«В ладу с самим собой». 1 курс

План урока самопознания

Колледж СКУ
Дата 28.01.2016 г.
Тема: «В ладу с самим собой».
Ценность: истина.
Качества: умение искать истину в самом себе, вера в себя, ответственность за свои слова, мысли, поступки.
Педагог: Шерстобитова О.С.
Группа ДИЗ-9-15-1
Количество учащихся 11 человек.

Цель: расширить представление  студентов о том, что значит жить в ладу с самим собой через постижение общечеловеческой ценности истина
Задачи:
Образовательная: раскрыть значимость гармонии в отношениях с самим собой и окружающими.
Развивающая – развивать чувство ответственности за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.
Воспитательная – воспитывать  веру в себя, чувство ответственности за свои слова, мысли и поступки. 
Ресурсы:(материалы,источники)
Метод пособие, учебник, хрестоматии для учителя, музыка для минуты настроя на  урок, карандаши, ватман, текст притчи, текст  песни и музыка.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Позитивный настрой – подводное царство.
Ребята, сегодня на уроке мы постараемся заглянуть в себя, послушать свое сердце. Для начала, мы мысленно перенесемся в подводное царство.
Я попрошу вас сесть удобно, руки положить на колени или на стол, ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы спина была прямой.
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, что бы взять вас с собой на дно моря. Он терпеливо ждет вас. Вы медленно забираетесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляетесь в путь. Как замечательно плыть под водой, вы чувствуете себя безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется всё вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие большие попадаются рыбы. До чего увлекательный мир здесь под водой. А какая тишина. Давайте помолчим.
А сейчас приготовьтесь в обратный путь посмотрите вокруг. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Теперь вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвращайтесь в состояние «здесь и сейчас». Открывайте глаза и попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытали? Кто хочет поделиться?

2. Проверка домашнего задания
- Ребята, дома вы должны были прочитать текст
Сказка о волшебнике
Давным-давно это было. Жил на свете удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но, глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, чего не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбам подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.
Люди называли его волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все.
Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей и они чувствовали, что находятся под его защитой.
Как-то раз волшебник сказал людям: «Я долго жил среди, вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь».
«Зачем же ты оставляешь нас, - грустно сказали люди. Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости».
«Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете? Все, что нас окружает, живет в своем Ритме. И свой Ритм у каждого из нас».
Люди замерли, закрыли глаза и услышали, как дышит земля - ровно и спокойно, как плещутся о берег волны то быстро, то не торопясь. И главное - каждый из них услышал свой собственный Ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание... И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.
«Удивительное и волшебное растет внутри нас», - с восторгом сказали они Волшебнику.
«Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. Ведь волшебство - это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начнется Волшебство».
«А как мы будем им пользоваться?» - спросили люди. «Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, а потом вылепить его из глины, - ответил Волшебник. - И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться. Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания. Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность»...
И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, слушая свой внутренний Ритм, и очень скоро в каждом из них проснулся Творец. Спокойно и с любовью они каждый день создавали свою жизнь, изучая вокруг добро и радость.
И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спокойное биение своего сердца, ритм дыхания. И творец, живущий внутри нас, напомнит о себе теплой волной радости.
Вопросы для обсуждения:
О каком человеке говорится в сказке?
Что он умел делать?
Какой совет дает Волшебник всем людям?
«Видеть в каждом событии урок для себя» Как вы понимаете этот совет Волшебника?
В чем заключается мудрость волшебника?
Как вы думаете, вы умеете слушать и чувствовать ритм природы, себя, свое сердце?
Как можно назвать по-другому таких людей как этот Волшебник?



3. Позитивное высказывание

«Кто не в ладу с самим собой – ни с кем в ладу не будет»
Рахматов А.

Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете это высказывание?
Что значит быть в ладу с самим собой?



4. Подарок детям.
Рассказывание истории (беседа)
Однажды древние мудрецы решили создать удивительный мир. Сначала они создали свет, воду, землю. Затем населили ее животными и растениями, а после сотворили человека.
Наделили его разумом, способностью совершенствоваться и быть постоянно в поисках знаний. Создали Истину, чтобы стимулировать человека не останавливаться на достигнутом, а постоянно находиться в поисках. В истине содержались все знания об устройстве жизни и мире, другими словами, обладающий ею получал власть и всемогущество.
И тут мудрецы задумались, ведь такая власть подразумевает огромную ответственность, а человеческий разум еще молод и не зрел. Опасно иметь всемогущество тому, кто начнет преобразовывать мир, как ему захочется, не имея мудрости и понимания ответственности.
Тогда решили мудрецы спрятать истину до той поры, пока человек вырастет духовно и обретет зрелый разум. Пусть истина поджидает своего часа в таком месте, где ее сумеет отыскать и принять только готовый к этому человек.
Один из мудрецов предложил зарыть истину глубоко в землю, однако остальные не согласились с этим. «Когда-нибудь люди смогут покорить земную твердь, и проникнут до этой глубины», - сказали они. Другой предложил спрятать эту могущественную силу в самой глубокой части океана. «Нет, когда-нибудь люди освоят подводную технику и смогут опуститься под воду океанов и морей так глубоко, что смогут найти ее», - ответили они.
Еще один мудрец предложил спрятать истину высоко-высоко в горах. Но и тут возникли возражения: «Нет, когда-нибудь люди смогут покорить и эту высоту, и возьмут ее». Такими же возражениями встретили мудрецы предложения спрятать истину в воздушном пространстве или в космосе – все это сможет человек освоить и покорить.
Наконец, после долгих размышлений, нашли мудрецы то самое место, куда человеку будет труднее всего добраться, ведь он ищет истину везде, но только не в себе самом.

-Как вы думаете, куда мудрецы решили спрятать истину?

И с тех пор Истина ожидает своего хозяина внутри человека. В его же духовном центре, который человек воспринимает как сердце, чтобы дать ему власть и всемогущество.
А человек ищет ее в самых высоких горах, в самых глубоких водах, за пределами земли, везде, кроме самого себя

Беседа по вопросам:
О какой ценности говорится в притче?
Для чего мудрецы создали истину?
Почему человек ищет истину?
Почему мудрецы решили поместить истину именно в сердце человека?
А что для вас истина?
Стремитесь ли вы к постижению истины? Как?

Расскажите о таком периоде своей жизни, когда вы находились в ладу с самим собой?

Просмотр фрагмента фильма «Мирный воин»


5. Творческая работа
Стихосложение
Спросил я: «Смысл жизни в чем?»
Возможно в том, что мы живем
И счастья ищем мы кругом
Но не найдя его вовне
Мы углубляемся в себя!
И изменяются тогда
И мир, и люди, и душа
Любовь и свет вокруг неся
Вот радость – сущность бытия!

Работа в группах.
Представьте, что вам нужно объяснить наглядно, что значит быть в ладу с самим собой. Разработайте рисунок или коллаж. Отразите в нем взаимосвязь условий, необходимых человеку для обретения внутренней гармонии.
- Почему именно так вы изобразили?
Обсуждение и  обобщение.

-Ребята, о какой ценности сегодня на уроке вы узнали?



Исполнение песни

Поверь в себя!
Угасает в руке свеча,
Только в сердце ищу любовь.
Для нее ты живешь сейчас,
Возрождаясь из пепла вновь.

Научись смотреть в даль,
Подними глаза ввысь.
Ты поймешь, внутри есть рай
Осознаешь свою жизнь.

Научусь смотреть в даль,
Подниму глаза ввысь.
Я пойму, внутри есть рай
Осознаю свою жизнь.

В полуночной мгле луна,
Звезды шепчут об одном.
Что взойдет и моя звезда,
И осветит весь мир добром.



Будешь верить в себя всегда,
Станешь радовать всех вокруг.
В твоем сердце живет Бог,
И весь мир для тебя друг.

Буду верить в себя всегда,
Стану радовать всех вокруг.
В моем сердце живет Бог,
И весь мир для меня друг.

Расстаются, когда ложь.
Засыпают, когда тьма.
Если в сердце живет любовь,
Значит, боль навсегда ушла.

Просто ты поверь в себя,
Просто сердце свое открой.
Подними глаза в небеса.
Ощути мир и покой.

Просто ты поверь в себя
Просто сердце свое открой
Подними глаза в небеса
Ощути мир и покой.


7. Домашнее задание
Прочитайте материалы «Позитивное мышление как основа здоровой и счастливой жизни», «Рожденные выигрывать»


8. Заключительная минута тишины
А теперь сядьте, так как вам удобно, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все, о чем мы говорили, вспомните те моменты, когда вы находились в ладу с самим собой, поместите это состояние в свое сердце и пронесите его через всю свою жизнь! А теперь можете открыть глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.