Рабочая программа по ИЗО 4 класс программа Перспектива

Пояснительная записка
Приложение 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лесно-Калейкинская СОШ» Альметьевского района РТ


«Рассмотрено»
на заседании ШМО
______ / ________________ /
Протокол № ___ от
«___» _____________ 20___ г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
/ ________________ / ______
«___» ___________ 20____г.

«Утверждаю»
Директор школы
______ / _______________ /
Приказ № ___ от
«___» ____________ 20___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______________________
(название учебного курса, предмета)
ФИО педагога _________________________
Класс _________
Уровень ______________________
(базовый, профильный)




Принято на заседании
педагогического совета
протокол № _____
« ___» ___________ 20____ г








_________________ учебный год

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 4 класса на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г.
№1241 «О внесении изменений в ФГОС»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011г.
№2357 «О внесении изменений в ФГОС»;
-основной образовательной программы начального общего образования школы (Приказ № 63/2 от «29» августа 2011г);
- примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений (базовый уровень);
- действующей программы для общеобразовательных учреждений и программы «Изобразительное искусство» авторы: Т.Я.Шпикалова «Перспектива», 2014г
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- положения школы «О рабочей программе педагога»;
5 учебного плана МБОУ «Лесно-Калейкинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Данная программа предусматривает развитие активного самостоятельного, творческого мышления младших школьников, а также способствует развитию связной, грамотной речи и соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании».

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.
Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 4 классе:
Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
Познакомить учащихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.
Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.
Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Предмет «Изобразительное искусство» в 4 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс. Один из вариантов интеграции этих предметов на 1 ступени обучения, позволяющий реализовывать государственные образовательные стандарты по изобразительному искусству и технологии, представлен в следующей таблице:


Количество часов в неделю

Предмет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Изобразительное искусство и художественный труд
2
2
1
1

Технический труд



1
1

Информатика







Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Основное содержание
(35 час)
Наименование раздела
4 кл

1. Мир изобразительных (пластических искусств)
10

2. Художественный язык изобразительного искусства
10

3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
14

Всего часов:
34


4 класс (34 часа)
Мир изобразительных (пластических) искусств
(10 часов)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Рембрандта анн Рейна); пейзаж ; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
(14 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Тематический план

№ урока
Тема урока
Практическая работа
Тип урока
Формы контроля
Требования к уровню подготовки обучающихся
Кол-во часов
Дата (план)
Дата (факт)

1.
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.
Интерьер комнаты (графические материалы, цветная бумага)
Урок усвоения новых знаний
Фронтальный опрос
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
3.09


2.
Символическое и реалистическое изображение в изобразительном искусстве.
Наброски деревьев (графические материалы)
Урок усвоения новых знаний
Фронтальный опрос
Уметь использовать в практической работе графические материалы
1
8.09


3.
Жанры изобразительного искусства. Пейзаж.
Графический пейзаж (пастель, мелки, уголь)
Комбинированный урок
Опрос. Просмотр и анализ работ
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
15.09


4.
Народные промыслы России. Городец.
Повтор цветов и листьев (гуашь)
Комбинированный урок
Опрос. Просмотр и анализ работ
Уметь применять художественные материалы(гуашь)и язык декоративно-прикладного искусства(форма, пропорции, линии, цвет)в творческой работе
1
22.09


5.
Совершенствование приёмов росписи. Городец. Птицы.
Изображение городецких птиц (гуашь)
Комбинированный урок
Опрос. Просмотр и анализ работ
Уметь применять художественные материалы(гуашь)и язык декоративно-прикладного искусства(форма, пропорции, линии, цвет)в творческой работе
1
29.09


6.
Совершенствование приёмов росписи. Конь.
Изображение коня в технике городецкой росписи (гуашь)
Комбинированный урок
Опрос. Просмотр и анализ работ
Уметь применять художественные материалы(гуашь)и язык декоративно-прикладного искусства(форма, пропорции, линии, цвет)в творческой работе
1
6.10


7.
Композиция в городецкой росписи.
Роспись панно (гуашь)
Повторительно-обобщающий урок
Опрос. Просмотр и анализ работ.
Уметь применять художественные материалы(гуашь)и язык декоративно-прикладного искусства(форма, пропорции, линии, цвет)в творческой работе
1
13.10


8.
Рисование портрета по воображению. Творчество Репина, Сурикова, Серова.
Портрет художника (материалы по выбору)
Урок формирования новых ЗУН
Опрос. Просмотр и анализ работ
Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра
1
20.10


9.
Основы композиции. Динамика.
Наброски на тему динамики (графические материалы)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать в практической работе графические материалы
1
27.10


10.
Основы композиции. Статика и динамика. Творчество Пластова.
Наброски на передачу статики и динамики при изображении людей и техники (живописные материалы)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
10.11


11.
Использование в индивидуальной работе законов композиции.
Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
17.11


12.
Творчество Рембрандта. Портрет.
Семейный портрет (материалы по выбору)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра
1
24.11


13.
Рисование по памяти. Поиск эскизов к сказке «Двенадцать месяцев».
Зарисовки старинной мужской одежды (материалы по выбору)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
1.12


14.
Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой.
Иллюстрация сказки (живописные материалы)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
8.12


15.
Основы изобразительного языка. Колорит.
Эксперименты с материалами (акварель, восковые мелки)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа
1
15.12


16.
Основы дизайна. Конструирование открытки. Бумага-пластика.
Новогодняя открытка (живописные материалы, восковые мелки)
Комбинированный урок
Проект
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
22.12


17.
Рисование по наблюдению заснеженных предметов.
Зарисовки деревьев, людей, домов (цветные мелки)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
12.01


18.
Сюжетная композиция. Русский музей.
Городской пейзаж с фигурами людей в движении (гуашь)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике
1
19.01


19.
Конструктивные особенности формы, объёма в рисовании предметов.
Натюрморт с натуры (графические материалы)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
1
26.01


20.
Вещь во времени и пространстве.
Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
1
2.02


21.
Отражение патриотической темы в произведениях художников.
Зарисовки воинов времён войны 1812 года (материалы по выбору)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь работать в выбранном материале
1
9.02


22.
Иллюстрация стихотворения Лермонтова «Бородино».
Композиция к стихотворению (материалы по выбору)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь работать в выбранном материале
1
16.02


23.
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.
Зарисовки образов-символов резьбы фасада избы (материалы по выбору)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Уметь работать в выбранном материале
1
23.02


24.
Освоение графических навыков. Лубочные линии и штрихи.
Графические упражнения (карандаш, перо, тушь)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности
1
2.03


25.
Лубочная картина к пословицам, поговоркам, песням.
Декоративная композиция (графический рисунок с раскраской)
Комбинированный урок
Проект
Уметь использовать в практической работе графические материалы
1
9.03


26.
Основы дизайна. Шрифт.
Плакатный шрифт (материалы по выбору)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь работать в выбранном материале
1
16.03


27.
Виды графики. Плакат.
Композиция плаката в технике коллаж (материалы по выбору)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Уметь работать в выбранном материале
1
23.03


28.
Виды живописи. Колорит в пейзаже.
Весенний пейзаж (живописная техника)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь владеть навыками механического смешения цветов
1
6.04


29.
Творчество К.Юона.
Весенний пейзаж (живописная техника)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь владеть навыками механического смешения цветов
1
13.04


30.
Выразительные средства скульптуры.
Эскиз памятника защитнику Отечества (материалы по выбору)
Урок формирования новых ЗУН
Просмотр и анализ работ
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры
1
20.04


31.
Медальное искусство. Образы, символы. Проверочная работа.
Изготовление медали (материалы по выбору)
Урок -контроль
Проект
Уметь работать в выбранном материале
1
27.04


32.
Орнамент народов мира. Архитектура Узбекистана.
Эскиз орнамента в технике резьбы (бумага, ножницы)
Комбинированный урок
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать в практической работе художественные материалы и образную символику народного искусства
1
4.05


33.
Символика ганчевых арабесок.
Повтор, вариации, импровизация по мотивам узбекских узоров (карандаш, акварель)
Повторительно-обобщающий урок
Просмотр и анализ работ
Уметь использовать в практической работе художественные материалы и образную символику народного искусства
1
11.05


34.
Образ времени года в искусстве.
Эскиз декоративного панно (материалы по выбору)
Повторительно-обобщающий урок
Проект
Уметь работать в выбранном материале
1
18.05



Восприятие, эмоциональная оценка шедевров мирового искусства
Экскурсия в музей или виртуальная экскурсия.
Повторительно-обобщающий урок
Фронтальный опрос
Знать основные виды и жанры изобразительных искусств






Требования к уровню подготовки учащихся,
оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.









Учебно-методическое обеспечение
Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса Авторы Т.Я. Шпикалова (Москва «Просвещение» 2013 г.)
Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». Рабочая тетрадь по ИЗО для 4 класса Авторы О.А. Куревина, (Москва «Баласс» 2014 г.)
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru
http://edu.tatar.ru

Заголовок 1 Заголовок 215