Презентация Формирование познавательной и информационной компетентностей учащихся через технологию проектной деятельности


Формирование познавательной и информационной компетенций учащихся через технологию проектной деятельности.Составитель Широкова Н.К. учитель географии СУВК «Лингвист» Новые педагогические технологии обучения географии. Сущность технологии проектной деятельности школьниковзаключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира. Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки учащихся по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать тенденции изменения природных и социально-экономических объектов, а также природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В течение ряда лет в ходе изучения региональной части курса экономической и социальной географии мира в 10 классе я применяю технологию проектной деятельности.Учащиеся с большим интересом включаются в работу по изучению хозяйственных и культурных и иных особенностей стран мираС появлением компьютерных технологий защита проекта проводится, как правило, в виде компьютерной презентации. Следует отметить, что на защите работ, по-прежнему находится место «классическим» - рисунку, фотографии, плакату… Особенно охотно включаются в проектную деятельность учащиеся 7 класса, что связано с особенностями курса «География материков и океанов»: - Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли? - Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду? - Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями? - Плавают ли материки? - Стоит ли спасать тропические леса? Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода. В настоящее время существует различная классификация проектов, используемых в географии. Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие и др.Монопредметные (выполняются на материале географии)Межпредменые (учитывают содержание нескольких предметов)Надпредметные (Выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)Мини-проект (несколько недель)Средней продолжительности (несколько месяцев)Долгосрочные (в течении года)Индивидуальные, групповые, коллективныеПознавательная, творческая, игровая, исследовательскаяТекущая, игровая СодержаниеУровень интеграцииПродолжительность выполнения проектаКоличество участниковСпособ деятельностиВключенность в тематический план ТИПЫ ПРОЕКТОВ КРИТЕРИИ Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя. Попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану:1. Ознакомление с темой.2. Распределение обязанностей и составление плана.3. Работа над проектом.4. Оформление.5. Предзащита.6. Защита. Этапы деятельности учителя и учащихся. Коллективный анализ деятельности Представление и оценивание результатов (качество работы, источников информации, степень реализации замыслов и т.д.) Оценка Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая) Отчет (презентация) Анализ информации и формулировка задач и выводов Применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования) Выполнение исследований под руководством учителя Исследование Распределение задач и обязанностей между членами групп Выбор формы и установление сроков отчета Планирование работы Определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез Формулирование задач Выработка индивидуальных и групповых планов работы Планирование Формирование рабочих групп Получение дополнительной информации Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта Собственно подготовка Познавательно-просветительская работа с учащимися Выявление мотивированных детей Мотивация учащихся для работы над проектами Предварительная подготовка Деятельность учителя и учащихся Этапы 1-й этап. Выявление учеников, способных творчески работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию , делать выводы, анализировать. 2-й этап. Поиск темы и определение целей работы. Главное — научить учащихся не только ставить перед собой цели, но делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности, потому- что это определяет последовательность выполнения работы, помогает выявить и установить причинно-следственные связи между всеми ее частями. 3-й этап. Установление последовательности выполнения работы, составление плана действий (чтобы работа была проделана успешно необходим контроль со стороны учителя). 4-й этап. Определение источников информации, с которыми им предстоит работать (карты, атласы, научно-популярная и художественная литература, справочники, словари, периодическая печать, Интернет, документы и др.) 5-й этап. Выбор формы отчета на будущей презентации или представлении. Для этого необходимо точно рассчитать сроки составления развернутого плана, подведения предварительных итогов, предоставления черновика работы и наглядного материала и т.д. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки проекта, включающих в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию. 6-этап. Изучение информации, ее анализ и выявление противоречий или недостающих сведений.Организация работы в группах. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов интересам групповым. При работе в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность — качества, формирующие личность.Процесс работы над проектом немыслим без дискуссий. 7-этап. Организация работы в группах. Работа в группе возможна благодаря инициативным усилиям отдельных учеников. Работая в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Каждый ученик (даже имеющий слабый уровень подготовки, найдет себе дело по силам). Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность — качества, формирующие личность. 8-й этап. После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, ученики приступают к завершающей фазе работы - письменному изложению проекта, подготовку компьютерной презентации, художественному оформлению работы. 9-й этап. Заключительный этап — публичная защита проекта (урок, конференция, круглый стол). Ученики представляют свою научную работу, участвуют в ее обсуждении и в обсуждении других докладов. 10-й этап. Оценка результатов и процесса.При оценивании и обсуждении проекта можно предложить рассмотреть такие вопросы:Насколько удачным оказался проект?Изменился ли я (он, она) в процессе работы?Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой?Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми?Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом?Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему? Достоинства проектной деятельности:- формирование учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся через работу с различными источниками географической информации;- формирование коммуникативных компетенций; - создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения. Участие в проектной работе позволяет каждомуученику поверить в себя и свои силы!