Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Конспект урока
Тема: Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Класс: 6
Тип урока: Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Урок-кроссворд
Цель урока: Проанализировать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Ход урока

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
(М.М. Пришвин)

Мы с вами прочитали замечательную сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и сегодня подводим итоги.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Кроссворд 1

Сюжет, основные события мы вспомнили, но понять произведение, почувствовать его прелесть и красоту можно только при внимательном, детальном чтении и перечитывании. Посмотрим, насколько внимательно мы прочитали «Кладовую солнца».
Проводим конкурс на внимательного читателя.

1. Кем был отец Митраши и какое его ремесло освоил сын? (1 по вертикали – бондарь, 1-й кроссворд)

2. А как звали отца? (2 по вертикали – Павел, 1-й кроссворд)

3. Инструмент бондаря? (3 по горизонтали – ладило, 1-й кроссворд)

4. Куда сгребла Настя угли, собираясь в лес? (4 по вертикали – загнетка, 1-й кроссворд)

5. Отец Митраши считал, что он в «лесу добрее матери бывает». О чём речь? (5 по горизонтали – компас, 1-й кроссворд)

6. Ребята отправляются в лес за витаминами. Как называется лес и что это за витамины? (6 по горизонтали – бор, 7 по вертикали – клюква, 1-й кроссворд)

- Отправимся и мы вместе с Настей и Митрашей за сладкой клюквой.
Прочитаем описание природы от слов "Лет двести тому назад..." до "...деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа".

7. Здесь мы встречаемся с первым "героем" из мира природы, кто это? (8 по горизонтали – ветер, 1-й кроссворд)
8. С чего начинаются несчастья детей, что произошло между ними? (9 по горизонтали – ссора, 1-й кроссворд)

- И тут появляется новый персонаж. Кто это? (Если ребята не догадаются, ставим вопрос кроссворда:

9. Как звали собаку Антипыча? – 10 по горизонтали – Затравка, 1-й кроссворд.)

10. Куда попал Митраша? (11 по горизонтали – елань, 1-й кроссворд)

11. Как называется спасительная трава? (12 по горизонтали – белоус, 1-й кроссворд)

12. Травка и лисичка охотятся на зверя; как называется преследование дичи? (13 по горизонтали – гон, 1-й кроссворд)

13. А за кем они охотились? (14 по горизонтали – русак, 1-й кроссворд)

14. Напомните, где в это время Настя? Чьими глазами мы видим её на клюквенной палестинке? (3 по вертикали – лось, 1-й кроссворд)

15. Кто напомнил ей о времени и о брате? (15 по горизонтали – змея, 1-й кроссворд)

- В первом кроссворде у нас осталось неразгаданным одно слово, какое? (По уже известным буквам ребята без труда догадаются – сказка-быль.)
Итак, тема – это то, о чём рассказывается в произведении, а жанр – это то, в какой форме об этом рассказывается. Представьте себе кувшин с молоком. Чем будет кувшин и чем будет молоко: кувшин – тема, молоко – жанр или наоборот: кувшин – жанр, а молоко – тема? (Подводим ребят к выводу о форме и содержании и их единстве.)