Открытый урок по истории России Бунташный век (10 класс)


"Бунташный век" (10-й класс)
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием презентации, созданной в программе Power Point, элементами работы в группах.
Цель:
на примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному»;
доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают.
Задачи урока:
учебная: дать характеристику народным выступлениям XVII века, раскрыть основные причины и их последствия;
коррекционная: развивать навыки самостоятельной работы с документами, навыки работы в группах, умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательная: воспитание у учащихся чувства патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, нравственности.
Оборудование: карта «Народные восстания в России в 40-70-х годах XVI в.».
Основные понятия: “крестьянская война”, “соляной бунт”, “медный бунт”, закрепощение крестьян.
Основные даты: 1648 г. – Соляной бунт, 1662 г. – Медный бунт, 1667-1671 гг. – Крестьянская война С. Разина.
План урока:
Оргмомент.
Повторение ранее изученного материала с использованием презентации.
Изучение нового материала с элементами групповой работы:
А) соляной бунт;
Б) медный бунт;
В) хлебный бунт;
4. Закрепление материала.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рад вас видеть в хорошем настроении. Начнем урок.
Вступление (Слайд № 1):
«Бунташный» век - век потрясений,
Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
Но нет конца у той борьбы...
Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении, как «бунташный». Почему он так называется? (ответы учащихся). Действительно, XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских восстаний под предводительством И.Болотникова и С.Разина, рядом городских восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями. Поэтому цель нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII век был действительно «бунташный».
Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял из себя XVII век.
Вопросы к классу:
Дать характеристику политическому строю России в 17 веке.
На какие органы власти опирался царь Алексей Михайлович? (Слайды № 2-5)
Социальное устройство России 17 века. Какие социальные группы можете назвать? (Слайд № 6)
Что нового появляется в экономике? (Слайд № 7-10)
Что такое мануфактура? (Слайд № 11)
Вывод. В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.
Вопросы:
По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?
В чём недостатки этого пути?
Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время. (Слайд № 12)
«XVII век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век».
Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.
Вопрос: Какое определение этому понятию можно дать?
(«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением).
Каждая группа приступает к работе с материалами, готовя историческую справку о народном выступлении по предложенным вопросам. Учитель в ходе работы групп играет роль консультанта, помогает школьникам распределить обязанности в группах, обращает их внимание на основные факты и события.
Группа, работавшая с материалами «Соляной бунт» характеризует произошедшие события. Остальные вносят информацию в таблицу. Учитель задает вопросы:
1. Почему бунт 1648 года именуется «Соляным»?
2. Какую роль играла соль в жизни человека?
3. Какие слои населения приняли участия в «Соляном» бунте?
4. Каковы были основные цели восставших?
5. О чем свидетельствует тот факт, что правительство согласилось выполнить требования восставших?
Группа, работавшая с материалами «Медный бунт» характеризует произошедшие события. Остальные вносят информацию в таблицу. Учитель задает вопросы:
Какие слои населения приняли участия в «Медном» бунте?
2. Объясните причины подтолкнувшие к выступлению каждую из социальных групп?
3. Подумайте, почему основной силой народных выступлений были жители городов.
Группа, работавшая с материалами «Хлебный бунт» характеризует произошедшие события. Остальные вносят информацию в таблицу. Учитель задает вопросы:
1. Назовите главную причину восстания в Пскове?
2. Что такое «всегородняя изба»?
3. Какая задача была выдвинута перед центральной властью после событий 1648-1650гг.?
Учитель подводит итог: Давайте, сравним причины трех бунтов, в чем сходство и отличия? Выделите сходства в причинах «Соляного» и «Медного», «Хлебного» бунтов, а также в составе участников? Чем различались результаты бунтов? Подумайте, о чем это свидетельствует?
После итогового обсуждения проверяем сравнительную таблицу
«Городские восстания в период царствования Алексея Михайловича»:
Восстание Дата Причины Повод Состав восставших Результаты
Соляной бунт 1648 закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей, усиление
налогового гнета,
усиление приказной волокиты и бюрократизма;
Подача челобитной царю, царь не реагирует. Арест просителей, неудачные переговоры между челобитчиками и представителями царя Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне. Уступки со стороны царя. Созыв Земского собора, принятие Соборного уложения (нового свода законов)
Восстания в Новгороде и Пскове 1650 закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей , ведение непрерывных войн (военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% бюджета (казны) государства);

Скупка хлеба для выплаты долга Швеции. Неурожайный год. Рост цен на хлеб. Мелкие дворяне, служилые люди, беглые крестьяне, холопы, посадские люди Подавление восстания правительственными войсками.
Медный бунт 1662 Насилия и взяточничество бояр, закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей, ведение непрерывных войн (военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% бюджета (казны) государства);
Выпуск медных денег. Рост цен.
Солдаты, стрельцы, рейтары, посадские люди, крестьяне Подавление восстания правительственными войсками.
4. Для закрепления изученного материала используется задание «узнай событие».
I. 1-й горожанин. Пришел на торг, все деньги потратил, да так ничего и не купил. Сколько ни есть медяшек, а на приличное платье не станет. Ефимок же совсем не осталось – все отдал в налоги да купцам. Как год дожить, ума не приложу.
2-й горожанин. Слышно, что теперь богат тот, кто к производству денег подход имеет. Глянь, как Никитка Осеев разодет, да женка его вся в дорогих нарядах, да дом с резными наличниками. Сказывают, что тайно они «воровские деньги» готовят, да государственным знаком метят. А деньги те не казенные, потому и не стоят ничего.
II. Горожанин. Снова власти решили нас извести непомерными платежами и налогами. Видишь что удумали – платить соляную пошлину по 20 копеек с пуда. Где ж таких денег взять?! Да и без соли никуда, ни рыбу и мясо не заготовишь, а значит, зимой – голод, ни продуктов не купишь готовых – больно дороги.
Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги:
Кто являлся участниками восстаний?
Каковы были их цели?
Каковы итоги восстаний?
Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.
Положение народа не улучшилось и они искали вольницу – где? (На юге.)
Мы говорили о городских восстаниях, но основную массу населения составляли – кто? (Крестьяне.)
Что по поводу крестьян говорится в Уложении?
Как крестьяне могли сопротивляться создавшемуся положению?
Куда они бежали?
На окраине России скопилась масса крестьян и бежавших посадских людей.
К чему это могло привести? (Новое крестьянское восстание.)
Вот об этом мы и поговорим на следующем уроке. (Слайд № 17)
Вывод. Отжившие порядки тормозили развитие новых экономических отношений, что приводило к ухудшению положения народа и как следствие, к социальной борьбе, которая характеризует XVII век как «бунташный».
Домашнее задание: параграф 35, стр.295-301 самостоятельно, вопросы на стр.301, задания к документам 1-2 на стр.303
Оценки.
Как прошел урок? Что вам в нем понравилось?