собрания в классах, выступаю с беседами о роли родителей в руководстве чтением детей, воспитании культуры, систематического и правильного, грамотного чтения, провожу практические занятия.
Становление читателя формируется не само по себе, а в коллективе, под воздействием коллектива. Ребенок свой маленький жизненный опыт расширяет и проверяет опытом других, опытом взрослых. Сознание родителей оказывает решающее воздействие на мнение детей, дает наглядный эталон уважительного отношения к книге. Нельзя не согласиться с Л.С.Выготским: «То что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно». Присутствие и участие родителей исключительно важно, тем более, что мы создаем такие ситуации, когда ребенок может блеснуть своими знаниям и умениями. Важны и диалогическое общение - свойство народной педагогики, и положительный пример родителей – действенное средство нравственного воспитания.
Темы занятий зависят от сообразительности и вкуса родителей и детей, от тематики внеклассного чтения. По форме и продолжительности занятия бывают разные, но каждое занятие предваряется теоретической частью, включает самые разные мероприятия, стимулирующие развитие интереса.
Громкое чтение. Обращение к старой доброй традиции семейного чтения чтению вслух. Прочитанная вместе. Удачно подобранная книга дает родителям и детям общее смысловое поле, смысловой материал для смысловой беседы, да и просто способствует новому ракурсу традиционного семейного разговора. Причем, разговор, развиваясь, может перешагнуть за рамки проблематики книги и затронуть самые различные актуальные темы. Для громкого чтения надо выбирать рассказы не очень большие. Например, произведения В.Астафьева, М.Пришвина, А.Приставкина, Б.Житкова, А.П.Чехова, Н.Погодина. Читают вслух как взрослые, так и дети. Громкое и выразительно чтение родителями рассказа или стихотворения может стать рекомендацией книги, пробудить интерес к теме, к человеку, послужит ступенькой в воспитании. Громкое чтение мы воспринимаем не как легкую, а как эффективную форму работы, которая требует вдумчивой предварительной подготовки. Рассказы тех или иных писателей, к творчеству которых мы обращаемся, заставляют работать ребенка: думать, чувствовать, воображать, догадываться.
Размышление над прочитанным. Хорошее чтение рождает много вопросов. Чтобы обсудить то или иное произведение, учим детей читать между строк, понимать подтекст. Родители учат следить за ходом мыслей автора, отождествлять себя с героями произведений, понимать внутренний мир героев. Присутствие и соучастие родителей дает эмоциональный настрой для восприятия книги.
Усложненные творческие задания: пересказ, выделение увлекательных, запомнившихся эпизодов; развитие сюжета по своему желанию (для этого подходят рассказы Л.Н.Толстого), предположить, как бы сложилась далнейшая жизнь тех или иных героев, придумать художественное оформление книги и так далее
Вместе с детьми оформить свои собственные книги.
Организуем и совместные праздники, например ярмарку «В гостях у Конька-Горбунка», якутский фольклорный праздник «У камелька», конкурсы «Папа, мам и я – читающая семья», литературные ринги и викторины.
Есть очень интересные книги – кладезь народной мудрости , народные сказки, сказки русских писателей, произведения классиков. У детей при чтении этих произведений возникает масса вопросов: Почему герои так странно разговаривают? Почему у героев такие имена? Почему такие названия блюд? Ответы на эти вопросы помогает найти «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля.
Родители и я проводим для детей беседы по книгам, обзоры, ведем практическую работу по занимательной библиографии.
Вот такая совместная работа ненавязчиво подталкивает родителей к тому, что они отсылают детей к научно-познавательной литературе, учат чувствовать постоянную потребность к библиотеке, в общении с другими читателями. Родители, развивая детское любопытство и любознательность, ведут своих детей к творческому овладению чтением, знаниями, умениями. Дети чувствуют и знают, что родителям не чуждо то, что интересно им.
Составила педагог-библиотекарь Харлампьева А. А.

15