Рабочая программа по ИЗО 4 класс Перспектива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Искусство (изобразительное искусство)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)» – далее «Искусство (ИЗО)» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе концепции и программ для начальных классов «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова и на основе авторской программы «Искусство (ИЗО)» Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, Просвещение, 2008. Концепция охватывает все образовательные области и учебные предметы для 4 класса.
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Искусство (ИЗО») в 4 классе основной общеобразовательной школы по учебнику Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство» 4 класс, Просвещение, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования по предмету «Искусство (ИЗО)» и реализует авторскую программу Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Изобразительное искусство 4 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа рассчитана на преподавание предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МКОУ «Таежно-Михайловская ООШ» на 2012 – 2013 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».


2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт начального общего образования по предмету «Искусство» (ИЗО).

А.А.Плешаков Концепция и программы для начальных классов «ШКОЛА РОССИИ». – М.: Просвещение, 2009.

3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

3. Цели и задачи изучения курса
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,
героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.



Задачи, реализуемые в 4 классе:
Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
Познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.
Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.
Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

4. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны
знать/понимать:
доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах;
схему построения городецкой росписи;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
уметь:
применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.), приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;
пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов, отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении композиции;
применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариации, импровизации);
соблюдать последовательность выполнения изделия;
анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и декоративно – прикладного искусства;
высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно декоративно – прикладного искусства в самостоятельном творчестве;
проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа;
проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.


5. Количество часов по программе
раздел
Название разделов
Кол – во часов по программе
Кол – во часов по рабочей программе

1.
Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля
8
8

2.
На дворе осень – погод восемь
8
8

3.
Что было, видели деды; что будет, увидят внуки
10
10

4.
Повернись к мирозданию!
8
8


Итого
34
34


6. Методы и формы обучения

Для реализации рабочей программы на уроках «Искусство (ИЗО)» используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения.

7. Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.
Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, провожу свои уроки в виде:
уроков – викторин
уроков-сказок
творческой мастерской.
Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.
Рабочей программой предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут - быть разных видов:
- индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы.
Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ.

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.
Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий;

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.



8. Учебно-методическое обеспечение для учителя и обучающихся
Для реализации содержания предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе используется следующий учебно-методический комплекс:
Для учителя:
1. А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. –М.: «Просвещение», 2009.

2. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:«Просвещение», 2010.

3. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 4 класс"». – М.: «Просвещение», 2008.

4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.: «Просвещение», 2010.

Для обучающихся:

1. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.:«Просвещение», 2010.
9. Список литературы.

Для учителя:

1. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Издательство «Детская литература», 1990.

2. Никитин Б.П. Ступенька творчества, или развивающие игры. – 4-е изд. – Кемерово, Издательство «Педагогика», 1990.

3. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 4 кл.: Кн. Для учителя / Б.М. Неменский , Н.Н. Фомина, Н.В.Гросул и др.- М.: Просвещение, 1991.

4. Плешаков А.А., «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. – М.:«Просвещение», 2009.

5. Шпикалова Т.Я. программы общеобразовательных учреждений (1 – 4 классы) Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 1997.


6. Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

7. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2003 «Преподавания черчения и рисования». – М.: Просвещение, 1990.

8. CD Комплекс уроков по ИЗО

Для обучающихся:
1. ШпикаловаТ.В., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.




10. Цифровые образовательные ресурсы
Сайт «Про школу.ру»
Сайт «Открытый урок».
Для уроков рисования: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Копилка опыта учителей начальных классов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое.





11. Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов






1.
Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля
8

2.
На дворе осень – погод восемь
8

3.
Что было, видели деды; что будет, увидят внуки
10

4.
Повернись к мирозданию!
8


Итого
34




12. Основное содержание программы.

Ведущей темой года является тема: «Вечные и любимые образы в искусстве».
Содержание программы представлено в виде двух взаимных разделов:
«Основы художественного изображения» - 18 часов
Мой край родной – моя земля, пейзаж
Знатная русская земля своими мастерами. Знакомство с художником И. Шишкиным
Движение – жизни течение
Родословное древо
Год не неделя – двенадцать месяцев впереди
Новогодние импровизации
Зимняя прогулка
Да, были люди в наше время
Вода – жизнь
За весной, красой природы, лето красное придёт
Этот праздник со слезами на глазах
Медаль за бой, за труд из одного металла льют
«Основы народного декоративно – прикладного искусства» - 16 часов
Целый мир от красоты
Дерево жизни – символ мироздания.
Цветущее дерево – символ жизни
Пава – краса, птица счастья
Конь – огонь – символ солнца, плодородия и добра
Образ мира в городецкой прялке
Вольный ветер – дыхание земли
Осенние метаморфозы
Вещи старого дома
Вещь во времени и пространстве
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома
Потешные листы
Резьба по ганчу
Символика ганчевых арабесок





ВЕЧНЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная (трехчастная) картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов («древо жизни», образы птиц и животных, природных стихий земли, воды, огня, воздуха), человек (его портрет, костюм, кукла), его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита Отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
с цветом как средством выразительности в живописи. Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов, нахождение цвета для изображения объема и освещенности реальных предметов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и других цветовых пятен, цветовых сочетаний. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по сырому», «а-ля прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, мазок с восковым рисунком);
с графическими средствами выразительности. Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачи объема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов. Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. (на примерах лаковой миниатюры Палеха, лубочных картинок, художественного оформления праздничной открытки, плаката, памятной медали). Выявление роли силуэта, черного контура, условной передачи цвета, света и тени в изображении предметов и людей в различных декоративных композициях. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость, призывность цвета, особенности композиции соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.
Опыт художественно-творческой деятельности:
изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала...»). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа дерево (древо жизни символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю...»). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер дыхание Земли»);
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);
изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов. Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах...»);
составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время...»). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет...»). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

ОСНОВЫ НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).
Опыт художественно-творческой деятельности:
ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;
ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;
ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки...»), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;
ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).



13. Календарно-тематическое планирование по предмету «Искусство» (ИЗО) 4 класс
Дата
Месяц
№ урока
Тема урока искусство (ИЗО). Вид творческой работы
Количество часов
Д/з

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля
8


03
09
1
Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве
1


10
09
2
Древо жизни – символ мироздания. Символическое изображение. Наброски и зарисовки
1


17
09
3
Мой край родной – моя земля. Пейзаж. Графическая композиция
1


24
09
4
Цветущее дерево – символ жизни. Изображение растительных мотивов Городецкой росписи
1


01
10
5
Пава – краса – птица счастья. Изображение Городецких птиц. Включение их в композицию
1


08
10
6
Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике Городецкой росписи
1


15
10
7
Образ мира в Городецкой прялке. Роспись панно по мотивам Городецкой росписи
1


22
10
8
Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера
1


На дворе осень – погод восемь
8


29
10
9
Вольный ветер – дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики
1


12
11
10
Движение – жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники
1


19
11
11
Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении
1


26
11
12
Родословное древо. Семейный портрет
1


03
12
13
Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»
1


10
12
14
Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов
1


17
12
15
Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками
1


24
12
16
Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление
1


Что было, видели деды; что будет, увидят внуки
10


14
01
17
Зимняя прогулка. Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов
1


21
01
18
Зимняя прогулка. Сюжетная многоплановая композиция: городской пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении
1


28
01
19
Вещи старого дома. Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры
1


04
02
20
Вещь во времени и в пространстве. Декоративный натюрморт
1


11
02
21
«Да, были люди в наше время» Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812г
1


18
02
22
«Да, были люди в наше время» Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
1


25
02
23
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению
1


04
03
24
Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха
1


11
03
25
Потешные листы. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне
1


18
03
26
Вода – жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката
1


Повернись к мирозданию!
8


01
04
27
Вода – жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа
1


08
04
28
«За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа
1


15
04
29
«За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа
1


22
04
30
«Это праздник со слезами на глазах..» Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению
1


29
04
31
«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали
1


06
05
32
Резьба по дереву. Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Мариинска в технике сквозной и рельефной резьбы
1


13
05
33
Символика ганчевых арабесок. Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров
1


20
05
34
Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно
1













Заголовок 315