Переработанный урок географии для 8 класса Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Добавлен материал,изменены некоторые задания.


Тема урока: Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
Цель урока: сформировать представление о различных видах внутренних вод, их происхождении и значении в природе и жизни людей. Продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карту, схемы, рисунки с целью получения новых знаний. Повышать интерес к предмету.
Оборудование физическая карта России, атласы для 8 класса, учебник И.И.Барановой «География России», медиапроектор, презентация «Внутренние воды России: озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.Методы: беседа, тестирование, работа в группах с разными географическими источниками, работа с учебником.
Ход урока
Оргмомент.
Учитель: Я рада видеть Вас на уроке географии. Для успешной работы мы разделились на группы, чтобы выполнить различные задания.
Ваша цель – работать быстро и набрать как можно больше баллов. За ответы на уроке вы будете выставлять себе баллы, в конце урока поведем итоги. (На столах у обучающихся карта самооценки. В которой они выставляют себе баллы за выполненные задания).Карта самооценки
Ф.И.обучающегося______________________________________
Задание №1
Тест «Реки России» ________балловЗадание №2
Географические термины_______ балла
Задание № 3
Происхождение озерных котловин ________баллаЗадание №4
Установить соответствие : название озера – происхождение –
местонахождение __________ балла
Задание №5
Другие типы поверхностных вод__________ балла
Итого_________баллов.
2. Проверка знаний учащихся.
На прошлом уроке мы начали изучать тему «Внутренние воды России». Изучили реки страны. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест.
Задание №1 Тест по теме «Реки России»
Слайд 4. (задания учащиеся получили также на парты)
1. Отношение падения реки к ее длине называется:
А). расходом воды; Б). уклоном; В). годовым стоком
2. Ледостав у сибирских рек длиннее:
А). в верхнем течении; Б). в среднем течении;. В). в нижнем течении.
3. На реке Амур половодье начинается летом, потому что:
А). тают ледники в горах; Б). начинаются муссонные дожди; В). начинается таяние снега.
4.Главой причиной отсутствия наводнений на реке Волге является:
А). постепенное таяние снега; Б). наличие водохранилищ; В). малое количество снега на территории бассейна.
5. Преимущественно дождевое питание имеет река:
А). Печора; Б). Москва – река; В). Амур.
6.На большинстве рек России половодье наступает:
А). зимой; Б). весной; В). лето.
Выполнение 5 минут. Ответы. Слайд 5.
Взаимопроверка ответов, учащиеся обмениваются работами, полученные баллы выставляют в карту самооценки (за каждый правильный ответ 1 балл).
Изучение нового материала.
Учитель: Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Мы живем в мире слов. Каждое слово что – нибудь обозначает. Я предлагаю вам вспомнить значение данных слов (учащимся розданы карточки – задания с географическими терминами, относящимися к теме «Внутренние воды», каждая группа получила по три определения). Обучающие должны определить по описанию тип внутренних вод).Задание №2.
1 группа.
1. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
(озеро - ответ уч-ся ) 2. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
(болото)
3.Толща горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение долгого времени, как правило, десятки или многие сотни лет.
(многолетняя мерзлота)
группа.
Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении,
называемым руслом. (река)
2.Вода, находящаяся в порах и пустотах земной коры.
(подземные воды)
3.Движущиеся скопления льда на земной поверхности. (ледники)
(2 балла за каждый правильный ответ выставляет в лист самооценки, отвечающий ученик).
Учитель, Ребята! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить. Попробуйте определить тему урока.
- Какова цель нашего урока? Для чего мы вспомнили эти понятия. – ответы обучающихся (познакомиться с разнообразием внутренних вод, их происхождением, размещением по территории страны и их значением в природе и жизни людей - ответы обучающихся).
Учитель. - А теперь более подробно познакомимся с озерами. В нашей стране насчитывается около 3 млн. озер.
Вы сказали, что озеро – это природное углубление, а углубление это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. В тетрадях начертите таблицу, которую мы с вами заполним, выполняя следующие задания. Вы определите типы происхождения озерных котловин, выполнив задания №3.
Типы озерных котловин Примеры Районы распространения
Задание №3 Происхождение озерных котловин. (Каждая группа получает задание. В ходе его выполнения заполняется первая колонка таблицы)).1группа.
1. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению. (ледниковые – ответ уч-ся) Слайд 6.
Возникают при запруживании водотока оползнями, лавовыми потоками, в результате обвалов в горах (обвальные) Слайд.7.
Образовались в кратерах вулканов. (вулканические) Слайд 8
Группа
1. Озера, образованные из остатков древних морей. (остаточные) Слайд 9
2. Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной коры. (тектонические) Слайд 10,11
3. Они располагаются в воронках и провалах, образованных в областях, сложенных растворимыми породами. (карстовые) Слайд12
Один ученик из каждой группы называет типы озерных котловин, все учащиеся заполняют первую колонку таблицы.
Учитель. – В России много озер. Я предлагаю вам познакомиться с самыми известными. Чтобы заполнить 2 –ю и 3 –ю колонки таблицы вам предстоит выполнить четвертое задание т. е. определить к какому типу относятся, описанные в задании озеро и где они размещены на территории страны (2балла за правильный ответ и показ озера на карте).
Задание №4
Задание 1 группе.
Озеро 1. Это озеро – самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадают более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)
Озеро 2. Это озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское)
Озеро 3.Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын – Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Часто озеро называют «младшим братом» Байкала. Из него вытекает один из притоков реки Обь.
(Телецкое)
Озеро 4. Это озеро образовалось в кратере одного из многочисленных вулканов полуострова Камчатка. (Кроноцкое)


Задание 2 группе
Озеро 1. Еще при Петре проложили русские люди «государеву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.
(Онежское)
Озеро 2. А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения.
(Чудское)
Озеро 3. Котловина озера образовалась под действием минеральных вод. Содержащийся в них сероводород постепенно разрушал известняковую породу. В результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров, грот и озеро. (Провал)

Озеро 4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 25 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяют 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемики т. е. встречаются только здесь.
(Байкал)
Спамберг — горная вершина, расположенная на юго-западном побережье острова Сахалин. На пике горы Спамберг расположился уникальный памятник природы – 18 горных озёр обвального происхождения, единственные горные озёра на Сахалине. Они занимают обширное горное плато на высоте 800 м. Самыми большими озёрами являются
(Моховое и Каменистое)
В ходе выполнения задания обучающие записывают названия озер во 2 колонку таблицы напротив соответствующего происхождения озерной котловины, показывают озеро на карте, называя его месторасположение
(3 колонка таблицы)
Учитель: Выполнив все задания вы заполнил таблицу. Проверьте свою работу. На слайде 13, заполненная таблица.
Учитель. – На территории нашей страны сохранилось немало уникальных естественных водоемов, по отношению к которым необходимо проявить внимание и заботу. Предлагаю вам совершить путешествие на озеро Байкал.
Это самая глубокая впадина суши. Из – за большой глубины и протяженности в Байкале собрано колоссальное количество пресной воды – 20% вод всей планеты. Древний возраст Байкала позволил ему сохранить живые организмы давно минувших времен – голомянка, омуль, бычки – подкаменщики, байкальская нерпа и др.
Сооружение Иркутской ГЭС, Селенгинского бумажного комбината, различных промышленных предприятий в Иркутске и Улан – Удэ отрицательно влияют на природу Байкала.
Самое сложное, самое трудное - это решить как нужно относиться к Байкалу.
Либо этот «музей живых древностей» сделать национальным парком, либо промышленным районом. К сожалению, второй путь все более побеждает.
Не случайно ученые забили тревогу, а поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение (читает Шевченко А., предварительное задание).
Я ночью проснулся . Мне кто –то сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу - не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто – то добавил из глубины:
«Байкал – заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер просвечивал в полнакала.
Ну неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые?»
Надо вывесить бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа –
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, узнав показуху,
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его взоры не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал
«Мертвое море – священный Байкал».
Учитель. Надеюсь, что вы разделите вместе со мной слова, что на карте не должны исчезнуть голубые пятна озер. Наша задача перед будущим поколением – донести до него и не расплескать эти природные чаши бесценной живительной влаги.
В нашем крае тоже много озер. Об одном уникальном озере Провал расскажет вам Убогова А. (предварительное задание). Слайд 14 – 17.
Это озеро издавна будоражит воображение всех, кто волею судьбы оказывается в здешних краях. Так, М.Ю.Лермонтов писал в «Княжне Мери»: «Вечером многочисленное общество отправлялось пешком к Провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал…»
Современные ученые, полагают, что Провал скорее подземная пещера, образовавшаяся под действием минеральных вод. Содержащийся в них сероводород, испаряясь, постепенно разрушал известняковую породу. В результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров, грот и озеро, глубина которого составляет 11 метров. Красивый бирюзовый цвет наполняющей водоем минеральной воды обусловлен высоким содержанием серы (именно поэтому Провал «славится» весьма неприятным запахом) и присутствием в ней определенных бактерий.
Достопримечательность Провала — два льва, охраняющие вход в пещеру. Эти скульптуры, выполненные по эскизу скульптура И.Ф.Шаховской, появились здесь в середине ХХ века. С тех пор туристы обязательно фотографируются хотя бы с одним из них.
Успехом у гостей современного Пятигорска пользуется и скульптура Остапа Бендера, появившаяся здесь в 2008-м, в преддверии юбилея города, которому в 2010 году исполнилось 230 лет. У пятигорского Провала Остап Бендер планировал сколотить состояние, продавая билеты на посещение этой достопримечательности.
Во времена Лермонтова, местные жители называли озеро «адская бездна» и считали, что в нем обитает огнедышащее чудище, которое по ночам кружит над городом в поисках жертв. Одной из забав «водяного общества» были танцы над бездной: по инициативе князя В.С.Голицына знаменитые архитекторы братья Бернардацци соорудили в 1837 году помост над Провалом, на котором желающие танцевали кадриль. Наиболее любознательные имели возможность спускаться в специальной корзине до самой воды. Из глубины провала постоянно доносились интригующие звуки. Происхождение их, объяснялось весьма просто: вокруг Провала одно время селилось множество голубей и летучих мышей. Первые облюбовали северную, хорошо освещенную стену пещеры-воронки, другие, напротив, — затененные участки. Птицы и крылатые млекопитающие, отлично сосуществовали и никогда не нарушали территориальных границ друг друга. Рано утром голуби вылетали на поиски корма, а летучие мыши возвращались отдыхать после ночных странствий.
Первый спуск в Провал с научными целями был осуществлен в 1857 году. В нем приняли участие известный исследователь минеральных вод Ф.А.Баталин, директор Тифлисской физической обсерватории А.Ф.Мориц, офицеры-топографы и землемеры. Вскоре к озеру проложили горизонтальный тоннель длиной около 58 метров и стали поднимать воду в лечебных целях. С тех пор Провал приобрел особую популярность.
Учитель. Расширить знания о других типах внутренних вод поможет вам
работа с учебником (стр. 86 – 87) и физической картой России. Слайд 18.
Задания №5. Работая с географическими источниками найдите ответы на поставленные перед вами вопросы (уч-ся получают задания, 2 балла за правильный ответ).
Задание для 1 группы.
Где в нашей стране много крупных болот?
Что способствует образованию болот?
Какова роль болот в природе?
1. Как образуются подземные воды?
2. Где у нас в стране есть минеральные воды?
3. Какое значение имеют для жизни человека подземные воды?
Задание для 2 группы.
Где в нашей стране распространены покровные ледники?
В каких горах нашей страны есть горные ледники?
Что называется снеговой границей ?Учитель. – Еще об одном хранилище вод мы должны поговорить. Существует оледенение еще одного типа «подземное». Так называют многолетнюю мерзлоту. В атласах (Стр.17) изучите карту «Многолетняя мерзлота» и соответствующий текст в учебнике, ответьте на вопросы
1.Где в нашей стране распространена многолетняя мерзлота ?2. Назовите причины образования многолетней мерзлоты . За все выполненные задания учащиеся получали баллы. Которые были выставлены в карту самооценки. После выполнения последнего задания подводится итог урока и выставляются оценки. Слайд 19.
Домашнее задание. Слайд 20.
§ 13 стр. 84-89 Творч. зад. Подготовить мини - презентацию
или составить кроссворд «Внутренние воды России».
Рефлексия. Слайд 21.
Сегодня на уроке я узнал(а), что в нашей стране …………………….
Знания, которые я сегодня усвоил(а) на уроке пригодятся мне для того, чтобы ……………..