Проект по химии Природные источники углеводородов (10 класс)


ПРОЕКТ


ПРИРОДНЫЕ
ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ

















Красноперекопск - 2015
Руководитель проекта: учитель химии МБОУ «СОШ № 1»
г. Красноперекопска
Салидинова Замира Аметовна
Участники проекта: учащиеся 10 класса
Количество участников: 13
Тип проекта:
По методу деятельности: информационно - творческий
По виду деятельности: учебный
Межпредметные связи: химия, история, география,
информатика, основы здоровья
Сроки исполнения: 3 месяца

Актуальность проекта
Углеводороды – это и природный газ (метан), и бытовой горючий газ, которым наполняют баллоны (пропан), и нефть, и бензин, и керосин. А ещё – органический растворитель (бензол), парафин, из которого сделаны новогодние свечи, лекарственные препараты, даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов
Без них трудно представить жизнь современного человека.
Проблема:
Где их (углеводороды) взять?
Как они образуются?
Как добываются и перерабатываются?
Где используются?
Что их ожидает в будущем?
Важнейшими природными источниками углеводородов являются полезные ископаемые – каменный уголь, нефть, газ.


План действий
Подготовительный этап – определить цель проекта, выявить проблему,
обозначить ключевые вопросы.
Планирование
Выбор источников информации – библиотека, Интернет;
Способы сбора информации: работа с научно-популярной литературой, электронные способы информации;
Работа над презентацией.
Результаты
Анализ информации;
Формулировка выводов.
Оформление отчета
Обобщение материала;
Изготовление иллюстрированного материала;
Мультимедийная презентация проекта.
Презентация проекта:
Эксперты по природному и попутному нефтяному газам: Шевчук В., Трубий А., Романов Н., Абдураимова Л., Король Ю.;
Эксперты по нефти: Монахова И., Терешко В., Федорченко А., Хан В.;
Эксперты по каменному углю: Цуцин В., Бондаренко В.;
Экологи: Суржок Т., Коваль А.
Оценивание проектной деятельности и ее результатов.







Тема: Природные источники углеводородов
Цель проекта: сформировать представление о природных источниках углеводородов, об их происхождении, способах переработки, важности их применения как топлива и источника сырья, а также выяснить влияния на окружающую среду.
Задачи:
Выяснить природные источники углеводородов, их состав, получение, применение и влияние природных источников на окружающую среду;
Показать умение школьников анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать, обосновывать свою точку зрения, работать в группе;
Способствовать развитию навыка по поиску необходимой информации с использованием различных источников;
Воспитывать экологическую культуру учащихся.
Оборудование: портрет Д.И. Менделеева, ноутбук, мультимедийный проектор.
Подготовка к проекту
Создание групп экспертов:
Эксперты по природному и попутному нефтяному газам: Шевчук В., Трубий А., Романов Н., Абдураимова Л.;
Эксперты по нефти: Монахова И., Терешко В., Федорченко А., Хан В. Король Ю.;
Эксперты по каменному углю: Цуцин В., Бондаренко В.;
Экологи: Суржок Т., Коваль А.
Вопросы для групп:
«Природный и попутный нефтяной газ» (§17 учебника)
Запасы природного газа и месторождения.
Чем отличается по составу природный горючий газ от попутного нефтяного?
Где применяется природный газ?
Памятка о правильном обращении с бытовым газом.
«Нефть. Перегонка нефти» (§17, 18 учебника)
Что такое нефть? Какими свойствами обладает нефть?
Гипотезы ее происхождения.
Запасы нефти и месторождения.
Что называется перегонкой? Основные продукты перегонки нефти и их применение.
Что такое крекинг? Чем отличается бензин каталитического крекинга от термического? Что такое детонационная стойкость бензина?
«Каменный уголь»
Как образуется каменный уголь?
Какие виды угля известны?
Запасы и месторождения.
Переработка каменного угля.
Экологи
Крупные экологические катастрофы, связанные с нефтепродуктами.
Меры по охране окружающей среды.
Защита
Вводное слово учителя:
Мы с вами изучали углеводороды. Разбирали их состав, химические свойства, получение, области применения и генетические связи. Углеводороды – это и природный газ (метан), и бытовой горючий газ, которым наполняют баллоны (пропан), и нефть, и бензин, и керосин. А ещё – органический растворитель (бензол), парафин, из которого сделаны новогодние свечи, лекарственные препараты, даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов
Без них трудно представить жизнь современного человека.
Тема сегодняшнего урока «Природные источники углеводородов» (Слайд 1).
Важнейшими природными источниками углеводородов являются полезные ископаемые – каменный уголь, нефть, газ.
Проблема:
Где их (углеводороды) взять?
Как они образуются?
Как добываются и перерабатываются?
Где используются?
Что их ожидает в будущем?
Девиз урока: Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим. Сократ
Любознательность ваших одноклассников даст возможность вам узнать много интересного на этом уроке.
Углеводороды имеют большое народно-хозяйственное значение. Они служат важнейшим видом сырья для получения почти всей продукции современной промышленности органического синтеза, используются в энергетических целях.
Но запасы природных источников углеводородов не безграничны. По оценкам ученых, при современных темпах добычи и потребления их хватит: нефти – на 30-90 лет, газа – на 50 лет, угля – на 300 лет (Слайд2).
Важнейшими природными источниками углеводородов являются полезные ископаемые – каменный уголь, нефть, газ (Слайд3).
Сегодня на уроке мы должны разобрать следующие вопросы:
Где взять углеводороды?
Как они образуются?
Как добываются и перерабатываются?
Где используются?
Что их ожидает в будущем?
Все эти вопросы должны нам раскрыть ученики, которые подготовили свои проекты по данной теме. Ваша задача внимательно слушать и конспектировать основные моменты данной темы.
Защита проектов учащимися.
О природном и попутном нефтяном газе нам расскажут эксперты.
(Презентация)
О нефти расскажут эксперты по нефти.
(Презентация)
Каменный уголь представят следующие эксперты. (Презентация).
Дадим слово экологам.
Заключительное слово учителя.
Все чаще мы слышим об экологических катастрофах, в которых «повинны» природные источники углеводородов.
Возникают вопросы:
Нужны ли человеку природные источники углеводородов?
Можно ли без них обойтись?
Нефть, газ, каменный уголь – это ценное сырье для химической промышленности. В недалёком будущем им будет найдена замена. Ученые ведут поиск путей использования энергии солнца и ветра, ядерного горючего с целью полной замены нефти.
Сокращение использования нефти в теплоэнергетике – путь не только к более рациональному её применению, но и к сохранению этого сырья для будущих поколений. Углеводородное сырьё должно использоваться только в перерабатывающей промышленности для получения разнообразной продукции. К сожалению, ситуация пока не меняется, и до 94% добываемой нефти служит топливом.
Д. И. Менделеев мудро говорил: «Сжигать нефть – это то же, что топить печь ассигнациями».
Итоги урока:
А теперь подведем итоги. Что мы узнали на уроке? (Слайд 6)
Какие природные ископаемые являются источниками получения органических веществ? (газ, нефть, уголь)
Как называется процесс переработки нефти? (перегонка и ректификация)
Какой процесс необходим, чтобы увеличить выход бензина из нефти? (крекинг и риформинг)
Какой газ (попутный или природный) содержит больше метана? (природный)
А из какого газа можно получить больше различных веществ? (попутного нефтяного газа)
Какие продукты получаются при пиролизе угля (кокс, каменноугольная смола, коксовый газ)
Рефлексия.
И в заключении:
«Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте» (Д.И. Менделеев).









13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15