Разработка интегрированного урока по химии-географии «Природные источники углеводородов» (10 класс)


Интегрированный урок
География - химия
«Природные источники углеводородов»
Каримова Н.Н(учитель химии, биологии)
Шанаева Е.Х(учитель биологии, географии)
МБОУ СШ № 95, г.Архангельск
Задачи урока:
1) изучить физические и химические свойства природных углеводородов;
2) вспомнить основные месторождения нефти , газа и каменного угля;
3) рассмотреть экологические проблемы, связанные с добычей данных полезных ископаемых;
4) познакомиться с технологией перегонки нефти;
5) рассмотреть интеграцию экономик стран на основе использования природных углеводородов;
6) способствовать профориентации учащихся.
Класс заранее делится на группы 4 группы. В каждой группе определены управляющие, которые распределяют роли.
Задание для группы 1.
Природный источник углеводородов – природный газ.
Распределите в группе роли: управляющий, эколог, экономист, технолог, геолог, программист.
Управляющий- организует работу группы, оказывает помощь специалистам и представляет проект на уроке (один или с другим специалистом).
Технолог – находит информацию о составе природного и попутного газа и его применении; готовит 1-2 слайда по данной теме.
Геолог – находит информацию об основных месторождениях природного газа в России и организует работу по карте из географ. атласа.
Эколог- изучает информацию в СМИ и других достоверных источниках об экологических катастрофах и последствиях утечки УВ; готовит 1-2 слайда.
Экономист- изучает информацию в СМИ и других достоверных источниках о применении природного газа;( привести примеры интеграции экономик разных стран, основу которых составляет использование природного газа; привести примеры международных вооруженных конфликтов, которые связаны с контролем над природными источниками углеводородов (природном газе) ; готовит 1-2 слайда.
Программист – составляет из подготовленных специалистом слайдов презентацию, которая должна соответствовать требованиям.
Регламент выступления- 7 минут.
Требование к проекту:
Научность материала;
Достоверность сведений;
Полный объем по изучаемой теме;
Интересная подача материала.
Задание для 2 группы:
Природный источник углеводородов – нефть.
Распределите в группе роли: управляющий, эколог, экономист, технолог, геолог, программист, историк.Управляющий- организует работу группы, оказывает помощь специалистам и представляет проект на уроке (один или с другим специалистом).
Технолог( 2 чел) – находит информацию о составе нефти , готовит лабораторный опыт по исследованию физических свойств нефти.(п.8 стр.55 учебник).
Геолог – находит информацию об основных месторождениях нефти в России, запасах нефти в мире и России и организует работу по карте геог. атласа.
Историк - находит исторические сведения о происхождении нефти; готовит 1-2 слайда.
Программист – составляет из подготовленных специалистом слайдов презентацию, которая должна соответствовать требованиям.
Регламент выступления- 7 минут.
Требование к проекту:
Научность материала;
Достоверность сведений;
Полный объем по изучаемой теме;
Интересная подача материала.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание для 3 группы:
Природный источник углеводородов – нефть.
Распределите в группе роли: управляющий, эколог, экономист, технолог, работник автозаправки; программист.Управляющий- организует работу группы, оказывает помощь специалистам и представляет проект на уроке (один или с другим специалистом).
Технолог1 – изучает материал учебника параграф 8 стр. 55; изучить технологический процесс фракционной перегонки нефти и её применение; подготовить 1-2 слайда; организовать работу класса в РТ стр. 52 упр.4 и стр.53 упр.1.
Работник автозаправки - находит и изучает информацию о составе бензина, о его качественных характеристиках: детонационной устойчивости (детонация), октановом числе (риформинг). Объясняет, чем бензин АИ -92 отличается от АИ-95.
Эколог- изучает информацию в СМИ и других достоверных источниках об экологических катастрофах и последствиях утечки нефти при её добыче и транспортировке ; готовит 1-2 слайда.
Экономист - изучает информацию в СМИ и других достоверных источниках об интеграции экономик разных стран, основу которых составляет использование нефти; о международных вооруженных конфликтах, которые связаны с контролем над природными источниками углеводородов нефти ; о влиянии мировых цен на нефть на бюджет нашей страны (предложить варианты уменьшения зависимости экономики России от колебаний мировых цен на нефть); подготовить 1-2 слайда по данной теме.
Программист – составляет из подготовленных специалистом слайдов презентацию, которая должна соответствовать требованиям.
Требование к проекту:
Научность материала;
Достоверность сведений;
Полный объем по изучаемой теме;
Интересная подача материала.
Регламент выступления 10 мин.
Задание для 4 группы:
Природный источник углеводородов – каменный уголь.
Распределите в группе роли: управляющий, геолог, эколог, экономист, технолог, программист.
Управляющий- организует работу группы, оказывает помощь специалистам и представляет проект на уроке (один или с другим специалистом).
Геолог – находит информацию об основных месторождениях каменного угля в России, запасах угля в мире и России и организует работу по карте геог. атласа.
Эколог – выясняет как исторически образовался каменный уголь
Технолог – находит информацию о технологии коксохимического производства, его основных продуктах и их применении; готовит 1-2 слайда по данной теме. (п.10 стр.75-76 учебник).
Экономист - изучает информацию в СМИ и других достоверных источниках об интеграции экономик разных стран, основу которых составляет использование каменного угля; о международных вооруженных конфликтах, которые связаны с контролем над природными источниками углеводородов угля.
Программист – составляет из подготовленных специалистом слайдов презентацию, которая должна соответствовать требованиям.
Требование к проекту:
Научность материала;
Достоверность сведений;
Полный объем по изучаемой теме;
Интересная подача материала.
Регламент выступления 10 мин.
Перед уроков все подготовленные в группах презентации объединяются в одну общую.
( Презентация, сделанная учащимися 3 группы прилагается)
Подведение итогов урока: учащиеся делают вывод о роли углеводородов ; значимости каждого в настоящее время; проблемах , связанных с добычей и переработкой.