Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях.


Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях.
Г.Г Гилязова,
учитель-логопед МОБУ СОШ № 9, г. Нефтекамск.
Полноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации. Это отражается и в требованиях ФГОС к метапредметным результатам: «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения называется коммуникативной компетентностью. Для детей с нарушениями речи эта способность обычно крайне слабо сформирована, поэтому её формированию уделяется особое внимание не только логопеда, но и всех педагогов, работающих с этими детьми. В данной статье рассматриваются приёмы работы с учащимися начальной школы на логопедических занятиях, направленные на формирование у них таких универсальных учебных действий, которые помогут обеспечить необходимый уровень их коммуникативной компетентности:
1) развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; - умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
2) формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной учебной терминологии;
ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
обращение к учителю-логопеду за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
формулирование задания при выполнении различных видов учебной работы;
соблюдение речевого этикета, участие в диалоге;
составление устных связных высказываний с элементами творчества;
восприятие и создание текста — продукта речевой (устной и письменной) деятельности.
Направления работы учителя-логопеда по формированию коммуникативной компетентности учащихся:
Использование элементов технологии проблемно-диалогического обучения.
Проблемно-диалогическое обучение — тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Постановка учебной проблемы — это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования; поиск решения — этап формулирования учащимися нового знания. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к учебному материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания.
Например, для темы занятия «Звуки и буквы Л - Р» сначала прошу прочитать и записать два столбика слов, а затем сравнить их написание (слова отличаются одной буквой «лак» - «рак», «ложки» - «рожки»), и начинаю подводящий диалог: спрашиваю чем именно похожи и чем отличаются слова, прошу подумать и назвать (сформулировать) тему и цель занятия. Затем, исследуя данные логопедом дидактические материалы (схемы слогов и слов с Л-Р, характеристики звуков, карточки-задания и т. д.), ученики при помощи побуждающего диалога формулируют проблему (трудности в различении звуков и букв Л-Р) и способы её решения (необходимость внимательно слушать говорящего, чётко повторить слог или слово вслух и т. д.) Таким образом, обучающиеся не только самостоятельно открывают для себя новые знания, учатся мыслить, но и совершенствуют свои коммуникативные навыки: создают монологические и диалогические высказывания, учатся взаимодействовать с педагогом, другими учащимися (в условиях индивидуального и дистанционного обучения используются, помимо групповых занятий, виртуальные «ученики»: мульт-герои, герои сказок и т. п.)
Развитие у младших школьников навыка чтения (его технической и смысловой стороны), работы с текстом, основанное на стратегии смыслового чтения - «чтение с остановками» (чтение с перерывами для ответов или постановки вопросов, дискуссий по осмыслению прочитанного и предвосхищению его продолжения, выполнению заданий по тексту и т. п.).
Эта стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу, а при гармоничном включении в неё других стратегий и заданий способствует повышению техники чтения и пониманию прочитанного. Выбранный подход к коррекции и развитию навыка чтения и разработанная система работы с текстом позволяет сформировать у учащихся основные приёмы осмысления текста, способствующие развитию их коммуникативной компетентности:
постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (важно в процессе уяснения содержания; они включают вопросы к логическим связям частей текста, связи текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным предложениям и словам);
постановка вопроса-предположения;
антиципация плана изложения, т.е. предвосхищение того, о чём будет говориться дальше, и антиципация содержания (предвосхищение того, что будет сказано дальше);
реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли; критический анализ – самый высокий уровень осмысления текста, который находит выражение в дополнениях, сравнении и сопоставлении умозаключений по прочитанному, сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и отстаивании её.
Организация исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ.
Исследовательская деятельность учащихся частично развивается при работе с текстом, о которой говорилось в предыдущем пункте, но в основном её формирование осуществляется при систематическом выполнении учащимися на занятиях заданий проблемно-поискового характера, включающих использование современных ИКТ и ресурсов интернет. При этом у детей формируются не только коммуникативные, но и другие УУД в сочетании с совершенствованием ИКТ-компетентности: познавательные (поиск и выбор необходимой информации, сравнение и классификация и т. п.), регулятивные (умение планировать и реализовывать свою учебную деятельность, самостоятельно определять цели и достигать нужного результата, оценивать результаты своей деятельности), личностные (повышение уровня воспитанности, культуры поведения и общения). Например, при изучении темы «Пословицы» даю задания: найти и объяснить значение; найти синонимичные в других языках (у другого народа), попытаться выбрать наиболее точно отражающую смысл; найти, в каком литературном или публицистическом произведении употреблялась; подобрать подходящую к основной мысли прочитанного текста пословицу и т. п. Выполняя подобные задания (конечно, уровень их сложности определяется уровнем возможностей конкретного ученика), дети не толко развивают речь, ассоциативное мышление, свою картину мира, но и приобретают навыки работы с различными (включая интерактивные, ресурсы интернет) инфомационными источниками (словари, журналы, образовательные сайты и т. д.)
Развитие и коррекция речи, формирование общеучебных знаний, умений и навыков (информационно-поисковых, деятельностно-коммуникативных, познавательных), творческих качеств личности через включение обучающихся во внеурочную деятельность.
Включение обучающихся во внеурочную деятельность по предмету способствует формированию у них познавательного интереса к обучению и общению, устной и письменной речи, выявлеию и развитию способности к интеллектуальной, творческой деятельности. Участие учащихся под руководством учителя-логопеда в различных дистанционных конкурсах познавательной деятельности («Народная мудрость», «Крылатые слова», «Многозначные слова» и др.), в школьных творческих, развивающих конкурсах, а также в проводимых в рамках предметной недели мероприятиях, способствующих формированию навыка сотрудничества, работы с информацией при помощи ИКТ, совершенствованию опыта публичных выступлений; выполнение заданий, размещённых на ИОС школьного сайта в специальных рубриках для учащихся (например «Читалочка», регулярная многоэтапная развиваюшая викторина для учащихся по прочитанным произведениям) и электронных курсах — всё это элементы внеурочной деятельности учащихся, которые позвляют повысить их коммуникативную компетентность в сочетании с коррекционно-развивающей работой на логопедических занятиях.
Таким образом, реализация принципов коррекционно-развивающего обучения по формированию у учащихся с нарушениями речи и ОВЗ коммуникативной компетентности через использование элементов технологии проблемно-диалогического обучения, стратегий смыслового чтения, организацию исследовательской деятельности, вовлечение во внеурочную деятельность является очень эффективной и соответствует требованиям новых ФГОС НОО ОВЗ.
Список использованной литературы и ресурсов интернет:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов:
пособие для логопеда – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2005.
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Сайт ОГБОУ «ЦОДТ»: http://www.cdo-rzn.ru/index.php ; страница с обучающим курсом «Уроки логопеда» образовательной среды школьного сайта: http://old.cdo-rzn.ru/moodle/course/view.php?id=11 .