Конспет урока по чтению Л.Н.Толстой Косточка

Тема Л.Н.Толстой «Косточка
 Цель: обучение выразительному чтению
Личностные
– Формировать нравственно- этические ориентиры.
– Развивать рефлексию.
Предметные
– Ориентироваться в книгах, работать с текстом.
– Анализировать текст для выявления подтекста.
– Анализировать текст для выявления причинно-следственных связей.
– Анализировать текст для определения его идеи.
– Анализировать текст для определения его жанра.
Коммуникативные
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
– Аргументировать своё мнение.

Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах
Ход урока: I. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
  - Внимательно послушайте отрывок из стихотворения великого детского писателя Сергея Михалкова. Подумайте, почему я начала урок этими словами?
                         Мы дружны с печатным словом,
                         Если б не было его,
                         Ни о старом, ни о новом
                         Мы не знали б ничего.
                         Ты представь себе на миг,
                         Как бы жили мы без книг?
                         Что бы делал ученик
                         Если не было бы книг (последнюю строчку тихо)
(На доске название раздела: Учимся читать)
                      II. Актуализация опорных знаний.
- Расскажите, с каким полезным растением мы познакомились на прошлом уроке? В чем его польза? Вы подготовили сообщения о других полезных растениях. Давайте вас послушаем.
                      III. Постановка учебной задачи.
Мы сегодня познакомимся с произведение Льва Николаевича Толстого «Косточка».
                      
- Откройте учебники на стр. 43,назовите тему урока.(Произведение «Косточка»)
- Что такое косточка?
- что такое быль?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении?
- Какую цель вы поставите?
(познакомиться с произведением)
- Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?
1. Прочитать произведение.
2. Понять прочитанное.
3. Определить главную мысль.
Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, т. е. почти два столетия назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал. Дети так увлекались, что иногда засиживались допоздна и тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся домой. Толстой очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизнь бедноты. Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам. Но книг для детей простых и понятных было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы (он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки).
Лев Николаевич нашёл время и для детских учебных книг. Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения».
Многие годы по всей России дети учились читать по книгам Толстого. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни. Полное собрание сочинений Толстого составляет 90 томов. Его произведения любят и дети, и взрослые.

- А сейчас сядем так, чтобы нам было удобно и приготовимся внимательно слушать произведение. Читать буду не я, а артист театра. 
                IV. Первичная проверка понимания прослушанного.
- О чем это произведение?
                 V. Словарная работа.
- Во время прослушивания кто услышал непонятные вам слова? (Горница -  неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище)
- Может ещё есть слова, которые вам не понятны? (Сочла – посчитала, решила)
               VI. Вторичное прочтение
Работа по анализу произведения.
- К какому жанру относится произведение?
- Продолжим работу над рассказом, чтобы глубже понять содержание.
- А как вы относитесь к поступку Вани?
- Подумайте, роль поступков велика для человека? (Да, по поступкам можно судить о человеке, какой он.)
- Может ли человек влиять на свои поступки? (Да, человек принимает решение, совершить или не совершить поступок)
- Назовите героев рассказа. Кто главный герой? (Ваня)
- Поработайте с текстом в парах, обсудите друг с другом вопросы и докажите словами из текста.(работа в парах).
- Что побудило Ваню съесть сливу? (Он никогда не ел слив – любопытство)
- Как Ваня проявлял своё любопытство? (Нюхал их, они ему нравились, хотел съесть, ходил мимо – поведение, выдававшее любопытство)
- Как отреагировал, когда раскрылась правда? (Побледнел – это страх, покраснел – это стыдно)
Результаты работы групп.

- Как вы считаете, вы уже поняли прочитанное?
- Готовы определить главную мысль? Назовите. ( Всё тайное становится явным)
                  VIII. Итог урока.
- Так почему всё-таки рассказ называется «Косточка»? (Она явилась причиной такого поступка и она же выдала Ваню)  
- Если бы к нам в гости приехал иностранец, что бы вы ему рассказали о Ване?
- Стали бы вы дружить с Ваней? Почему? (Ваня хороший человек, а вот поступок который он совершил плохой).
- Для чего мы читали рассказ? Чему научились?
- А как бы вы поступили, если бы оказались в такой же ситуации?
 Надо научиться просить прощение. Какие слова помогут в этом? (Простите, я был не прав)
Домашнее задание Читать выразительно+ТПО
IX. Рефлексия.
- Наш урок заканчивается. Посмотрите на цветные квадраты и прочитайте соответствующее им высказывание. Возьмите у себя на парте квадрат соответствующего цвета и прицепите его к доске.
   
    Оцените свою работу на уроке










15