Формирование коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях коррекционной школы с использованием ИКТ.






Формирование коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях коррекционной школы с использованием ИКТ.


Подготовила:
учитель-логопед 1 категории
Галяутдинова Г.Н.








Тема: Формирование коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях коррекционной школы с использованием ИКТ.
Цель: Познакомить педагогов школы с компьютерными технологиями, применяемыми учителем-логопедом в коррекционной работе, как одного из средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях.
Развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе коррекционной школы?
Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем логопедии и олигофренопедагогики.
Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта. Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой - низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации умственно отсталых детей. Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значимость формирования коммуникативных умений в развитии ребенка.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка.
В специальной литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей, также обосновывается необходимость формирования навыков общения. Особое внимание при этом уделяется развитию и коррекции речи как основного средства общения.
Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям. Логопедические занятия призваны помочь учащимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям – логопатам успешно овладеть навыками чтения и письма. Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии.
С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей в интеллектуальной деятельности, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно. В тоже время, появление компьютера в логопедическом кабинете вызывает массу вопросов: Как в полной мере использовать все его возможности? Какое место в структуре занятий уделить ИКТ? Какие программы помогут в коррекции как устной, так и письменной речи учащихся-логопатов?
Фонематические процессы у младших школьников развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка). Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги». Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными, не смешивать схожие по каким-либо параметрам звуки. Имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогают расширять кругозор, увеличивать словарный запас, развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
Основная часть работы учителя – логопеда на школьном логопункте – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма). В нашей стране сложилась определённая система работы в этом направлении, разработаны методические рекомендации по устранению дисграфий и дислексий, имеется достаточное количество практического материала.
В качестве основных достоинств практикума, которые, на мой взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие: компьютерная игра повышает привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития; благодаря компьютеру в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Компьютерная технология предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
  звукопроизношение,   просодические компоненты устной речи,   фонематический слух и восприятие,   лексические и грамматические средства языка,   коммуникативные навыки,   артикуляционная моторика,   обратные речевые кинестезии,   мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),   слуховое и зрительное восприятие,   внимание,   вербальная и зрительная память,   воля и мотивация,   словесно-логическое мышление.

Таковы в настоящее время возможности использования компьютера в логопедическом кабинете. Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.  Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у учащихся и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.


Заголовок 1 Заголовок 215