Конспект урока «Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»


Урок по теме «Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»Введение . Место урока в программе учебной дисциплины «Литература»
Данный урок открывает цикл уроков, посвященных Великой Отечественной войне.
Задачи урока:
- раскрыть авторский замысел – изображение героя, который способен противопоставить свою волю, свои представления о долге и свободе в условиях власти над ним обстоятельств;
- рассмотреть проблему гуманизма в рассказе;
- уметь правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать факты и понятия;
- формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей учащихся, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Тип урока: урок совершенствования знаний, формирования умений и отработки навыков.
Вид урока: урок-анализ
Методы обучения: словесные, частично-поисковые, презентационные, наглядные, исследовательские.
Ключевые компетенции: речевая, читательская.
Метапредметная связь: литература, история, изобразительное искусство.
Материально-техническое оснащение: справочники и словари, ТСО, ИКТ
1 Основная часть
Требования к результатам обучения.
В ходе занятия обучающиеся должны знать содержание произведения М. Шолохова «Судьба человека»,
уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученного литературного произведения; выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения своего круга чтения по русской литературе.
План урока
Организационный момент – проверка явки обучающихся и готовности их к уроку. Эмоционально-психологическая установка на урок.
Целевая установка на урок. Сообщение темы урока, целеполагание, знакомство обучающихся с особенностями и структурой урока. Мотивация деятельности обучающихся на уроке и способы оценивания их познавательной активности……………………………………………………………………………………
Актуализация знаний обучающихся посредством проведения словарной работы ………………………………………………………………………
4 . Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» - с дальнейшим обсуждением личности главного героя Андрея Соколова …..
Комментированное чтение эпизода с условным названием «Прощание»……………………………………………………………………………
Мини-проектное задание обучающегося по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Военнопленные». ……………………………..
Беседа по эпизоду с условным названием «Возвращение домой»…………………………………………………………………………………………..
Беседа по отрывку из кинофильма «Судьба человека»
Работа по осмыслению понятия «Судьба» с использованием толкового словаря С. И. Ожегова.…………………………………………………………
Подведение итогов урока, оценка знаний и умений обучающихся, домашнее задание, самостоятельная работа по теме урока
Рефлексия обучающихся по уроку…………………………………
3) Конспект урока
Ход занятия.
Организационный момент – проверка явки обучающихся и готовности их к уроку. Эмоционально-психологическая установка на урок
Звучит музыка военных лет.
Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята.
Тема нашего занятия «Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». (слайд) Разрешите начать ее словами Н. Майорова :
Не всё умрёт, не всё войдёт в каталог,
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Н. Майоров.
2 Целевая установка на урок. Сообщение темы урока, целеполагание, знакомство обучающихся с особенностями и структурой урока. Мотивация деятельности обучающихся на уроке и способы оценивания их познавательной активности
А эпиграфом будут звучать слова – Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Старая истина (слайд).
Вспомните, как много вы знаете авторов, которые писали о войне?
Вашему вниманию предлагается выставка произведений о ВОВ. К ней мы обратимся чуть позже.
Зачем нужна литература о войне, если есть учебники истории, мемуары очевидцев?
Что привлекает вас в литературе о войне, а что отталкивает?
И Михаил Шолохов ставит нам вопрос:
Каким характером должен был обладать человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? (слайд)
Об этом поведал нам автор, это и будет целью нашего урока
Нам помогут текст произведения, демонстрационные материалы и ваши мысли и чувства.
Актуализация знаний обучающихся посредством проведения словарной работы
Начнем со словарной работы.
Вдумайтесь в значение слова «характер» (слайд)
Какие положительные черты характера вы назовете:
Стойкость, великодушие, уверенность в себе, мужество, верность, умение любить и т.д. Какие из них можно отнести к образу главного героя?
Над этим вы будете размышлять и впишите в предложенный вам буклет в ходе урока.
Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь»
Автор знакомит нас с героем в мирной жизни, и поможет нам это представить …,
А всем вам вопрос:
Какие черты характера проявил Андрей Соколов в мирной жизни?
(пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь»)
Ответ на вопрос.
Все вы слышали фон рассказа. Звучит именно мелодия леса, почему?
Слова созвучны. В лесу все гармонично, ветер шевелит листву. Это настраивает на мирный лад. И Андрей , помыкавшись по свету, осел в Воронеже, нашел девушку по душе. Радуется малому, но это самое ценное, дом, лад в семье. Здоровье детей, уважение друг к другу.
В мир, построенный бережно и любовно ,врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Судьба страны и судьба человека неразрывны.
Герой пройдет через многие испытания и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.
5 Комментированное чтение эпизода с условным названием «Прощание»
Обращаю ваше внимание на сцену прощания. Прочитаем ее.
Каким чувством полны воспоминания Андрея? ( горечи, утраты)
Как описан голос?
Найдите сравнения в описании действий Ирины?
И ушла мирная жизнь. И может не жену оттолкнул от себя герой, а ее пророческие слова, не желая верить в них, надеясь на скорое возвращение.
Не просто сложилась военная судьба Андрея. Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли, а в плен взяли. И здесь проявил характер Соколов «Видишь, какое дело, браток, еще с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».
Для более глубокого понимания текста нам необходим исторический комментарий.
6 Мини-проектное задание обучающегося по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Военнопленные».
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”
Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).
7 Беседа по эпизоду с условным названием «Возвращение домой»
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. “Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”
Какую черту характера вы видите в этих словах? Запишите.
После плена Андрей Соколов все более тоскует по своей семье, о родном доме. И что же.
Вглядитесь в лицо русского солдата. Что вы видите? Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни и кадру из кинофильма
Вывод , жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом, защита от всех бед вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Он остался один.
Как говорят, судьба отвернулась от него.
Как может изменится человек, попав в такую трудную ситуацию?
Ожесточиться. Возненавидеть всех,
С болью смотреть на детей
Человек может потерять смысл жизни
Произошло ли это с героем. Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства, он продолжает жить, но только очень скупо пишет об этом Шолохов.
8 Беседа по отрывку из кинофильма «Судьба человека»
Вашему вниманию отрывок из кинофильма «Судьба человека»
Обсуждение.
Сердце Андрея не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить любовь и счастье другому маленькому человечку.
Жизнь продолжается , жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер.
Подведение итогов. В чем смысл названия рассказа?
9 Работа по осмыслению понятия «Судьба» с использованием толкового словаря С. И. Ожегова.
Обратитесь к буклету. Дано значение слова Судьба, прочитайте:
Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.
(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.)
Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
— Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?
обучающиеся вспоминают, как уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал и его не убили. Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни. “Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”
— Зачем автор вводит в рассказ образ предателя?
1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.
2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.
3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.
10 Подведение итогов урока, оценка знаний и умений обучающихся, домашнее задание, самостоятельная работа по теме урока.
Обсуждаем первый эпиграф и возвращаемся к смыслу названия рассказа; говорим о том, что Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова», подчёркивая тем самым обобщённое значение повествования.
По буклету домашнее задание, и список книг, которые заслуживают того , чтобы вы молодые люди 21 века прочитали.
11 Рефлексия обучающихся по уроку
Заключение
Данная методическая разработка предлагает преподавателям и обучающимся познакомиться с содержанием произведения (І часть); продолжить работу над темой «Человек и война», начатую ранее ; показать, как преломляется история в судьбе конкретного человека, как война превращает счастливую жизнь в трагедию; совершенствовать навыки работы обучающихся над текстологическим анализом произведения; работать над выразительным чтением обучающихся; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, змоциональность, умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать умение видеть ассоциативные связи между разными жанрами искусства, умение воплощать свои идеи в разных жанрах и оценивать работу одноклассников.
Библиографический список
1 Губанов, Г. Фронтовые дороги Михаила Шолохова [Текст]: [о хронике службы донского писателя в действующей армии во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.] / Г. Губанов // Молот. — 2010. — 9 апр. — С. 6, 11.
2 Гуржиева, И. Храм, где был крещен Шолохов [Текст] : [об утраченном Свято-Николаевском храме в хуторе Кружилинском Шолоховского района]/И. Гуржиева // Культура Дона. — 2009. — № 2 (март). — С. 3.
3 Золотое слово любви [Текст] : [воспоминания Вешенцев о писателе Михаиле Александровиче Шолохове] // Дон. - 2008. — № 3. — С. 242-255.
4 Кормилов, С. И. Рассказы М. А. Шолохова «Наука ненависти» и «Судьба человека» как произведения своего времени [Текст] / С. И. Кормилов // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. -2005. — № 3. — С. 9-28.
5 Платонова Т. Н. "Судьба человека" М. Шолохова и Галицко-Волынская летопись: Опыт параллельного прочтения. IX класс // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 32–34. (Опыт параллельного прочтения произведений древнерусских авторов и писателей 20 века открывает новые возможности для анализа художественного текста)
6 Шолохов, М. А. Донские рассказы. Судьба человека [Текст] : рассказы и повесть / Михаил Шолохов ; [вступ. ст. Н. Федя] ; худож. И. Годин, О. Верейский. — М. : Детская литература, 2009. — 271 с. : ил. — (Школьная библиотека). http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/sudbache.txt
8 Шуралев А. М. Причастность к жизни: приемные дети в произведениях А П. Платонова "Юшка", М. А. Шолохова "Судьба человека" и А. И. Солженицына "Матренин двор" / А. М. Шуралев // Литература в школе. – 2007. – N 12. – С. 8–11. (Осмысление мотива любви к ближнему, бескорыстного доброго отношения к человеку, попавшему в беду. Раскрытие этой темы в творчестве писателей А П. Платонова, М. А. Шолохова и А. И. Солженицына)
Яхно Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Урок литературы в 9-м классе по теме "Красота души человека" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека")
Приложения.
Отрывки из произведения М. Шолохова «Судьба человека»
Буклеты.
Толковый словарь С. И. Ожегова
Выставка книг на тему войны
Мультимедийная презентация
Музыкальное сопровождение «Волшебство природы», «Враги сожгли родную хату» музыка Матвей Блантер, слова Михаил Исаковский.
Отрывок из кинофильма «Судьба человека» 1959г.