Развёрнутое тематическое планирование Изобразительное искусство 4 класс УМК Школа России


Развернутое тематическое планирование изобразительное искусство
4 класс 2015-2016 уч г

п/п Тема, тип урока Основное содержание темы, термины и понятия (страницы учебника) Виды деятельности, форма работы Планируемые результаты обучения Творческая деятельность учащихся (внеурочная) Формы контроля Календарные сроки
освоение предметных знаний и умений универсальные учебные действия (УУД) 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрываются их представления о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
1 Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. Художественные материалы
(урок постановки и реше-Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи
(И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Индивидуальная, фронтальная Узнают картины художника
И. И. Шишкина.
Научатся: анализировать произведения изобразительного искусства и составлять описательный рассказ; изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выразительные средства Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной дея- Изображение пейзажа своей родной стороны. Передача его особой красоты художественными материалами (гуашь) Рисунок. Устный опрос 02.
09
ния учебной задачи) Живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Колорит в живописи.
Учебник, с. 6–16 гуаши для создания образов природы тельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи; проявляют эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе 2 Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки и решения учебной задачи) Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик».
Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.
Учебник, с. 14–16.
Мультимедийный ряд: презентация «Красота родной природы в творчестве русских художников» Индивидуальная, фронтальная Узнают картины художника
И. И. Левитана.
Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; видеть красоту родной природы; обсуждать, сравнивать, анализировать картины художников-пейзажистов; работать гуашью – смешивать краски непосредственно на картине без использования палитры Предметные: расширяют свои представления о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи Изображение осеннего пейзажа.
Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) Рисунок. Устный опрос 09.
09
3 Деревня –
деревянный мир.
Русская деревянная изба.
Конструкция и украшения избы
(урок постановки и решения учебной задачи) Знакомство с русской деревянной архитектурой. Конструкция избы
и назначение ее частей. Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке и устройстве мира. Различные виды изб.
Учебник, с. 20–26.
Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба» Индивидуальная, фронтальная Узнают: значение слов улица, изба, конек, основной строительный материал и конструкцию избы, назначение каждой ее части, назначение фронтона, причелины, наличника.
Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества; изображать графическими или живописными средствами образ русской избы Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками конструирования – конструировать макет избы; учатся создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя Изображение образа русской избы (изба-богатырь, изба-ель, избушка-бабушка).
Передача особой красоты русского жилища художественными материалами Рисунок. Устный опрос 16.
09
4 Деревня –
деревянный мир (урок постановки и решения учебной задачи) Знакомство с русской деревянной архитектурой. Храмовая архитектура. Древний деревянный храм. Шатровый храм. Памятники русского деревянного зодчества в Кижах.
Учебник, с. 20–26.
Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба» Коллективная работа Узнают: об особенностях деревянного храмового зодчества, основной конструкции деревянной деревенской церкви (четверик, восьмерик, крыльцо-гульбище, купол).
Научатся определять основные пропорции, характерные формы деревянных, жилых построек Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочееместо, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси Создание коллективного панно «Деревенька».
Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы Рисунок. Устный опрос 23.
09
5 Красота человека. Русская красавица
(урок по-становки и решения учебной задачи) Образ женской и мужской красоты. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Традиционная Индивидуальная, фронтальная Узнают: о конструкции русского народного костюма, о роли и особенностях женских головных уборов.
Научатся: понимать и анализировать конструкцию русского Предметные: расширяют свои представления о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия«декор», «компози- Изображение портрета женского сказочного персонажа в традиционном голов-ном уборе.
Материалы: гуашь,
бумага, кисти Рисунок. Устный опрос 30.
09
одежда как выражение образа красоты человека. Женский и мужской праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира; украшения и их значение; образ русского человека в произведениях искусства.
Учебник, с. 34–39.
Мультимедийный ряд: презентация «Народный праздничный костюм» народного костюма; характеризовать и эстетически оценивать образ человека в произведениях художников; создавать женские и мужские народные образы (портреты); работать живописными материалами ция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы 6 Образ русского человека в произведениях художников (урок поста-У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека в произведениях искусства. Изобразительное искус- Индивидуальная, фронтальная Узнают об особенностях конструкции русского народного мужского и женского праздничногои повседневного костюма.
Научатся: изоб- Предметные: расширяют свои представления о культуре Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочейтетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «декор», «композиция», знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу Выполнение
рисунка человека в русском народном костюме (мужского или женского образа –Рисунок. Устный опрос 07.
10
новки и решения учебной задачи) ство, «кокошник», «лобная повязка», портрет, образ, цвет, тон, композиция.
Учебник, с. 34–39.
Мультимедийный
ряд: презентация «Народный праздничный костюм» ражать фигуру человека в русском народном костюме; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте русского народного костюма по выбору).
Материалы: гуашь, бумага, кисти 7 Календарные праздники (урок постановкии решения учебной задачи) Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники, осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).Тема праздника в литературе и в музыке. «Народный календарь».
Учебник, с. 40–43 Индивидуальная, фронтальная Узнают: о традиционных русских народных праздниках, значении цвета и символики орнаментов в русской национальной одежде.
Научатся:
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; оценивать красоту и значение народных праздников Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник».
Материалы: гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои) 14.
10
8 Народные праздники (урок постановки и решения учебной задачи) История и традиции ярмарочных гуляний родного города. Ярмарка – место главных развлечений и место для встреч.
Учебник, с. 40–43.
«Раёк», «традиции», образ, цвет, тон, композиция.
Мультимедийный ряд: презентация «Царицынская ярмарка» Индивидуальная, фронтальная Узнают о традициях ярмарочных гуляний в родном городе в прошлом
и в настоящее время.
Научатся: ритмически организовывать пространство; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев Коллективная работа –
изображение народного праздника «Осенняя ярмарка».
Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы 21.
10
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
9 Родной угол (урок Значение выбора места для постройки города. Органи- Индивидуальная, Узнают: конструкцию внутреннего пространст- Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; учатся понимать образное значение вертикалей и горизонта- Изображение древнерусского го- Рисунок. 11.
11
постановки и решения учебной задачи) зация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, др.).Учебник, с. 46–53.
Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли» фронтальная ва древнерусского города (кремль, торг, посад), понятия «вертикаль» и «горизонталь» в архитектуре, назначение сторожевой башни, частокола, рва, картины художников, изображающие древнерусские города. Научатся: понимать и выражать
свое отношение к памятникам древнерусской архитектуры; работать графическими материалами лей в организации городского пространства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города; учатся создавать макет древнерусского города.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси рода графическими материалами (внешний или внутренний вид города). Изображение сторожевых башен.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы
Устный опрос 10 Древние соборы. (урок постановки и решения Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменно- Индивидуальная, фронтальная Узнают: о значении собора в жизни людей, порядок устройства собора.
Научатся:
понимать роль Предметные: расширяют свои представления об истории архитектуры России; получают представление о конструкции древнерусского каменного храма; имеют возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваи- Изображение древнерусского храма или собора.
Материалы: аква- Рисунок. Устный опрос 18.
11
учебной задачи) го храма. Арка. Свод. Закомары. Глава. Купол. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
Учебник, с. 54–55.
Мультимедийный ряд: презентация «Древние соборы» пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; моделировать или изображать конструкцию и украшение
древнерусского каменного собора; работать графическими материалами; воспринимать произведения архитектуры; оценивать работы товарищей вают суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте древнерусской храмовой архитектуры рель или цветные карандаши 11 Города Русской земли (урок постановкии решения Организация внутреннего пространства города. Особенность древнерусских городов. Город-крепость. Новгород, Псков, Изборск. Индивидуальная, фронтальная Узнают: основные структурные части города, названия памятников архитектуры.
Научатся: понимать красоту Предметные: расширяют свои представления о красоте древнерусской архитектуры; интересуются историей своей страны; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся Создание коллективного панно – изображение древнерусского города (внешний или Рисунок. Устный опрос 22.
11
учебной задачи) Крепость. Детинец. Кром. Кремль. Постройки внутри крепостных стен. Монастыри и их значение в жизни древних городов. Единство конструкции и декора. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде.
Учебник, с. 56–59.
Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусский город-крепость» исторического образа города
и его значение для современной архитектуры; выражать свое отношение к памятникам архитектуры, произведениям искусства; изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города с укреплением древнерусского города.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси внутренний вид города).
«Город-крепость».
Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка или гуашь, кисти 12 Древнерусские воины- защитники (урок постановки и реше-Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Творчество художника Индивидуальная, фронтальная Узнают произведения художников, изображавших русских воинов – защитников Отечества.
Научатся: воспринимать произ- Предметные: расширяют свои представления об истории искусства России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «графика», «декор», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображав- Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря.
Материалы: бумага, Рисунок. Устный опрос 25.
11
ния учебной задачи) В. М. Васнецова. Цвет в одежде и символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.
Рабочая тетрадь ведения искусства; приемам изображения фигуры человека; передавать художественными материалами образ
русского богатыря; адекватно оценивать работы товарищей ших древнерусских воинов-защитников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа древнерусского воина гуашь, кисти 13 «Золотое кольцо России» (урок постановки и решенияучебной задачи) «Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль и другие города. Знакомство со своеобразием древних русских городов. Учебник, с. 60–70.
Архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор. Индивидуальная, фронтальная Узнают: города, которые входят в «Золотое кольцо», общий характер и архитектурное своеобразие старинных русских городов.
Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; выражают свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее
место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо», «ритм», «рельеф»; знакомятся с древнерусскими городами.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Изображение карты путешествия по «Золотому кольцу России».
Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага Рисунок. Устный опрос 02.
12
Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли» истории; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси 14 Узорочье теремов (урок постановки и решения учебной задачи) Образы теремной архитектуры.
Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах. Сказочность и цветовое богат-
ство украшений.
Учебник, с. 71–73.
Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов» Индивидуальная, фронтальная Узнают особенности украшения жилых теремов и церквей.
Научатся: выражать в изображении праздничнуюнарядность, узорочье интерьера терема; делать фон для работы; применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочееместо, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси Рисунок сказочного терема. Изображение расписного интерьера теремной палаты – подготовка фона для следующего задания.
Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь,
кисти Рисунок. Устный опрос 09.
12
15 Праздничный пир в теремныхРоль постройки, украшения и изображения в созда-
нии образа древне- Индивидуальная, Узнают об особенности украшения интерьера
княжеских палат. Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, значении старинной архитектуры для современного человека; получают возможность продолжить учиться: Выполнение коллективного панно «Пир в те- Рисунок. Устный опрос 16.
12
палатах (урок постановки и решения учебной задачи) русского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Учебник, с. 74–77 фронтальная Научатся: понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города; создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах, многофигурные композиции в коллективных панно; сотрудничать в процессе создания общей композиции работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Русиремных палатах», изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники).Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей Каждый народ – художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
16 Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. (урок постановки и решения учебной задачи) Художественная культура Японии.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни – сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки.
Учебник, с. 80–91.
Мультимедийный ряд: презентация «Япония» Индивидуальная, фронтальная Узнают об особенностях изображения, украшения и постройки в искусстве и архитектуре Японии.
Научатся: воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони-мания красоты природы; сопоставлять традиционные представления о красоте русских женщин и японок Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии Изготовление модели цветущего дерева – сакуры.
Материалы: цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев»Рисунок. Устный опрос 23.
12
17 Искусство оригами (урок постановки и реше- Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – характерные особенности японского искусства. Индивидуальная, фронтальная Узнают новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Научатся: при- Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», Изготовление бумажного журавлика.
(Во время практичес- Рисунок. Устный опрос 13.
01
ния учебной задачи)Изобразительное искусство, «оригами».
Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой» обретать новые умения в работе с выразительными возможностями художественных материалов; использовать технологию изготовления бумажного журавлика «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства древней Японии кой работы учащихся звучит японская музыка.)
Материал: бумага 18 Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре
(урок по-становки и решения учебной задачи) Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты в древней Японии?
Учебник, с. 80–91.
Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Художественная культура Японии» Индивидуальная, фронтальная Узнают: определения понятий «образ», «ком-позиция», произведения выдающихся японских художников.
Научатся использовать
художественные
материалы и инструменты для выполнения творческой работы Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте женского образа в искусстве древней Японии Изображение женского образа – японки. Рисование образа японки в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных
черт лица, прически, движения, фигуры.
(Во время практической работы учащих-Рисунок. Устный опрос 20.
01
ся звучит японская музыка.) 19 Народы гор и степей (урок постановки и решения учебной задачи) Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.
Учебник, с. 92–
101.
Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Горы»,
презентация «Народы гор и степей» Индивидуальная, фронтальная Узнают художественные традиции в культуре народов степей.
Научатся: понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; самостоятельно создавать творческую
работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум»,«аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи Изображение горного или северного пейзажа и народного жилища (аула, чума, иглу).
Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) Рисунок. Устный опрос 27.
01
20 Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры
(урок постановкии решения учебной задачи) Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Юрты.
Монголия», Павел Варфоломеевич Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж».
Учебник, с. 92–
101 Индивидуальная, фронтальная Узнают художественные традиции в культуре народов степей.
Научатся: понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую
работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи Изображение степного пейзажа и народного восточного жилища – юрты.
Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь). Составление
композиции из работ обучающихся Рисунок. Устный опрос 03.
02
21 Города в пустыне
(урок постановки и решения учебной задачи) Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина – основной строительный материал. Мечети. Индивидуальная, фронтальная Узнают об особенностях культуры и архитектуры Средней Азии.
Научатся: характеризовать особенности художественной культуры Сред- Предметные: расширяют свои представления о красоте города в пустыне Самарканда; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают
суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»;
знакомятся с архитектурой Востока, ее декором.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собствен- Создание образа древнего среднеазиатского города.
Аппликация из цветной бумаги.
Материалы: цветная Аппликация. Устный опрос 10.
02
Мавзолеи. Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент.
Учебник, с. 103–
109 ней Азии; объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов; создавать образ древнего среднеазиатского города ные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Средней Азии бумага, мелки, ножницы, клей 22 Древняя Эллада (урок постановки и решения учебной задачи) Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. Ордерные системы Древней Гре- Индивидуальная, фронтальная Узнают о значении искусства Древней Греции для всего мира.
Научатся: эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции; выражать свое
отношение к ним;
характеризовать
отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма; самостоятельно выделять этапы работы; опреде- Предметные: расширяют свои представления об архитектуре Древней Греции, роли пропорций в образе построек, соотношении основных пропорций фигуры человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место; использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми Выполнение задания на с. 123–
124. Изображение древнегреческого храма на фоне пейзажа.
Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти Рисунок. Устный опрос 24.
02
ции. Театр. Греческая вазопись. Скульптура.
Учебник, с. 110–
125 лять художественные задачи и художественные средства и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции 23 Средневековый город
(урок постановки и решения учебной задачи) Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения.
Учебник, с. 126–
135.
«Готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция.
Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город» Индивидуальная, фронтальная Узнают образ готических городов средневековой Европы.
Научатся: видеть и объяснять
единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях; передавать образ человека средневековой Европы в костюме; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма) Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации.
Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь (или пастель), кисти ножницы, клей Рисунок. Устный опрос 03.
03
24 Образ готического храма в средневековом городе (урок постановки Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. «Витраж», «готика», «окно-роза», «пор- Индивидуальная, фронтальная Узнают основные памятники архитектуры средневековой Европы.
Научатся понимать значимость
исторического прошлого Запад- Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. Изображение готического собора.
Материалы: графические материалы, акварель, бумага, кисти Рисунок. Устный опрос 10.
03
и решения учебной задачи) тал», образ, цвет, тон, композиция. Произведение
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора.
Учебник, с. 126–
135.
Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город» ной Европы для современного человека Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья 25 Многообразие художественных культур в мире. Обобщение (урок поста-новки и решения учебной задачи) Итог – не запоминание названий,
а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров.Художественные культуры мира – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние Индивидуальная, фронтальная Научатся: осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; понимать различия работы трех Мастеров в разных культурах; объяснять, почему постройки, одежды, украшения Предметные: расширяют свои представления о культурах разных стран; узнают по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках; соотносят особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ – художник». Составление туристического рекламного буклета в одну из стран.
Материалы: худо- Рисунок. Устный опрос 17.
03
особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Понимание разности творческой работы в разных культурах.
Мультимедийный ряд: презентация «Многообразие художественных культур в мире» такие разные; самостоятельно составлять рекламный буклет; рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира; анализировать свою работу и работу одноклассников вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран жественные материалы по выбору учащихся Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
26 Тема материнства в ис-
кусстве (урок поста-В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие Индивидуальная, фронтальная Узнают о том, что тема материнства – общая
в искусстве для всех времен и народов. Предметные: расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть Рисование портрета на тему «Улыбка мамы». Рисунок. Устный опрос 31.
02
новки и решения учебной задачи) произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в лите-
ратуре и в музыке.
Учебник, с. 139–
143.
Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция Научатся: приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения понятий «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов; изображают образ мамы.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага 27 Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве (урок постановки и решения учебной задачи) Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Иконы пишут по строгим правилам (канонам), а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков компо- Индивидуальная и фронтальная Узнают символику каждого цвета в иконописи.
Научатся: приводить примеры произведений изобразительного искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки Предметные: расширяют свои представления о жанрах в изобразительном искусстве; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочееместо, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий: «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Рисование портрета на тему «Мать и дитя» (стремление выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу).
Материалы: гуашь, бумага, кисти Рисунок. Устный опрос 07.
04
зиционного изображения.
Учебник, с. 139–
143 композиционного изображения Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к отображению женского образа в искусстве 28 Мудрость старости (урок постановки и решения учебной задачи) День пожилого человека. Есть красота внешняя и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости, старости в произведениях искусства (портреты Рембранда, автопортреты Леонардо да Винчи, Индивидуальная, фронтальная Узнают произведения искусства величайших художников.
Научатся:
развивать навыки восприятия произведений искусства; наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей; создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека и художественными материалами передать свое отношение к дорогому человеку Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи Задание
(с. 146.):
изображение портрета своих бабушки или дедушки.
Передача особой красоты пожилого человека художественными материалами.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага Рисунок. Устный опрос 14.
04
Эль Греко и т. д.).Учебник, с. 144–
147 29 Сопереживание. Дорогою добра (урок постановки и решения учебной задачи)
Искусство воздействует на наши чувства. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Изображение печали и сострадания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.
Учебник, с. 148–
151 Индивидуальная, фронтальная Узнают произведения известных художников-анималистов.
Научатся: рассматривать и рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание; эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия; выражать художественными средствами при изображении свое отношение к печальному событию Предметные: расширяют свои представления об анималистическом жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, смогут использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся соотечественников; изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде, отраженной в произведениях искусства Изображение художественными средствами иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», создание выразительного образа Бима.
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага Рисунок. Устный опрос 21.
04
30 Герои-защитники (урок постановки и решения учебной задачи)
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов.
Изобразительное искусство, скульптура, жанр, образ, композиция.
Учебник, с. 152–
153 Индивидуальная, фронтальная Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края.
Научатся:
рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся скульпторов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи Рисунок. Устный опрос 28.
04
31 Героическая тема в ис-
кусстве разных народов (урок постановки и реше-В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты,
имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Героическая Индивидуальная, фронтальная Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края.
Научатся:
рассматривать произведения известных художников – картины Предметные: расширяют свои представления о скульптуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с творчеством выдающихся художников-монументалистов; овладевают навыками изображения в объеме и композиционного построения в скульптуре. Создание этюда «Памятник народному герою».
Материалы: пластилин, стеки, дощечка Рисунок. Устный опрос 05.
05
ния учебной задачи) тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Учебник, с. 152–
153 и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям; изображать задуманное; приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи 32 Юность и надежда (урок постановки и решения учебной задачи) Тема детства, юности в искусстве, детская тема в творчестве художников разных исторических периодов (В. Тропинин, А. Шилов,З. Серебрякова). В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Индивидуальная, фронтальная Узнают произведения изобразительного искусства, посвященные
теме детства, юности в искус-
стве всех народов.
Научатся:
рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; создавать композицию, изображающую радость Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях (рисование по памяти или по представлению).
Материалы: гуашь или акварель, бумага, кисти Рисунок. Устный опрос 12.
05
Учебник, с. 154–
155 детства; передавать художественными средствами радость темы детства и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте юности в произведениях живописи 33 Искусство народов мира (обобщение темы) (обобщающий. Урок постановки и решения учебной задачи) Роль искусства в жизни человека. Вечные темы в искусстве.
Многообразие образов красоты
и единство нравственных ценностей
в произведениях искусства разных народов мира.
Итоговая выставка творческих работ.
Мультимедийный ряд: презентация «Викторина» (каждый вопрос иллюстрируется слайдом).
Музыкальный ряд: Д. Кабалевский. Пьеса «Веселый марш» Индивидуальная, фронтальная Научатся: объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искус-
ства разных народов; рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания красоты; обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач; работать
в команде Предметные: расширяют свои представления о культурах разных стран; получают возможность проверить, чему научились за год.
Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран Рисование образа средневекового города командами (на листе ватмана, закрепленного на доске).
Материалы: фломастеры, гуашь, бумага, кисти Рисунок. Устный опрос 19.
05