СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РУДНЕНСКОГО КОЛЛЕДЖА ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА РЕШЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РУДНЕНСКОГО КОЛЛЕДЖА ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА РЕШЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Федосова Галина Куприяновна, преподаватель информатики
КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса» Управления образования акимата Костанайской области

Особенностью современного общества является его глобальная информатизация [1]. Под влиянием информатизации общество приобретает новое качественное состояние, становясь способным пользоваться новейшими технологиями, обеспечивающими развитие альтернативного мышления, формирование умений разрабатывать стратегию решения учебных и профессиональных задач, прогнозировать и анализировать результаты принятых решений на основе моделирования информационных процессов, явлений и взаимосвязей между ними.
Сфера образования в своих целевых ориентирах и содержании профессиональной подготовки специалистов призвана учитывать тенденции изменений в обществе. В повышении качества профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста можно выделить две основные линии: расширение самостоятельности студента в образовательном процессе и ориентация образования на качественное удовлетворение образовательных потребностей общества [2].
Реализация задач в рамках указанных направлений профессиональной подготовки решаются как всей системой образования, так и отдельными учебными дисциплинами.
Так, информатика обладает высоким интеграционным потенциалом, который способствует установлению содержательных и методологических связей этого курса с дисциплинами профессионального цикла, позволяет достичь продуктивного обучения путем построения индивидуального маршрута студента с учетом смены позиции преподавателя на роль «социального организатора образовательной среды» [3].
По мнению ряда исследователей, обучение информатике студентов в профессиональных учебных заведениях должно быть непосредственно связано с целями профессиональной подготовки, а характер предстоящей деятельности должен быть определяющим в отборе и построении содержания образования [4].
Специфика информатики такова, что наиболее важным средством профессионально направленного обучения является решение соответствующим образом ориентированных задач, которые в свою очередь улучшают информационно-коммуникационную и профессиональную компетенции будущих специалистов.
Использование в учебном процессе в курсе информатики профессионально ориентированных задач, которые основываются на связи информатики и специальных дисциплин на уровне знаний и видов деятельности, обеспечивает сопровождение процесса формирования профессиональной компетентности студентов Рудненского колледжа технологии и сервиса.
Целью образования студента в курсе информатики является воспитание определенной информационной культуры и привитие навыков использования основ моделирования, методов поиска оценки и обработки информации в профессиональной практической деятельности.
Учебные задачи в информатике являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения студентами понятий и методов курса. Каждая конкретная учебная задача предназначается для достижения чаще всего не одной, а нескольких педагогических, дидактических, учебных целей.
Методологической основой курса «Информатика», обеспечивающей достижения поставленных целей, является деятельностный подход, целенаправленное применение которого позволяет сконструировать и реализовать учебную деятельность, в полной мере учитывающую профессиональную ориентацию [5].
Методы организации учебной деятельности, рекомендуемые для решения задач по информатике: репродуктивный, проблемный, исследовательский, проектный.
Организационная форма фрагмента учебного занятия, отведенного решению профессионально-ориентированных задач, преимущественно, индивидуальная. Необходимость реализовывать деятельностный подход при индивидуальном обучении определяет использование элементов разноуровневого обучения.
На определенных этапах обучения студенты объединяются в группы [6]. Технологиями, основанными на групповой работе студентов и реализующими принципы деятельностного подхода являются технологии «кейс-метода» и метода проектов. Реализация кейса или проекта – публичная презентация результатов решения поставленных задач и рефлексия [7].
Возможны различные подходы к определению последовательности решения задач:
а) изучается небольшой блок теоретического материала, затем решаются задачи, связанные с ним (традиционный подход);
б) ведется «опережающее» изучение теоретического материала, после изучения крупного блока теории решаются задачи сразу по всему материалу этого блока;
в) ведется «опережающее» решение задач (теоретический материал темы рассматривается вначале на ознакомительном уровне, после чего переходят к решению задач; по мере приобретения навыков решения задач обращаются к изучению теоретической части курса, причем многое из этого теоретического материала приводится студентами самостоятельно).
Ниже приведен перечень тем учебных профессионально-ориентированных задач в курсе «Информатика», используемые при обучении студентов колледжа специальности «Организация питания»:
1. Решение задач на измерение количества информации.
2. Создание документов делового и художественного характера средствами Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher.
3. Решение профессионально-ориентированных задач средствами Microsoft Office Excel: «Расчет количества сырья», «Расчет количества сырья с учетом времени года», «Расчет взаимозаменяемости продуктов», «Рациональное использование мяса, рыбы, птицы в приготовлении пищи», «Расчет расхода муки с учетом влажности», «Расчет воды для замеса теста заданной влажности», «Расчет химического состава блюд и пищевой ценности», «Расчет экономических показателей предприятия питания», «Расчет заработной платы, платежная ведомость», «Подбор параметров, поиск решения при расчете заработной платы с известным штатным расписанием предприятия», «Экономическое моделирование», «Поиск вариантов оптимального раскроя формами изделий из песочного теста», «Задача оптимального планирования. Составить дневной план производства, обеспечивающий наибольшую выручку кондитерского цеха», «Управление списками «Поставщики и продукты» [8,9].
База данных «Поставщики и продукты» средствами Microsoft Office Access.
Создание обучающего или контрольно-коррекционного профессионально-ориентированного проекта по темам из курсов общепрофессионального и специального циклов средствами Microsoft Office Power Point, Е-Publish, AutoPlay.
Создание рекламного профессионально-ориентированного проекта средствами AdobePhotosop, Corel Draw.
Проектирование Web-сайта предприятия (средствами языка гипертекстовой разметки HTML, средствами FrontPage, E-Publish.
Темы учебных профессионально-ориентированных проектов для обучения информатике студентов специальности «Маркетинг» включают более широкий перечень профессионально-ориентированных задач, решаемых средствами электронных таблиц и систем управления базами данных. Так, включен проект с элементами исследования по определению возможностей электронных таблиц для решения прикладных задач в сфере розничной торговли. Результатом работы является сборник электронных макетов учетно-отчетной документации.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты студентов. Качество студенческой продукции оценивается следующими способами:
по результативности и логической завершенности решения задачи;
по количеству творческих элементов в решении задачи и оформлении результата;
по емкости и лаконичности решения задачи, его интерактивности;
по практической пользе и удобству ее использования.
Опыт решения профессионально-ориентированных задач в процессе обучения информатике в Рудненском колледже технологии и сервиса позволяет сделать вывод о том, что его реализация в учебном процессе формирует положительную мотивацию изучения сложных для студентов разделов информатики, создает условия для взаимопроникновения профессиональной и естественнонаучной культуры, восстанавливает в сознании учащегося единство и целостность изучаемого мира, приводит к более заинтересованному, личностно-значимому и осмысленному восприятию знаний осваиваемой профессии, является одним из методов формирования профессиональной компетентности.
Список литературы:
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010г.
Аменова С.С., Кенжетаева З.Ж., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Научные статьи Казахстана. Караганда, 2010г.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Продуктивное обучение как один из путей реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании. Психология образования в XXI веке: теория и практика. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011г.
4. К.Вазина, Г.Костыко Ф.Клюев Управление профессиональным образовательным учреждением: учебпособие.-Челябинск:Юж.Урал.кн.изд-во, 2005г.
5. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии...» (Творчество и развивающее образование). Вопросы психологии. 1998, №5.
6. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? Начальная школа: плюс-минус. 2001, № 1.
7. Чолокоглы А.О. Системно - деятельностный подход в преподавании информатики в условиях перехода на ФГОС. V Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании». 2013, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шадрина Л. П. Торговые вычисления. Моква:Экономика, 1988
Галунова А. Специалист предприятий питания. - Астана: «Фолиант», 2008.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915