Урок литературного чтения на тему К. Паустовский Прощание с летом


Тема урока: «Как приходит зима?»
К.Г. Паустовский «Прощание с летом».
Цели:
Предметные.
Создать условия для формирования правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора.
Метапредметные.
Коммуникативные.
Донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, группах, вести диалог.
Познавательные.
Создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую.
Регулятивные.
Создать условия для определения цели деятельности и соотнесение результата с целью и оценивание его.
Личностные
Учиться видеть красоту в обычных явлениях природы, развивать эмоциональную сферу.
Художественная задача текста.
Показать таинство природы: торжественная красота зимы сменяет «глухую пору листопада».
Жанр – рассказ.
Тип урока – 1-й урок в работе с новым текстом.
Орг. момент
Приветствие гостей.
С неба звездочка упала, Я желанье загадала, А желанье вот такое: Будем думать и читать И пятерки получать, И небесная звезда Всем сказала «Да, да, да!» 
Ну, начнём урок, друзья.
Мы команда- хоть куда
Вы друг к другу повернитесь, И прятно улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. 
Учитель: Я хочу начать наш урок словами Н. Рубцова
Слайд 1.
Ах, кто не любит первый снег
В замёрших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!Проводится разминка для развития артикуляционного аппарата
Фронтальный опрос:
-Какой раздел мы изучаем?
- Кто является автором этих строк? Как вы понимаете эти строки?
- Назовите произведения и автора произведения.
1. В их сенях ветра шум с свежее дыханье.
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин .ОСЕНЬ ( отрывок из стихотворения)
2.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев. Без названия)Ящерица написала:
«Бегать по лесу устала.
Кто – в берлогу,
Кто – в нору.
Я же прячусь
Под кору»
( Г. Сапгир. Четыре конверта) Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
и заплачет спросонья.
(К. Бальмонт. Осень)В каком жанре написаны эти произведения?
Какое стихотворение я не назвала?
(Давид Самойлов. Перед снегом.)Учитель вызывает ученика, который выучил стихотворение наизусть) Оценивание чтения.Слайд 2
Мы повторили стихотворения, которые изучили в этом разделе. А какое прозаическое произведение мы проходили? Кто его автор? Жанр?
-К. Паустовский. Мой дом.
- Какие ещё рассказы К. Паустовского мы изучали?
- О чём писал Паустовский?
- Какие края он воспевал?
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством К. Паустовского.
Слайд 3
Откройте учебник на с. 185. Прочтите название. Как вы понимаете слово «прощание». В каком жанре написано произведение? Рассмотрите иллюстрацию. Когда происходят события? Где? Целью каждого урока литературного чтения является формирование правильного читательского навыка. А что значит уметь правильно читать? На листочках записаны задачи урока, подчеркните, которые лично Вы ставите перед собой. В конце урока проверите и увидите, насколько вы добились этих целее:
Слайд 4
Определи задачи на урок.
Я хочу научиться: понимать основную мысль произведения, расширить свой словарный запас, читать без ошибок текст, работать активно на уроке, доносить свои мысли до одноклассников, вести диалог, общаться без конфликта в паре и группе, правильно оценивать свою работу, товарищей и персонажей рассказа, учиться видеть прекрасное вокруг себя, получить отметку___________.
-1 раздел учебника «Литературное чтение», который мы изучаем называется «Прощание с летом», а почему, по – вашему, этот рассказ расположен не в первом?
Давайте постараемся найти ответ на этот вопрос, прочитав рассказ.
Учитель читает рассказ, объясняя по ходу чтения следующие слова и понятия:
Гравюра – изображение картины, рисунка, полученное путем оттиска с клише сделанного мастером.
Карл Брюллов
Тесовая см. Тёс – тонкие доски из древесины хвойных пород
Тесовый – сделанный из тёса.
Беседа после чтения 1 главы:
-Какое настроение создал автор в этой главе? Почему?
-Где происходят события, описанные в рассказе?
- Что Вы скажете о жильцах этого дома? ( это образованные люди, заботятся о животных).
- Какая главная мысль этой главы?
2 главу ученики слушают в аудиозаписи.
Слайд 5
Словарная работа до слушания текста:
Ходики – часы
Постарайтесь представить себе, картины написанные автором
Беседа после чтения 2 главы:
- От чего проснулся автор?
- Какую тишину называют мёртвой? Прочтите об этом в тексте.
- Как вы понимаете слова Рувима «Первый снег очень к лицу земле».
-Как называется этот приём в литературе? ( олицетворение).
- С кем автор сравнивает землю?
- Сохранилось ли у вас настроение, которое было в 1 части?
-Что же произошло ночью?
- Определите основную мысль 2 части.
Слайд 6
Чтение 3 главы. Работа в группах.
О чем эта глава?
Прочтите 3 главу по абзацам. Оцените чтение товарища. Вставьте пропущенные слова или фразы в карточке. Объясните, почему автор выбрал именно эти выражения.
К чаю ___________________ в гости дед Митрий и поздравил с ___________________________________.
– Вот и _______________ земля,- сказал он,- снеговой водой из _____________________________________.
Слайд 7
Физкультминутка.
Чтение 4 части детьми.
- Какие картины первого дня зимы вы представили, читая этот текст? В каких строчках автор сказал нам о прощании с летом?
Так почему К. Паустовский назвал свой рассказ «Прощание с летом»?
Слайд 8
Определите основную мысль рассказа.
У природы нет плохой погоды.
Изменение и восхищение таинством природы.
3.Отношение человека к природе.
А теперь закончите фразу: «Глухая пора листопада сменилась… (торжественной красотой зимы ») .
Слайд 9.
- К теме «Первого снега» часто обращаются не только поэты и писатели, а так же художники.
Дети рассматривают картины И. Шишкина «Первый снег» и А. Пластова «Первый снег» и делают вывод о том, что эти картины созвучны настроению рассказа К. Паустовского «Прощание с летом».
Слайд 10
- Прослушайте произведение П. И. Чайковский из цикла «Времена года». Ноябрь. На тройке. Какие картины вы увидели?
Итог урока. Чему мы учились на уроке?
Вернитесь к карточкам, прочтите, какие задачи вы ставили на этот урок.
Кто выполнил все задачи, которые поставил перед собой. Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:
На «4» прочитать рассказ с. 185 – 188, нарисовать иллюстрацию, 2 часть подготовить для выразительного чтения.
На «5» прочитать рассказ с. 185 – 188, нарисовать иллюстрацию, 2 часть подготовить для выразительного чтения + озаглавить части рассказа.