Конспект урока по географии Горные породы и минералы (6 класс)

Конспект урока «Горные породы и минералы»
Цель урока:
а) сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойствами, а также использованием их в хозяйственной деятельности;
б) начать формирование у учащихся знаний, умений и опыта творческой деятельности;
в) развивать научное мировоззрение;
г) продолжать формирование экологической грамотности.
Оборудование урока: образцы горных пород и минералов (демонстрационные и раздаточные), рисунок "Внутреннее строение Земли", физическая карта мира.
Содержание и ход урока
I. Организационный момент (мобилизующее начало)
Приветствие учащихся
Запись в журнале отсутствующих и темы урока
II. Изучение новой темы
1. Вступление и дача темы урока.
Вы уже знаете, что у Земли есть внешние оболочки. Назовите их, пожалуйста. А кто нам напомнит, что они собой представляют? Из чего состоят? Теперь, ребята, посмотрите на этот рисунок (внутреннее строение Земли). Скажите, что вы видите?
- "Мы видим, что внутри Земли тоже есть оболочки - ядро, мантия, земная кора". Правильно, это внутренние оболочки Земли. Сегодня тема наш его урока так и называется "Внутреннее строение Земли. Горные породы". Открыли тетради. Записываем тему урока и домашнее задание: учить параграф 26, подготовиться отвечать на вопросы в конце параграфа и по содержанию, используя записи в тетради, выполнить в тетради рис.60
2. Постановка целей (и задач) урока.
Какое строение и состав имеют внешние оболочки, вы хорошо знаете. А вот строение и состав внутренних оболочек вам еще незнакомо. Скажите ребята; "Хотели бы вы узнать, что собой представляют эти оболочки, какое строение и состав они имеют, какие особенности им характерны"? Кто из вас объяснит, для чего эти знания необходимы? Значит сегодня на уроке вы должны:
познакомиться с внутренним строением Земли и горными породами, слагающими земную кору;
вспомнить, что такое горные породы;
узнать из чего они состоят;
познакомиться со свойствами горных пород, их происхождением и применением;
выяснить, что такое минералы.
3. Рассказ учителя о внутреннем строении Земли: 1) ядро 2) мантия 3) земная кора По окончании рассказа учителя ученики делают запись в тетрадях с перечислением оболочек земли (ключевые слова)
4. Знакомство с горными породами
Активизация знаний:
1) Что называют горными породами? Горные породы - это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.
2) Из чего состоят горные породы? - из минералов
3) Что такое полезные ископаемые? - это горные породы и минералы, которые использует человек? Земную кору слагают твердые горные породы и минералы. Это песок, глина, известняки, мел, гипс, каменный уголь, поваренная соль, нефть, природный газ и другие. Их несколько тысяч. Горные породы состоят из минералов. Давайте теперь познакомимся с некоторыми физическими свойствами горных пород: у всех вас на парте лежат 3 образца горных пород - каменный (бурый) уголь, кварцит, гипс.
Задание:
1. Рассмотрите коллекцию
2. Определите цвет, блеск, плотность и твердость. Обратите внимание на горные породы с металлическим и неметаллическим блеском. Другой важный признак- твердость. Для определения твердости - проводим ногтем по поверхности горной породы: если остается царапина, значит минерал мягкий, если нет, го твердый.
3. Результаты запишите в таблицу.
Горные породы
Цвет
Блеск
Плотность
Твердость

Бурый уголь
 
 
 
 

Гипс
 
 
 
 

Кварцит
 
 
 
 

.4. Сделайте вывод, чем отличаются горные породы друг от друга
Цветом (окраской)
Плотностью
Твердостью
Блеском
Минеральным составом
Температурой плавления и т.д
. Кроме того, они отличаются друг от друга еще и способом образования. По способу образования различают горные породы: магматические, метаморфические и осадочные
1. Магматические породы а) определение б) какие породы относятся (гранит, базальт) в) где находятся г) где используют
2. Осадочные горные породы - песчаник, известняк, мел, гипс, каменный уголь и др. - образование песчаников, глинистых сланцев, - образование мела, известняка - где используют
3. Метаморфические горные породы относятся кварцит (из песчаника), мрамор (из известняка), гнейс (из гранита). Минералы - тела природы, которые возникли в результате естественных процессов, происходящих в земной коре. Горные породы состоят из минералов Горные породы (по с-ву минералов) из одного минерала из нескольких минералов кварцит из кварца гранит из кварца известняк из кальцита слюды полевого шпата
III. Закрепление новой темы. Работаем в паре (повернулись друг к другу и отвечаем на вопросы учителя)
1. Что называют горными породами?
2. Какие горные породы различают по образованию?
3. Назовите горные породы, которые вы видели (встречали) в окрестностях Агидели. К какой группе горных пород они относятся?
4. Чем горные породы отличаются друг от друга?
5. Какие внутренние оболочки имеет Земля?
IV. Подведение итогов Отметить и выставить оценки тем, кто активно работал на уроке и показал хорошие знания.