Рабочая программа по ИЗО УМК Перспектива. 3 класс

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство».
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, подготовленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО (М: Просвещение, 2010)
Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4 М: Просвещение, 2011
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1-4 классы - М. : Просвещение, 2011.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014- 2015 учебный год.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4
Учебный план образовательного учреждения на 2014- 2015 учебный год

Учебно- тематический план.
На изучение предмета Изобразительное искусство в 3 классе отводится 34 часа (2 часа в неделю 34 учебные недели)


Название раздела программы
программа
план
I ч.
II ч.
III ч.
IV ч.

1.
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри»
11 ч.
11 ч
9 ч.
2 ч



2.
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри»
10 ч.
10 ч.

5 ч.
5 ч.


3.
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри»
5 ч.
5 ч.


5 ч.
.

4.
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри»
8 ч.
8 ч.



8 ч

5.
Итог:
34 ч.
34 ч.
9 ч.
7 ч.
10 ч.
8 ч.

6.
Региональное содержание
3 ч
3 ч


2 ч.
1ч.


Региональное содержание представлено следующими темами (программа по краеведению «Морянка»):
Древние города и сёла Севера. (Холмогоры, Каргополь, Архангельск)
Древние города и сёла Севера. (Герб моего города)
Как рукодельница семью одевала. (Народный костюм Русского Севера)







Тематическое планирование.

п\п
Дата
Тема урока.

Практическая работа, материалы
Страница
учебник, тетрадь
Планируемый результат (УУД)
Примерное домашнее задание

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри» 11ч.

1 четверть (9 часов)

1.

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма
Рисунок с натуры или по памяти композиции на тему «Чужие цветы краснее, а свои милее» (кисти, акварель или гуашь, бумага)

Уч. с.
Т с. 4- 5
Личностные УУД
воспринимают окружающий мир и произведения искусства; выражают в творческой работе свое отношение к природе, выбирая художественные приемы рисования кистью
Метапредметные УУД:
Регулятивные(Р):
контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов.
Познавательные (П):
осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осенних цветах; составление описания разных цветов; приведение примеров изображения русской осени, осенних цветов в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя;
Коммуникативные (К):
уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя,
вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения о цветах (по желанию), использовать образную речь
Предметные УУД:
Познакомятся с произведениями искусства (натюрмортами) отечественных художников, учебником по изобразительному искусству.
Углубят представления о натюрморте, о контрасте цвета, о фактуре в композициях натюрмортов из цветов. Научатся ориентироваться в учебнике, организовывать рабочее место в соответствии с правилами, составлять простейшие композиции из цветов, приемам работы кистью в передаче образа осенних цветов
Подготовить осенние иллюстрации

2

В жостовском подносе все цветы России.
Русские лаки: традиции мастерства.

Рисунок по мотивам объемного подноса из плотной бумаги приемами сгибания, складывания, вырезания, склеивания.
Эксперимент: рисование кистью веточки и цветка лилии при соблюдении последовательности жостовского письма цветочного жостовского узора (кисти, гуашь, бумага)
Уч. с.
Т с. 6- 7
Личностные УУД:
Эмоционально воспринимают росписи жостовских подносов; уважительно относятся к творчеству народных мастеров; выражают в творческой работе свое отношение к миру цветов средствами художественного образного языка декоративно-прикладного и народного искусства
Метапредметные УУД:
Р: ориентироваться в учебнике; планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения; организовывать свое творческое пространство.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях жостовской росписи; сравнение поэтапных результатов работы над рисунком с эталоном; умение анализировать конструкцию подноса; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о народных художественных промыслах.
К: уметь слушать учителя и сверстников, формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы для уточнения услышанной информации; составлять описания изделий.
Предметные УУД:
Познакомятся с художественным промыслом Жостово, его историей, жостовскими произведениями декоративно-прикладного творчества. Узнают о жостовских мастерах, секретах послойного жостовского письма.
Научатся техническим приемам работы кистью, выполнять роспись по мотивам жостовских узоров
Придумать собственного варианта подноса

3

О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.

Рисунок-вариация,
выполненный по мотивам цветочной росписи Жостова гуашью и белилами Творческая работа: украсить цветочным узором поднос
(кисти, гуашь, бумага)

Уч. с.
Т с. 8- 9
Личностные УУД
Соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно правилам обращения с художественными материалами и правилами работы; выражают в творческой работе свое отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма; адекватно оценивают свою работу на уроке; обсуждают индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности
Метапредметные УУД:
Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось; вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения.
П: умение анализировать эскизы росписи подносов, выбирать лучший вариант, рассказать средствами изобразительного языка о красоте декоративного цветка; выявить с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых цветочных узоров (сопоставление городецкого и жостовского узоров); осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе росписи подносов.
К: уметь работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, слышать мнение оппонента, участвовать в обсуждении разнообразных форм жостовских подносов, того, как складывается целостный образ художественной вещи (подноса); проговаривать этапы работы над композицией; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.
Предметные УУД
Познакомятся с произведениями живописи, на которых изображено чаепитие. Расширят представление об общности художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества, о роли пятна как выразительного средства, о значении цветной линии в усилении выразительности образа.
Узнают о связи формы подноса и цветочной композиции, об узорах золотой каймы. Научатся техническим приемам работы кистью, выполнять рисунок-вариацию по мотивам цветочной росписи Жостова
Принести изделия декоративно-прикладного творчества

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит.
Натюрморт: свет и тень, форма и объем.


Рисунок с натуры натюрморта с изображением овощей и фруктов (кисти, акварель или гуашь, бумага)
Уч. с.
Т с. 10- 11
Личностные УУД:
принимают ценности отечественной и мировой культуры; адекватно оценивают результаты своей работы на уроке; соблюдают дисциплинированность и правила поведения во время урока; осознают собственные интересы и соотносят их с интересами других детей
Метапредметные УУД:
Р: организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях натюрморта с осенними плодами, форме фруктов и овощей; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов (форма, цвет, размер);
осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах передачи формы предметов с помощью цвета.
К: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании различных фруктов и овощей, отгадывать и загадывать загадки об овощах и фруктах, отвечать на вопросы, делать выводы.
Предметные УУД:
Расширят свои представления о натюрморте как жанре изобразительного
искусства, о форме, объеме предметов, способах колористического решения натюрморта, светотеневой проработки. Познакомятся с творчеством отечественных художников, писавших натюрморты.
Овладеют графическими, живописными и композиционными навыками. Научатся выполнять натурную постановку натюрморта в соответствии с предложенной композиционной схемой и выполнять рисунок натюрморта с передачей иллюзии объема
Найти загадки о различных осенних плодах.

5

Лети, лети, бумажный змей.
Орнамент народов мира: традиции мастерства
Эскиз воздушного
змея и его украшения (кисти, гуашь, бумага)
Уч. с.
Т с. 12- 13
Личностные УУД
Эстетически воспринимают старинное искусство конструирования и художественного оформления воздушных змеев; уважают творчество народных мастеров, выражают в творческой работе свое отношение к традиционному искусству с использованием приемов составления симметричного многоярусного орнаментального украшения
Метапредметные УУД:
Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного, вносить изменения в свои действия в соответствии с выявленными отклонениями от эталона.
П: выявление с помощью отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов (цветовая гамма, элементы узора, их символика и т. п.) разных народов мира; умение сравнивать ярусные орнаменты на поверхности змея с целью выявления сходства орнаментальных мотивов, элементов в каждом из ярусов, что необходимо для сохранения целостности многоярусного орнамента;
осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о символическом восприятии цветов, элементов узора, связи формы и орнамента, о способах получения разных оттенков цвета, достижения декоративности в рисунке.
К: уметь строить речевое монологическое высказывание об элементах орнамента, украшающего воздушного змея, о своих идеях художественного решения на уроке творческой задачи; участвовать в коллективном обсуждении орнаментов, отстаивать собственное мнение.
Предметные УУД:
Познакомятся с одним из видов старинного декоративно-прикладного искусства.
Расширят представление об уникальности искусства многих народов, живущих на Земле, о том, что общего и различного в творениях народов мира, о связи формы и орнамента в произведениях декоративно-прикладного искусства, о зеркально-симметричной основе многоярусного орнамента. Продолжат совершенствовать художественно-творческие способности в восприятии, прочтении и сочинении орнаментальных композиций. Научатся создавать эскиз воздушного змея и орнамент для его украшения
Придумать форму
и яркое украшение для своего воздушного змея.




6

Чуден
свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Эскиз лоскутного коврика на основе собственного варианта комбинаций цветных квадратов и треугольников (кисти, акварель, гуашь, фломастеры, бумага)
Уч. с.
Т с. 14- 15
Личностные УУД
Эмоционально воспринимают произведения народного искусства, выполненные из текстильных материалов; выражают в творческой работе свое эмоционально-ценностное отношение к построению орнаментальной композиции для лоскутной мозаики
Метапредметные УУД:
Р: принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П: умение выявлять с помощью сравнения особенности орнамента в изделиях, выполненных в лоскутной технике; наблюдать, читать ритм, цветовой строй, композиционные приемы в многообразных изделиях из текстиля;
осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о цветоведении (контрастах и нюансах), композиционных схемах орнамента, особенностях данного вида декоративно-прикладного искусства.
К: уметь использовать образную речь, составляя описания изделий, выполненных в лоскутной технике; сотрудничать с учителем и сверстником; осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала.
Предметные УУД:
Познакомятся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – лоскутной мозаикой.
Расширят представления в области цветоведения. Узнают о вариантах орнаментальных композиций лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «пила», «грядки».
Овладеют декоративно- живописными навыками: в построении орнаментальных композиций.
Научатся композиционному мышлению и воображению на основе творческих принципов народного искусства (вариация, импровизация), различать в разных изделиях вид орнаментальной композиции, создавать свой вариант орнаментального узора.
Завершение изображения коврика в контрастной цветовой гамме.

7

Живописные просторы Родины.
Пейзаж: пространство и цвет.

Рисунок по памяти или по пред-
ставлению с изображением пейзажа «Родные просторы» (кисти, акварель, бумага)
Уч. с.
Т с. 16- 17
Личностные УУД
Эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников; проявляют интерес к предмету, имеют мотивацию к творческой деятельности
Метапредметные УУД:
Р: оценивать и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение примеров изображения пейзажа в поэзии, живописи, графике; выявление с помощью сравнения особенностей изображения пространства на плоскости; умение понимать назначение условных обозначений и свободное ориентирование в них, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради;
построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений пейзажа и их обоснование.
К: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, вступать в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; выразительно читать стихотворения-описания пейзажей.
Предметные УУД:
Расширят представления о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, как об одном из средств выражения патриотических чувств человека, о пространстве и способах его передачи на плоскости. Узнают суть терминов: линия горизонта, воздушная перспектива, теплые и холодные тона. Овладеют графическими, живописными и композиционными навыками; расширят диапазон приемов работы с красками в передаче пространственных планов пейзажа.
Научатся рисовать пейзаж по одной из предлагаемых композиционных схем с передачей пространства на плоскости.
Устное сочинение-описание «Родные просторы»

8

Родные края в росписи гжельской майолики.
Русская майолика: традиции мастерства.

Декоративная композиция по мотивам росписи гжельской майолики «Украшение тарелочки» (кисти, акварель, бумага)
Уч. с.
Т с. 18- 19, 20- 21
Личностные УУД:
Эмоционально воспринимают произведения мастеров гжельской майолики; видят красоту реальной действительности путем наблюдения природы; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимают его.
Метапредметные УУД:
Р: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности.
П: выявление с помощью сравнения особенностей изображения гжельского пейзажа; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации узоров при выполнении творческой работы;
осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о творчестве художников- керамистов.
К: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.
Предметные УУД:
Познакомятся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – русской майоликой.
Узнают, чем отличается роспись гжельского фарфора от майолики, суть терминов: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика. Освоят на практике палитру мастеров гжельской майолики. Совершенствуют навыки рисования кистью, получения «растяжения» цвета в сюжетах по мотивам гжельской майолики
Нарисовать деревья, как гжельские мастера.


9

«Двор, что город, изба, что терем».
В мире народного зодчества: традиции русского мастерства
Рисунок по мотивам резного убранства фасада избы
(кисти, акварель или гуашь, бумага, фломастеры, карандаш)
Уч. с.
Т с. 22- 23
Личностные УУД
Воспринимают образ крестьянской избы, чувствуют своеобразие связей красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома; уважительно относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства и мастерам, их сделавшим.
Метапредметные УУД:
Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; определение основной и второстепенной информации;
логические– осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о знаках оберегах.
К: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций традиционных деревянных построек, древних знаков-символов в резном декоре изб; адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности.
Предметные УУД:
Получат представление о том, что крестьянская изба – явление в народном деревянном зодчестве (на примере построек Русского Севера), о знаках-символах в народном орнаменте на примере оберегов в украшении крестьянской избы. Узнают суть архитектурных понятий: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень. Научатся выполнять декоративную композицию по мотивам резного убранства фасада избы.
Повторить архитектурные
понятия

2 четверть (7 часов)

10

«То ли терем, то ли царёв дворец».
В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.
Рисунок терема для сказочных героев
(кисть, акварель, гуашь, фломастеры, карандаши,
бумага)
Уч. с.
Т с. 24- 25
Личностные УУД
Воспринимают и эмоционально оценивают шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; уважительно относятся к старине и к русским обычаям, выражают любовь к России
Метапредметные УУД:
Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок; планировать алгоритм действий по выполнению практической работы.
П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о красоте архитектурных сооружений русского зодчества; выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий;
логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о шедеврах старинной русской архитектуры.
К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях конструкции и декора теремов; использовать образную речь при описании архитектурного и орнаментального наряда, разнообразия арок, крыш, башенок, росписи, резьбы теремов.
Предметные УУД:
Расширят представление о деревянном зодчестве России, о старинной архитектуре на примере теремных построек, внешнем убранстве жилища городского типа зажиточных людей – терема. Познакомятся с контрастами архитектурных объемов и форм. Овладеют графическими, живописными и композиционными навыками. Научатся выполнять зарисовку отдельных элементов конструкции дома-терема, рисовать сказочный терем с соблюдением пропорций, цветовой гаммы
Рассказ о красоте памятников деревянного зодчества

11

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции.
Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах
(кисти, акварель, бумага)
Уч. с.
Т с. 26- 27
Личностные УУД
Эстетически воспринимают красоту мира птиц; сориентированы на чуткое и бережное отношение к пернатым
Метапредметные УУД:
Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках наступающей зимней поры, зимующих птицах; выявление с помощью сравнения особенностей формы, пропорций и цветовой окраски птиц; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения птиц; умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности техники акварельной живописи «по сырому»).
К: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; участвовать в коллективных обсуждениях, проявлять инициативу, отстаивать собственное мнение, активно слушать одноклассников, учителя; использовать образную речь при описании птиц, показывая знание загадок, пословиц и поговорок о птицах.
Предметные УУД:
Узнают о форме, пропорциях, цветовой окраске различных птиц. Овладеют живописно-графическими умениями в изображении птиц в различных поворотах с передачей их характерной формы, цветовой окраски оперения. Освоят навыки акварельной живописи (технику работы «по сырому»).
Научатся видеть характерные особенности пернатых, рисовать птиц.
Подготовить рассказ о наблюдениях за птицами, о трудностях, переживаемых птицами зимой.

ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри» (10 ч)

12

Каждая изба удивитель-
ных вещей полна.
Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции.

Рисунок по представлению натюрморта с изображением предметов крестьянского быта, с выявлением объема
(кисти, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, бумага белая или цветная)
Уч. с.
Т с. 28-29
Личностные УУД
Эмоционально воспринимают мир старинных вещей, окружающих человека испокон веку
Метапредметные УУД:
Р: контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего
труда.
П: умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов в натюрморте, преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (выявление формы и цвета предметов); осуществлять анализ объектов при выполнении натурной постановки предметов; устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при рисовании натюрморта; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах получения разных оттенков цвета, достижения декоративности в рисунке.
К: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте; участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за самоваром, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюрмортах разных художников; отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; оформить свою мысль в устной и живописной форме.
Предметные УУД:
Расширят представление о натюрморте как о жанре изобразительного искусства, раскрывающем зрителю страницы истории, культуры, традиций народов, открывающем красоту предметного мира. Углублять знания в области цветоведения. Овладеют живописными навыками, освоят приемы подбора цветовых оттенков для передачи освещенной и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении. Научатся рисовать натюрморт с передачей светотеневых эффектов, выявлением объема предметов.
Завершить в цвете натюрморт из предметов крестьянского быта.


13

Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета.
Рисунок по памяти, по наблюдению зимнего пейзажа «Заснеженные деревья»
(кисть, белая гуашь, бумага, белая, затонированная или цветная)
Уч. с.
Т с. 30- 31
Личностные УУД
Эмоционально отзывчивы и эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и к красоте окружающего мира; связывают свои наблюдения за зимними приметами родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства
Метапредметные УУД:
Р: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения зимы; формулирование ответов на вопросы учителя; использование образной речи при описании зимних пейзажей; умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности белого цвета).
К: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме.
Предметные УУД:
Расширят представление о графике как об одном из видов изобразительного творчества. Узнают о возможностях графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Овладеют графическими и композиционными навыками (в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов).
Научатся передавать в самостоятельных творческих работах образы зимних растений графическими средствами.
Устное сочинение-описание зимних пейзажей. Принести украшение из бисера.

14

Зима не лето, в шубу одета.
Орнамент народов мира: традиции мастерства
Декоративная композиция по мотивам народного орнамента. Эскиз украшения из бисера.
(фломастеры или цветные карандаши, бумага в клеточку, украшения из бисера)
Уч. с.
Т с.32- 33
Личностные УУД
Проявляют интерес к предмету, эстетически воспринимают окружающий мир, произведения декоративно-прикладного искусства; понимают значение красоты природы
Метапредметные УУД:
Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками.
П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение орнаментов и узоров с целью выяснения их особенностей, общее в формах национальной одежды разных народов, живущих в Заполярье и Приполярье); стремление к расширению своей познавательной сферы; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об орнаментах разных народов мира.
К: уметь вступать в обсуждение, слушать учителя и одноклассников, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать позицию своего оппонента.
Предметные УУД:
Познакомятся с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера, разнообразием орнаментальных мотивов в украшении зимней одежды у разных народов. Получат представление об особенностях построения сетчатых орнаментов.
Узнают значение знаков-символов в орнаменте народов Севера.
Овладеют живописно-декоративными навыками в эскизе украшения из бисера. Научатся создавать эскиз украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений.
Найти орнамент традиционной зимней одежды разных народов мира

15

Зима за морозы,
а мы за праздники. Карнаваль- ные новогодние фантазии: импровиза- ция.

Рисунок по представлению с изображением участников карнавала на школьном новогоднем празднике
(кисть, акварель, гуашь, цветные мелки, пастель, бумага белая или цветная по выбору)
Уч. с.
Т с. 34- 35
Личностные УУД
Проявляют интерес к подготовке новогоднего праздника; сориентированы на восприятие и понимание предложений и оценок по результатам работы, высказываемых учителями и товарищами.
Метапредметные УУД:
Р: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях празднования новогоднего праздника; составление описания карнавальных костюмов, праздничных атрибутов; приведение поэтических примеров изображения новогодних праздников; выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений, каким образом художник
передает в своих работах настроение; умение формулировать проблемы; самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.
К: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать высказывания собеседников; использовать образную речь при описании карнавальных костюмов, украшений; выразительно читать стихи о новогоднем празднике
Предметные УУД:
Расширят свои представления о жанрах изобразительного искусства, о празднике как о синтетической форме искусства, соединяющем в себе музыку, театр, искусство дизайнеров, конструкторов игрушек, художников карнавальных костюмов и интерьера. Узнают об особенностях сюжетно-тематических композиций. Овладеют живописно-графическими навыками в передаче необычного, празднично-приподнятого настроения, яркости, блеска елки, в изображении персонажей карнавального шествия. Научатся различать сюжетно-тематические композиции среди других жанров изобразительного искусства
Завершить картину новогоднего праздника, изобразить красками яркий, сверкаю-щий праздник.

16

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

Декоративная композиция. Эскиз карнавальной маски ряженого (кисти, акварель или гуашь, бумага, текстильный коллаж или аппликация из цветной бумаги)
Уч. с.
Т с. 36- 37
Личностные УУД
Проявляют интерес к подготовке новогоднего праздника, к обычаям российского народа; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы; уважительно относятся к творчеству как своему, так и других людей
Метапредметные УУД:
Р: планировать и проговаривать последовательность действий на уроке; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях маскарадных представлений на Руси; составление описания новогодней карнавальной маски-образа; приведение поэтических примеров изображения карнавалов; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о масках, их эстетической и культурной сущности.
К:уметь строить понятное монологическое высказывание о зимних приметах, признаках, активно слушать одноклассников, учителя, находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании новогодних масок, зимних признаков; выразительно читать стихи о зиме.
Предметные УУД:
Получат представление о маскараде как о части праздничной культуры, имеющей глубокие исторические корни, эстетической и культурной сущности маски. Овладеют живописно-графическими и декоративными навыками. Научатся воплощать воображаемые образы в творческой работе в материале, перерабатывать реальные формы и явления в декоративный образ.
Подготовить эскиз карнавальной маски, передающий образ матушки-зимы.

3 четверть (10 часов)

17

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги
Р. К. как рукодельница семью одевала.
Рисунок орнаментальной полосы по мотивам украшения русского народного костюма (карандаш, фломастеры)
Уч. с.
Т с. 38- 39
Личностные УУД
Сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы; эмоционально воспринимают красоту ансамбля русского народного костюма; выражают в творческой работе свое уважение к труду народных мастериц, гордость за их работу известными художественными приемами и средствами выразительности
Метапредметные УУД:
Р: ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.
П: произвольное и осознанное речевое высказывание в устной форме об особенностях русского народного костюма; составление описания народного костюма; выявление с помощью сравнения главных частей северорусского и южнорусского костюмов; самостоятельное осуществление поиска способов решения проблем творческого и поискового характера.
К: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте русских народных костюмов.
Предметные УУД:
Получат представление о красоте ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного панёвного комплексов. Углубят представление о значении знаков-символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма. Овладеют графическими навыками (в построении композиции народного орнамента)
Завершить орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм.


18

Жизнь костюма
в театре.
Сценический костюм героя: традиции народного костюма
Эскиз театрального костюма
(кисть, акварель, гуашь, фломастеры, пастель, бумага белая или цветная по выбору)
Уч. с.
Т с. 42- 43
Личностные УУД
Сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие театральных костюмов; понимают роль художника в создании сценических образов; выражают в творческой работе свое отношение к задуманному образу в соответствующем ему костюме
Метапредметные УУД:
Р: оценивать и анализировать результат своего труда; определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в работу; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы.
П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи (анализ, сравнение вариантов эскизов костюмов с целью выяснения соответствия их образу выбранного героя);
умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера при создании эскиза театрального костюма.
К: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участвовать в коллективных обсуждениях, проявлять инициативу, отстаивать собственное мнение.
Предметные УУД:
Познакомятся с театральными костюмами героев русской оперы.
Узнают, как отражаются в сценическом костюме отличительные особенности старинного русского костюма, суть понятий: сценический костюм, костюмер. Углубят представление о пропорциях фигуры человека
Создать свой эскиз исторического костюма

19.

Россия державная.
В мире народного зодчества: памятники архитектуры.
Рисунок по представлению
старинного города- крепости
(материалы графические или живописные по выбору)
Уч. с.
Т с. 44- 45
Личностные УУД
Сориентированы на эстетическое восприятие национальных памятников древнерусской архитектуры, бережное отношение к ним
Метапредметные УУД:
Р: организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации при выполнении творческой работы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о красоте памятников древнерусской архитектуры; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о древнерусской архитектуре.
К: уметь использовать образную речь, составляя описания памятников древнерусской архитектуры, сотрудничать с учителем и сверстником; осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала
Предметные УУД:
Расширят представление о видах изобразительного искусства, о старинном каменном зодчестве – архитектуре крепостей. Научатся пространственному видению, воспринимать пропорциональные отношения архитектурных объемов и форм. Овладеют живописными навыками гармоничного подбора цветосочетаний (в колористическом решении архитектурного ансамбля)

Найти информацию о древних городах Севера Холмогоры, Каргополь, Архангельск.

20.

«Город чудный».
Памятники архитектуры: импровиза-ция.
Р. К. Древние города и сёла Севера.
Рисунок по представлению
старинного города- крепости
(материалы графические или живописные по выбору)
Уч. с.
Т с. 46- 47
Личностные УУД
Воспринимают и эмоционально оценивают шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; уважительно относятся к старине, выражают любовь к Древней Руси и России
Метапредметные УУД:
Р: принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых живописных произведений с изображением городов-крепостей; умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве; умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление; составление словесного описания старинных русских построек в городе-крепости.
К: уметь использовать образную речь при описании города-крепости, воспринимать поэтические строки, посвященные старинным крепостям.
Предметные УУД:
Узнают о композиционных схемах крепостных построек. Научатся композиционному видению на примерах художественных произведений, изображающих памятники народного зодчества, передавать красоту архитектурного ансамбля. Овладеют декоративно-живописными, графическими и композиционными навыками в создании сказочного образа древнего города
Выполнить работу в творческой тетради с. 46-47

21.

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр
Рисунок сюжетной композиции на тему: «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»
(кисти, акварель, гуашь, бумага белая или цветная, клей, лоскутки ткани, фломастеры, на выбор)
Уч. с.
Т с. 48- 49
Личностные УУД
Эмоционально воспринимают подвиги русского воинства, произведения батального жанра; с уважением относятся к воинам, армии; воспринимают и понимают предложения и оценку результатов работы, даваемую учителями и товарищами
Метапредметные УУД:
Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях одного из жанров изобразительного искусства – батального, выразительных возможностях разных видов изобразительного искусства (графических и живописных); составление описания живописных произведений искусства; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творчестве А. А. Дейнеки, пропорциях и общем строении человеческой фигуры, способах изображения фигуры человека в движении.
К: уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Предметные УУД:
Познакомятся с новым жанром (батальным) изобразительного искусства. Расширят представления о тематической композиции на ярких примерах изобразительного искусства. Научатся пространственному видению пропорциональных цветоотношений. Овладеют живописно-графическими и композиционными навыками в создании тематической картины с изображением человека в движении
Создать образ воина.

ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри» (5 ч)

22

Дорогие, любимые, родные.
Женский портрет: выражение и пропорции лица.

Рисунок по наблюдению,
по памяти с изображением портрета мамы, бабушки
или сестры (кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная по выбору)
Уч. с.
Т с. 50- 51
Личностные УУД
имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, испытывают нежные, трогательные чувства по отношению к самому близкому человеку – матери
Метапредметные УУД:
Р: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места; контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
П: умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; стремление к расширению своей познавательной сферы; осуществление поиска информации в разных источниках о способах достижения выразительности рисунка, ее осмысление.
К: уметь использовать образную речь при описании внешности, качеств мам, бабушек, выразительно читать стихотворения о мамах, бабушках, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника.
Предметные УУД:
Расширят представление о портрете как об одном из жанров изобразительного искусства, представление о пропорциях головы человека.
Познакомятся с творчеством Рафаэля и Леонардо да Винчи. Овладеют графическими и живописно-декоративными навыками в создании портрета. Научатся рисовать портрет
Создать портрет самого близкого человека.

23

Широкая Масленица
Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет

Декоративная композиция с изображением масленичного
праздника, выполненная
в технике обрывной мозаики
(бумага белая или цветная, кисть, клей)
Уч. с.
Т с. 52- 53
Личностные УУД
Эстетически воспринимают красоту народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры; с уважением относятся к традициям, обычаям своего народа
Метапредметные УУД:
Р: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
П: умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполнении декоративной композиции;
осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета и способах достижения декоративности в рисунке.
К: слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании масленичных гуляний, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах пословиц, поговорок).
Предметные УУД:
Расширят представление о технике аппликации, об особенностях проводов зимы в разных регионах России на примерах произведений искусства. Узнают суть понятий: ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп,
балаган, аттракцион. Овладеют живописно-декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника.
Научатся выполнять декоративную композицию в технике
бумажной (обрывной) аппликации
Создать образ праздника проводов зимы.


24

Красота и мудрость народной игрушки.
Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства

Зарисовки силуэта народной деревянной игрушки
(кисть, акварель, гуашь, фломастеры, бумага белая или цветная по выбору)
Уч. с.
Т с. 54-55
Личностные УУД
Эмоционально воспринимают образ игрушки как «зеркала жизни»; соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно правилам обращения с художественными материалами и правилами работы с ними; адекватно оценивают свою работу на уроке
Метапредметные УУД:
Р: принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать умение различать способ и результат действия; оценивать и анализировать результат своего труда.
П: выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений сюжетного разнообразия игрушек, выразительных возможностей, обусловленных разными технологическими приемами художественной обработки дерева; построение логической цепи рассуждений при планировании последовательности действий при работе над рисунком.
К: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании деревянной игрушки, участвовать в обсуждениях, аргументировано отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства.
Предметные УУД:
Углубят и систематизируют представления о народной деревянной игрушке, символике образов. Узнают о видах деревянных игрушек выразительных возможностях народной игрушки. Овладеют навыками в изображении пропорций, цвета, образа игрушки. Научатся отличать игрушки по технике художественной обработки дерева: резная, точеная, топорно-щепная; выполнять зарисовки игрушек разными материалами
Выполнить зарисовки народных деревянных игрушек.


25

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

Рисунок иллюстрации к любимой сказке (кисть, акварель, гуашь, цветные мелки, пастель, фломастеры, бумага белая или цветная по выбору)
Уч. с.
Т с. 58- 59
Личностные УУД
Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают красоту героев народных сказок; выражают в творческой работе свое отношение к героям сказочной композиции известными художественными приемами и средствами выразительности
Метапредметные УУД:
Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата и вносить в план коррективы в случае
отклонения; адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками.
П: выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций; умение решать творческие задачи самостоятельно; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о роли художника в кино, композиционных схемах иллюстраций.
К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной и живописной форме
Предметные УУД:
Расширят представление о технике аппликации. Узнают о роли изобразительного искусства в кино, роли художника. Научатся выявлять в произведениях искусства художественные средства, которыми пользуются их авторы для трактовки положительных сказочных героев, местоположение дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. Овладеют композиционными навыками, умением выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы
Найти иллюстрации к сказкам

26

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционные центр и цвет.

Рисунок иллюстрации к любимой сказке (кисть, акварель, гуашь, цветные мелки, пастель, фломастеры, бумага белая или цветная по выбору)
Уч. с.
Т с.60- 61
Личностные УУД
Эстетически воспринимают окружающий мир, имеют мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством
Метапредметные УУД:
Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать умение различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений искусства, передающих радость, сказочность и веселье, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования.
К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Предметные УУД:
Овладеют композиционными навыками, умением выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы. Научатся самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к сказкам в технике аппликации.


4 четверть (8 часов)

ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри» (8 ч)

27.

Водные просторы России. Мор-ской пейзаж: линия горизонта и колорит.
Рисунок по наблюдению или представлению с изображением весенней навигации
(кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная по выбору)

Уч. с.
Т с. 62- 63
Личностные УУД
Эстетически воспринимают красоту весеннего пробуждения водных источников; эмоционально отзывчивы на произведения художников-маринистов
Метапредметные УУД:
Р: организовывать свое рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства; планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.
П: с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета, с помощью которых изображают воду.
К: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о весенних признаках, о своих впечатлениях о картинах.
Предметные УУД:
Расширят представления о пейзаже. Узнают о творчестве художника-мариниста И. К. Айвазовского.
Овладеют живописно-графическими и композиционными навыками в передаче образа водных просторов. Научатся подбирать цветовую гамму для изображения воды, читать композиционные схемы и находить соответствующие им живописные произведений, рисовать воду, морские или речные пейзажи
Найти информа-цию о павловопо-садских платках

28.

Цветы России на павловопосадских платках и шалях.
русская набойка: традиции мастерства.

Рисование цветов, увиденных в украшении павловопосад-
ских платков и шалей (акварель, фломастеры, цветные карандаши)

Уч. с.
Т с. 64- 65
Личностные УУД
Эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; чувствуют своеобразие связей декоративного мотива с действительностью и художественной традицией
Метапредметные УУД:
Р: организовывать свое творческое пространство; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях цветочных мотивов в павловопосадских платках, умение составлять и анализировать варианты декора павловопосадского платка; умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление.
К: уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; использовать образную речь при описании узоров павловопосадских платков; слушать других, уважать мнение другого, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; формулировать вопросы для уточнения информации.
Предметные УУД:
Познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства.
Углубят представление о связи декора с поверхностью украшаемого предмета, о значении шали или платка в ансамбле русского костюма. Овладеют навыками в передаче декоративного, выразительного силуэта цветочного мотива. Научатся выполнять цветочные композиции
Придумать узор для шали.

29.

Всяк на свой манер.
Русская набойка: композиция и ритм
Декоративная работа. Эскиз для росписи шали.
(кисть, акварель, гуашь, бумага белая или цветная по выбору)

Уч. с.
Т с. 66- 67
Личностные УУД
Эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; чувствуют своеобразие связей декоративного мотива с действительностью и художественной традицией; адекватно оценивают результаты выполненной работы
Метапредметные УУД:
Р: ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.
П: выявление с помощью сравнения приемов работы, характерных для ручного и современных способов изготовления павловопосадских платков; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи; построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение альтернативных вариантов композиционных решений.
К: уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные УУД:
Углубят представление об особенностях композиции узорного павловопосадского платка на примерах вариантов композиционных схем, бесконечном разнообразии вариантов ритмичного расположения узоров на павловопосадских платках, шалях. Узнают об искусстве ручной набойки. Овладеют композиционными навыками в передаче декоративного, выразительного силуэта цветочного мотива. Научатся сочинять узоры для павловопосадских платков
Завершить фрагмент рисунка мелкими узорами

30.

В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

Декоративно-сюжетная композиция с изображением образа победного салюта на фоне города с его памятника
ми архитектуры на тему «Салют Победы»
(кисть, тычок, гуашь, цветные мелки, пастель, бумага цветная или белая)
Уч. с.
Т с.68- 69
Личностные УУД
Сориентированы на эмоционально-ценностное отношение к празднику Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; эстетически воспринимают торжественность, величие победного праздника в реальной жизни и в произведениях искусства
Метапредметные УУД:
Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками.
П: поиск и выделение информации (общее и различное в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства при изображении праздничного салюта); умение составлять и анализировать варианты композиционных схем; сравнивать их и выбирать лучший, осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление о художественных выразительных средствах в композиции.
К: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании праздника, салюта, произведений живописи и декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.
Предметные УУД:
Расширят представления о возможностях цвета, о декоративности контрастных цветосочетаний, языке изобразительного искусства. Узнают, что контраст темного и светлого усиливает выразительность сверкающих огней в ночном небе, ярче высвечивает центр композиции. Овладеют живописно-декоративными и композиционными навыками: в создании образа праздничного фейерверка. Научатся подбирать цветовую гамму, передавать радость в своих рисунках
Найти информацию по теме: Герб моего города.

31.

Гербы городов Золотого кольца России.
Символические изображения: состав герба.
Р. К. Древние города и сёла Севера. Герб моего города.


Декоративная работа. Эскиз герба родного города, герба своей семьи или собственного герба.
(кисть, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, бумага белая или цветная, клей)

Уч. с.
Т с. 70- 71
Личностные УУД
Сориентированы на уважительное отношение к истории отечественной культуры, на восприятие и понимание предложений и оценки результатов работы, даваемой учителями и товарищами; выражают в творческой работе отношение к семье
Метапредметные УУД:
Р: быть способными мобилизовать творческие силы и воображение для решения творческой задачи; уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в процессе работы.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об известных гербах; составление описания герба; умение понимать назначение условных обозначений и свободно ориентироваться в них, пользоваться символами, сравнивать варианты гербов; формулировать ответы на вопросы; построение логической цепи рассуждений; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о гербе, символическом значении изображений на них.
К: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании гербов, участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы
Предметные УУД:
Познакомятся с геральдическими символами на примерах гербов городов Золотого кольца России. Углубят представление о выразительных средствах декоративного образа (силуэт, цвет, линия, символическое значение изображений на гербе).
Овладеют различными приемами работы в передаче своего герба
Найти герб того места
где предстоит отдыхать летом или где родились твои родители.


32.

Сиреневые перезвоны.
Натюрморт: свет и цвет.

Рисунок с натуры и по представлению, с изображением букета сирени
(кисть, акварель, гуашь, белила, мелки, бумага белая или цветная)

Уч. с.
Т с. 72- 73
Личностные УУД
Сориентированы на эмоциональное восприятие красоты весеннего цветения в природе, эстетическое восприятие произведений художественного творчества, отражающих торжество цветущей природы; понимают значение бережного отношения к природе
Метапредметные УУД:
Р: планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; организовывать свое рабочее место.
П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте весеннего пейзажа, цветущих растений; составление описания весенней природы, рассказа о первоцветах и других цветущих растениях; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об изменениях в природе весной, техниках живописи.
К: уметь строить понятное монологическое высказывание о своих наблюдениях за приметами весны, цветущими весенними растениями, обмениваться мнениями о своих впечатлениях об увиденных картинах-натюрмортах выдающихся художников; выразительно читать стихотворения о весне, использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок).
Предметные УУД:
Расширят представления о натюрморте, о роли света в формировании колористической гаммы в произведениях живописи. Узнают, какими приемами художники пользуются при передаче цветов, листьев.
Овладеют навыками образного видения, цветовидения, живописно- декоративными и композиционными навыками в исполнении натюрморта-образа.
Научатся рисовать цветущую сирень с передачей ощущения освещенности
Сочинение собственной композиции натюрморта с сиренью

33.

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Рисунок по памяти с изображением декоративного сказочного образа- символа зверя или птицы в орнаментальном мотиве
(кисть, тычок, гуашь, бумага белая или цветная)
Уч. с.
Т с. 74- 75, 76- 77
Личностные УУД
Сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы; принимают ценности отечественной и мировой культуры; эмоционально оценивают шедевры национального, российского искусства; уважают и принимают традиции, самобытные культурные ценности, формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края
Метапредметные УУД:
Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок;
планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.
П: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение узоров с целью выяснения их особенностей); стремление к расширению своей познавательной сферы; решение художественных задач разного типа; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о зооморфных орнаментах разных народов мира.
К: уметь оформить свою мысль в устной (на уровне небольшого текста) форме, слушать и понимать высказывания собеседников, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
Предметные УУД:
Получат представление о мифологических и сказочных образах в орнаментальных мотивах в искусстве народов мира. Углубят представление о связи материала, формы и техники исполнения в украшении художественной вещи, предмета; о связи красоты и функционального предназначения предмета.
Научатся создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы
Придумать орнамент, в котором изображение животного станет мотивом

34.

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.
Творческое задание по группам
(кисть, ножницы, акварель, гуашь, бумага белая или цветная, лоскутки ткани, работы одноклассников)


Личностные УУД
Имеют мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат; бережно относятся к духовным ценностям; сориентированы на восприятие и понимание предложений и оценки результатов работы, даваемой учителями и товарищами
Метапредметные УУД:
Р: осуществлять пошаговый контроль своих действий; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае отклонения от представляемого конечного результата, замысла.
П: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых живописных произведений; умение анализировать результаты сравнения; усвоение основных средств выразительности художественных произведений; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о назначении музеев, их экспозициях.
К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника
Предметные УУД:
Познакомятся с музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, произведениями, хранящимися в нем. Покажут степень овладения живописно-декоративными и композиционными навыками. Научатся создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа курса Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2013 год.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 3 класс. М. «Просвещение» 2013 год.
Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство».
Технические средства (проектор, компьютер, интерактивная доска)

В результате изучения изобразительного искусства в 3 классе ученик должен:
знать / понимать:
доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом ижизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
основы традиционной технологии художественной обработки и конс-труирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115