Исследовательская работа по историческому краеведению на тему: Митрофановский монастырь: прошлое и настоящее (10 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №3
Исследовательская работа
Митрофановский монастырь: прошлое и настоящее
Выполнила:
Космодемьянская Ольга,
10 класс
Руководитель:
Макиенко Дарья Владимировна,
учитель истории и обществознания
Воронеж 2016
Оглавление
Введение ..................................................................................................................3
1. Святитель Митрофан ..........................................................................................5
2. Благовещенский Митрофановский монастырь - прошлое .............................8
2.1 Основание монастыря.......................................................................................8
2.2 Жизнь монастыря..............................................................................................9
2.3 Митрофановский монастырь в послереволюционное время......................12
2.4 Значение монастыря для православной России...........................................15
3. Благовещенский Митрофановский монастырь - настоящее.........................17
Заключение............................................................................................................18
Список источников и литературы.......................................................................20
Приложение
Введение
Культура народа определяется тем, как он относится к своему прошлому.
А. С. Пушкин
В современном обществе растет интерес к историческому и культурному прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Я согласна с писателем А. М. Горьким: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». Изучение истории нашей великой страны конечно же начинается с познания того края, где родился человек, где жили его отцы и деды. Если не знать историю родного края, то невозможно по-настоящему сильно любить свою малую родину.
Выбор темы для моей исследовательской работы был не случайным. Мне очень нравится гулять по старым улочкам моего города, смотреть на дореволюционные и довоенные здания и сооружения. К сожалению, сохранилось их меньше, чем хотелось бы. Городские улицы изменили свои названия и внешний вид, а большинство зданий были разрушены в ходе бурных исторических событий. А так хочется окунуться в атмосферу прошлого, давно ушедшего времени, увидеть тот Воронеж, которого уже нет... Одним из таких мест, которого уже не найти на карте современного Воронежа является Благовещенский Митрофанов монастырь. Люди старшего поколения помнят, что он располагался на месте, где сейчас находится главный корпус университета.
Целью моей исследовательской работы является описание различных этапов становления Митрофановского монастыря.
В связи с этим ставились следующие задачи:
на основе краеведческих литературных источников выявить сведения о первых церковных строениях на территории этой святой обители;
познакомиться с жизнедеятельностью святителя Митрофана, в честь которого был назван монастырь;
изучить различные вехи истории Митрофанова монастыря;
в социальной сети "ВКонтакте" вступить в группу "Старый Воронеж";
на основе собранной информации сформулировать выводы.
Основные методы исследования– анализ источников (литература по краеведению Воронежа, воспоминания современников ...) и специальной литературы (монографические исследования, научные статьи) по заданной теме; систематизация и обобщение изученных материалов.
Актуальность исследования в том, что собранный материал о Митрофановом монастыре позволяет узнать больше о том, какой облик Воронеж имел в прошлом, обогащает знания о нашей родной земле, способствует воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.
Проведенный мною опрос лицеистов показал, что единицам известно о том, что на территории главного корпуса университета когда-то находился Благовещенский Митрофанов монастырь (Приложение1). Считаю, что исследовательская работа «Митрофановский монастырь: прошлое и настоящее» имеет практическую значимость, так как собранный материал может использоваться педагогами и учащимися на уроках истории, краеведения, при подготовке внеклассных мероприятий о родной крае.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
1. Святитель Митрофан
Митрофан, святой, первый епископ Воронежский. Родился в 1623 году (Приложение 2). В 1682 году, когда царь Федор Алексеевич, оберегая тишину церкви от потрясения и расколов, указал умножить число епархий, игумен Митрофан был первым посвящен в епископы на открывшуюся тогда Воронежскую кафедру. До прибытия к своей пастве он присутствовал при венчании на царство государей Иоанна и Петра Алексеевичей 25 июня того же года и при этом торжестве поднес патриарху на золотом блюде венец царя Петра. Воронежской епархией управлял он 21 год.
На посту главы епархии святителю Митрофану пришлось немало потрудиться. В конце 17 века Воронежская епархия представляла собой очень вольный край, сюда стекались беглые, шли переселенцы. Для своего церковного устройства эта территория требовала больших трудов, забот и настойчивости. И святитель очень хорошо это понимал. В одной из своих челобитных он дает такой отзыв о своей епархии: " у нас место украинское и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле". Кроме того, нужно было заботиться о хозяйственных нуждах епархии, окончательно определить границы епархии, строить новый кафедральный собор. К концу своего пастырского служения в Воронеже святитель Митрофан приобрел большой авторитет среди населения и духовенства. И в это время бурные события потрясают жизнь нашего города. Петр 1 приезжает в Воронеж и приказывает строить здесь корабли. С 1696 года в Воронеже начинается строительство Азовского флота. Для этого нужны были рабочие руки, и по приказанию царя Петра 1, в Воронеж согнали огромное количество подневольных людей, заставили их заниматься непривычным трудом. Условия жизни на верфях были далеки от идеальных, в народе раздался ропот. Во время проповедей святитель Митрофан объяснял пастве, что строить корабли в степи не царская забава, а государственная необходимость. Таким образом, он поддержал деятельность Петра 1 своим пастырским словом (Приложение 3). В 1700 году Святитель Митрофан оказывает также существенную материальную поддержку Петру 1, он выделяет деньги на строительство кораблей из церковной казны. В целом было выделено около 7 тысяч рублей: огромные по тем временам деньги.В нашем городе существуют многочисленные предания, которые рассказывают о взаимоотношениях Петра Великого и Митрофана Воронежского. В целом, эти взаимоотношения были добрыми, хотя случались и конфликты.
Об одном из таких конфликтов рассказывается в житиях Святителя Митрофана. Однажды, находясь в Воронеже, Петр 1 пожелал видеть у себя святителя Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель отправился к царю, но, войдя во двор, ведущий к дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, установленные в качестве украшения по царскому указанию. Святитель тотчас повернулся и отправился домой, а государю велел передать: "Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих православных жителей города, я не могу войти в его дворец". Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: "Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни. На эту угрозу епископ отвечал: "В жизни моей государь властен, но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца".
Под вечер царь услышал благовест в большой соборный колокол и поинтересовался, что происходит в городе. Ему ответили, что Митрофан готовится к смерти, а жители города с ним прощаются. Царь рассмеялся и велел передать святителю, что он прощен и что не стоит тревожить народ необыкновенным звоном. А потом велел убрать статуи навсегда из Воронежа. Петр никогда не поступался своими нововведениями, и если здесь уступил он, то это показывает, какое уважение питал Петр 1 к Воронежскому святителю.
Митрофан Воронежский скончался в нашем городе 23 ноября 1703 года и был похоронен в Архангельском приделе Благовещенского храма, что соответствовало его сану. По местному преданию, на похоронах святителя Митрофана присутствовал Петр 1, и не только присутствовал, но даже нес тело покойного. Во время похорон, Петр 1 произнес известные слова: "Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю: отданием чести. Итак, вынесем его тело сами". С этими словами государь первый взялся за гроб и нес его до усыпальницы, находившейся под помостом соборного придельного храма. После панихиды царь вместе с вельможами и офицерами вновь подняли гроб и опустили в землю. Эти слова государя впоследствии были вычеканены на раке святителя. Здесь же размещался барельеф, изображающий Петра 1 и его сподвижников, несущих гроб с телом святителя. После похорон государь громко сказал с сожалением: "Не осталось у меня такого святого старца" (Приложение 4). Эти слова любви и благодарности в устах царя-труженика были лучшей речью над могилой труженика-святителя. Царя и епископа связывала любовь к Отечеству, и оба они, хотя и на различных путях, трудились на благо Родины.
В настоящее время мощи первого воронежского епископа Святителя Митрофана хранятся в новом недавно отстроенном Благовещенском кафедральном соборе Воронежа.
2. Благовещенский Митрофанов монастырь - прошлое
2.1 Основание монастыря
Рассматривая историю города Воронежа, мы каждый раз убеждаемся в том, что это история православного города. Одновременно с крепостными стенами на высоком правом берегу реки Воронеж в 1586 году была построена деревянная церковь, освященная в честь большого праздника Русского православия Благовещенья Пресвятой Богородицы. Она стояла внутри "рубленого города" - маленькой части Воронежской крепости, где находилось все самое важное: склады для припасов военных и продовольственных и присутственное место воронежского воеводы. Этот деревянный храм несколько раз перестраивался. Примерно через 100 лет в Воронеже уже насчитывалось 15 храмов и три монастыря.
В 1682 году при царе Федоре Алексеевиче Воронеж стал центром новой Воронежской епархии. На Воронежскую кафедру был назначен архимандрит Митрофан, ныне известный святой Русской православной церкви святитель Митрофан Воронежский. Он более 20 лет возглавлял Воронежскую епархию и оставил о себе здесь добрую память.
Главным храмом новой епархии стал Благовещенский храм (Приложение 5). Его неоднократно реставрировали. Первый каменный Благовещенский храм был построен еще при личном участии святителя Митрофана в 1684-1690 годах. Царевна Софья пожертвовала собору колокол весом 100 пудов. Шестиярусный иконостас изготовил украинский мастер Снятковский в 1699-1701 годы. Позже иконостас был дополнен еще одним ярусом. Во время строительства флота вклады в собор делали многие ближайшие соратники Петра 1: дядя царя Л.К.Нарышкин, тесть Петра 1 Ф.А.Лопухин, генералиссимус А.С. Шеин, князь Ф.С.Урусов и другие.
Архангельский придел, где был погребен святитель Митрофаний, в 1765-1767 годах перестроили в самостоятельный теплый Архангельский собор. В 1791-1808 годы соборный ансамбль дополнила великолепная четырехярусная колокольня, построенная по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги. Ее высота составляла 74,5метра. На колокольне имелось 14 колоколов. Самый большой из них весил 440 пудов. Когда очередная реставрация коснулась этого храма в начале 19 века, то было замечено нетление тела покойного Митрофана. Слух об этом распространился в стране, в Воронеж стали приезжать паломники.
В 1832 году Митрофан Воронежский был канонизирован Русской православной церковью и в этом же году город Воронеж посетил император Николай Первый. Тогда же архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) обратился к Священному Синоду с просьбой выделить средства на строительство нового монастыря. А 14 августа 1836 года император издал указ: «Монастырю этому быть первоклассным и именоваться кафедральным». Торжественное открытие святой обители состоялось 1 сентября 1836 года (Приложение 7). В состав монастыря входили: Архангельский и Благовещенский соборы и подворье епископа со всеми строениями.

2.2 Жизнь монастыря
Кроме Архангельского и Благовещенского соборов в ограде монастыря находилась летняя церковь святителя Митрофана Воронежского с братской трапезной, сооруженная в 1839 году. При монастыре находился Архиерейский дом, сооруженный в 1789 году, с крестовой церковью. Автором Архиерейского дома также называют Джакомо Кваренги. К творениям этого зодчего относится и колокольня, которая была самым высоким сооружением города и была одним из главных его символов. Говорили, что колокольню Митрофановского монастыря было видно даже из Задонска. Конечно, это преувеличение. Но масштабы постройки поражают. Высота колокольни достигала почти 75 метров. Это все равно что пять пятиэтажек, поставленных друг на друга!
Главной святыней монастыря являлись мощи святителя Митрофана, которые покоились в богатой серебряной раке, сооруженной на средства воронежского купечества. Она весила семь пудов, стояла на шести позолоченных ножках в виде орлов. В изголовье раки помещалась чудотворная Смоленская икона Божьей Матери в драгоценном окладе, покрытом бриллиантами и жемчугом. По преданию, этой иконой благословил Митрофана при возведении в сан епископа патриарх Иоаким, и она находилась в келье святителя. В храме имелась еще одна ценная икона, изображающая святителя Митрофана в схиме с крестом и духовным завещанием в руках. Этот образ был написан в 1832 году воронежским художником Иваном Шевцовым. В городе рассказывали, что эта икона была написана художником "по наитию". Местные власти поручили Ивану Шевцову написать икону к прославлению святителя. Однако он долгое время не мог приступить к работе, так как боялся исказить лик святителя на иконе. К моменту написания иконы не сохранилось даже словесное описание его внешности. Художник долгое время постился, молился и однажды он увидел во сне святителя Митрофана. Святой беседовал с художником, давал ему советы и благословил во сне. Проснувшись, по воспоминаниям этого сна, Иван Шевцов написал икону святителя Митрофана, ставшую святыней монастыря. С этой иконы были сделаны многочисленные списки.
В соборе хранились жезл святителя и карета, подаренная святителю Митрофану Петром Великим.
В 1860-1862 годы собор был перестроен, в нем установили роскошный мраморный иконостас, купола покрыли темно-синей краской и украсили золотыми полосами и звездами. После перестройки длина собора достигла 59 метров, ширина - 35,5, высота - 48 метров.
Храмы и колокольня Митрофановского монастыря долгое время служили высотной доминантой города Воронежа. Эти здания видны были издалека, на них ориентировались паломники, шедшие из разных городов и сел в монастырь. В окрестностях монастыря находились многочисленные гостиницы, где останавливались богомольцы.
На площади перед монастырем всегда шла бойкая торговля. Иконные лавки, а за ними и другие деревянные балаганы громоздились в беспорядке и раскрашивались каждым торговцем на свой лад. Площадь обступали постоялый двор, гостиница, трактир, цирюльня, харчевня. На углу с Большой Московской в конце 1850-х - начале 1860-х годов было построено новое здание Духовной консистории, дошедшее до нас в сильно измененном виде. В советское время оно надстроено двумя этажами и превращено в жилой дом.
Неказистые деревянные строения, портившие вид площади, не раз намеревались снести. В 1871 году живший неподалеку купец В. М. Постников изъявил желание выстроить на месте старых лавок новые - красивые, каменные. Уже был составлен их проект, но через несколько месяцев купец скончался. В начале XX века за строительство новых лавок взялась было городская дума: она снесла в 1909 году все пестрые балаганы, временно оставив только иконные лавки. Однако новых торговых рядов горожане так и не дождались.
Митрофановский монастырь служил миссионерским и просветительским центром епархии. До 1882 года на его территории находилось духовное училище. В 1889 году в обители открылась церковноприходская школа, где обучалось 150 человек. Все средства на учебные цели шли из бюджета монастыря. В 1900 году была построена двухэтажная каменная церковноприходская школа в Дальней Чижовке. Монастырю она обошлась в 12 тысяч рублей.
В 1885 году при монастыре учредили братство святителей Митрофана и Тихона с богатой библиотекой и читальней. В читальном зале для верующих совершались религиозно- нравственные чтения со световыми картинками.
Монастырская ризница и библиотека владели ценным собранием богослужебных предметов и книг, относившихся к 17-18 векам.
Богатый монастырь много жертвовал на создание лазаретов в русско-турецкую, русско-японскую и первую мировую войны.
2.3 Митрофановский монастырь в послереволюционное время
После революции 1917 г. монастырь был закрыт, разграблен, а затем снесен. Хранившиеся в нем святыни были поруганы, некоторые уничтожены. Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над мощами святителя Митрофана. 3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они оттеснили верующих от большой раки святителя, вынули из нее кипарисовую раку с мощами. Безбожники сдернули одеяния со святых мощей и подняли их на штыки. Монастырская братия и богомольцы плакали. Был составлен акт вскрытия, и останки святителя Митрофана были внесены в опись имущества как "социалистическая собственность" и оставлены в соборе.
С 1919 по 1923 годы в монастыре находился концлагерь. Архангельский и Благовещенский соборы еще служили. Тут же находилась резиденция главы епархии. Это было странное сочетание религиозного центра и тюрьмы. Среди отбывавших срок в концлагере был виолончелист Леопольд Ростропович (1892-1942), который оказался здесь за объявление в белогвардейской газете о его концерте. Действовал концлагерь до 1923 года.
В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Воронежский Тихон служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией Шкуро он не воспользовался и остался в городе, чтобы разделить участь своей паствы. Согласно устойчивому преданию, на третий день рождества Христова, во время богослужения архиепископ Тихон (Никаноров) был повешен на Царских вратах Благовещенского собора. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Тихон был причислен к лику новомучеников.
20 августа 1929 года, когда традиционно богомольцы стекались к Благовещенскому собору, богослужения были запрещены. Руководитель воронежских большевиков И. М. Варейкис объявил, что мощи святителя Митрофана изымаются в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства. Мощи святителя увезли, а богомольцам было объявлено, что они могут присоединиться к комсомольскому гулянию. До позднего вечера на площади перед собором раздавались звуки революционных маршей. Для этого были задействованы пять духовых оркестров, имеющихся в Воронеже. Мощи святителя были отправлены в воронежский краеведческий музей, где они находились шестьдесят лет.
До революции на монастырской площади находилось кольцо конно-железной городской дороги. В 1920-х годах было запланировано провести к площади трамвайные пути, но к тому времени монастырь уже не стал быть центром городка. По сообщениям в газете «Коммуна» от 8 мая и 2 декабря 1930 года следовало, что в промежутке улиц Плехановской и Володарского строится «жилищный комбинат» со столовой, детскими яслями, залом заседаний и публичными комнатами. В 1930-х годах в зданиях монастыря были и студенческие общежития, и областной архив, и архивное управление.
Во время Великой Отечественной войны монастырский комплекс очень сильно пострадал из-за обстрелов и оккупации немцами правого берега Воронежа. Большие разрушения претерпели Архангельский и Благовещенский соборы (Приложение 7) и колокольня Кваренги (Приложение 8). Колокольня использовалась как пункт наблюдения за русскими войсками, она была уничтожена фактически до основания. Колокольня размещалась когда-то у юго-западного угла головного корпуса ВГУ. То, что осталось от сооружения после войны, местные жители именовали «черный монах». В темноте силуэт полуразрушенной колокольни действительно напоминал зловещую фигуру сгорбленного старика. Краеведы уверены, что восстановить некоторые здания монастыря, несколько десятков лет украшавшие наш город, было можно.
После войны, как и другие храмы Воронежа, Митрофановский употреблялся под жильё. В конце 40-х годов этот район называли «Старым городом». Вначале на месте Митрофановского монастыря в послевоенные годы планировался к строительству мемориал памяти Великой Отечественной. Проект был разработан академиком архитектуры Л. В. Рудневым. Предполагалось выстроить музей с ротондой и высочайшей башней в память о колокольне. Но в 1950 году председателем горисполкома Н. В. Бельским, основным архитектором городка Н. В. Троицким был подписан акт о строительстве на Митрофановской площади строения Воронежского государственного университета; площадь была переименована в Университетскую.
Строения монастыря были окончательно снесены в 1950-е годы.
Народ говорил, что Митрофановский монастырь, куда стекались паломники со всей России, был соединен ходами со всеми другими городскими храмами. Кирпичные ходы появились, скорее всего, во времена первого воронежского епископа святителя Митрофана, в конце XVII -- начале XVIII века или немного позже. Несомненно, имелось в виду военное значение Воронежа, когда устраивали сообщение между храмами. Неужели надо было затрачивать столько сил ради какого-то другого замысла? Представьте, каково было в начале XVIII века, имея в руках одни только лопаты, прорыть не погреб и не подвал, а катакомбы, идущие под улицами на огромные расстояния. Да еще обложить их кирпичом. И чтобы никто не заметил. Так, например, в 1920 году люди столкнулись с не выдуманными и не услышанными в чьем-то пересказе, а самыми настоящими чудесами, зафиксированными в справочной книге "Весь Воронеж" (1924 год). Митрофановский монастырь функционировал, но в то же время решили благоустроить городскую площадь перед ним. Раньше здесь стояли неказистые деревянные торговые балаганы. Их снесли до революции, однако для строительства новых торговых рядов городская управа не смогла изыскать денег. Советские же власти решили заложить на площади сквер. В первомайский субботник люди стали сажать деревья, копать для них ямы. Земля и булыжник провалились в пустоту. Точнее, внизу оказалось выложенное кирпичом помещение, со сводами и арками. Как записано в книге 1924 года, "рабочий спустился туда, пробыл в яме не более трех -- пяти минут и при помощи веревки вылез". Сквер быстро зачах. Смельчаков, желавших ухаживать за ним или сажать новые деревца, не нашлось.
В послевоенном Воронеже воронежцы продолжали натыкаться на подземные ходы на улицах, ближних к бывшему монастырю, и даже вдали от него. Поразительно, но по поводу подземелий не сыскано пока ни одного архивного документа, который мог бы пролить свет на истинное положение вещей. Что ж, тайна есть тайна.
2.4. Значение монастыря для православной России
Митрофановский монастырь с момента его создания стал паломническим центром России. К мощам святителя Митрофана стекались поломники со всей России. Ежегодно в наш город приезжали до 40 тысяч верующих. Среди них такие известные люди, как: Максим Горький, Николай Чернышевский, Афанасий Фет. Так, летом 1891 г. А.М.Горький, во время своего второго скитания по России, в Митрофановском монастыре работал помощником садовника-монаха. На главном корпусе Воронежского государственного университета укреплена 1986 г. мемориальная доска. На красной гранитной полированной плите выбили слова: «В находившемся на этом месте монастырском саду летом 1891 года работал помощником садовника великий советский писатель Алексей Максимович Горький».
Неоднократно Воронеж посещали царские семьи и представители знатных российских семей. В 1914 году монастырь посетили будущие царственные мученики - Государь император Николай II, его супруга императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга и Татьяна.
Особенно много паломников приезжало в Воронеж в августе месяце. 20 августа по новому стилю - это день памяти святителя Митрофана Воронежского. В этот день очень торжественная служба в монастыре заканчивалась крестным ходом, во время которого святые мощи выносили из храма. После службы в Воронеже паломники крестным ходом отправлялись по старинной московской дороге, которую издавна называли у нас "задонская" дорога, в сторону города Задонска. Они торопились, так как 26 августа в Задонске состоялись торжества по случаю дня памяти святителя Тихона Задонского. Нужно было пройти расстояние около ста километров пешком с иконами и хоругвями в течение несколько дней.
Митрофановский монастырь на протяжении длительного периода времени был духовным центром Воронежа. Верующий человек был убежден в особом значении молитв, произнесенных в святых местах, поэтому люди спешили в Митрофановский монастырь, чтобы очистить душу покаянием, обратиться с просьбой к святому своему покровителю или побеседовать с известным старцем-монахом.
3. Благовещенский Митрофанов монастырь - настоящее

В ходе бурных исторических событий Благовещенский Митрофановский монастырь был утрачен. Нет ни двух соборов, ни самой высокой в городе колокольни, ни монашеских келий, ни исторической резиденции высокого духовенства, ни богатых склепов, где находили последний приют епископы и архиепископы. И только гостиничная усадьба, где останавливались пришлые богомольцы, напоминает о всем монастыре. Их называли Странноприимными домами (гостиницами для странников). В бывшей усадьбе стоят два дома, очень разные по архитектуре и обращенные на две параллельные улицы. Их объединял общий двор, а теперь здания словно отвернулись друг от друга.
Один из них находится на улице Нарвской, 8. Приют для богомольцев-странников был возведен в традициях классицизма. Это строгое величавое здание с аркой, характерной для монастырских строений, до сих пор выделяется на фоне остальной застройки улицы. Когда-то сюда заезжали вереницы повозок… Дом и сейчас довольно в хорошем состоянии, хоть и обветшал снаружи. В подвале из-под облупившейся штукатурки видна кирпичная кладка. Кирпичи клейменые. Строили на совесть, на века. Сохранился и флигель Странноприимного дома – в этом нарядном здании, расположенном по адресу улица Гора металлистов,9, сейчас размещается воронежское отделение Российского общества автомобилистов.
Напоминанием об утраченном монастыре в Воронеже служит сейчас и святой Митрофановский источник. Он бьет у подножия того холма, где некогда возвышался величественный ансамбль монастырских зданий. Многие люди приходят сюда, чтобы взять святой воды и окунуться в купели. На этом источнике построен храм во имя святителя Митрофана Воронежского.
Заключение
Проходят времена, меняются облики городов… Это естественно, ведь время не стоит на месте, но нельзя забывать своё прошлое.
Юбилейные даты - хороший повод для того, чтобы еще раз вспомнить, узнать что-то новое о том, что навсегда исчезло. Моя исследовательская работа стала попыткой рассказать об одном из важнейших религиозных центров православной России и одной из главных достопримечательностей Воронежской губернии - Благовещенском Митрофановом монастыре.
1 сентября 2016 года исполнилось 180 лет со дня его основания.
Данная работа потребовала выявления и обобщения объемного материала. На основе краеведческой литературы, воспоминаний современников мы получили возможность рассказать о существовании на территории Воронежа Благовещенского Митрофанова монастыря, выяснить основные этапы жизнедеятельности святителя Митрофана и показать какое значение эта святая обитель имела для жителей нашего города и для всех верующих России.
Митрофановский монастырь был историческим и архитектурным центром нашего города. Он находился на том месте, где стояла когда-то Воронежская крепость. Комплекс зданий Митрофановского монастыря выделялся среди городской застройки как архитектурный ансамбль, создававшийся в течение нескольких десятков лет, с конца 18 века. В настоящее время этот монастырь утрачен. На его месте стоит главный корпус университета, а святые мощи святителя Митрофана находятся в новом Благовещенском кафедральном соборе. Это главный храм Воронежско- Борисоглебской епархии. Рядом с ним открыт памятник первому епископу воронежскому. С высоты своего постамента святитель Митрофан благословляет всех воронежцев и гостей города, которые проходят или проезжают мимо, а многочисленные паломники вновь приходят к чудотворным мощам святителя Митрофана и как и прежде звучат слова молитвы: "Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас".
В настоящее время интеллигенция нашего города выступила с предложением возрождения одной из главных исторических святынь города - Благовещенского Митрофановского монастыря, а Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом предложен проект по реализации это идеи. Будет это осуществлено или нет - время покажет. Гораздо важнее, то что мы не забываем прошлого родного края, изучаем его историю, ведь, не зная прошлого, мы не можем уверенно шагать в будущее.
Список источников и литературы
1. Акиньшин А. Храмы Воронежа. - Воронеж: Издательский дом "Кварта", 2003. С. 5, 143-155
2. Андреева Р.В., Будаков В.В., Попова Л.Ф. России черноземный край, Центр духовного возрождения Черноземного края, Воронеж, 2000, С. 115-117
3. Горький М., Советская литература (Доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей), М., 1934;
4. Загоровский В., Петр Великий на воронежской земле / В. Загоровский. – Воронеж, 1996. – С. 27, 73, 86-87, 102, 194
5. Полевой Ю.Л., Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. — Воронеж: Издательский дом "Кварта", 2007. С. 520
6. Поликарпов, Н. И. Пётр Великий и святитель Митрофан Воронежский.- СПб., 1899. - 25 с
7. Попов П. "Здравствуй старый дом", 240-247 с.
8. Успенский Ю.И., Акиньшин А.Н., Кригер Л.В., Попов П.А. Город через столетие. Век нынешний и век минувший. Центр духовного возрождения Черноземного края, Воронеж, 2014, С.134-135
Интернет-ресурсы:
1. http://www.pereplet.ru/podiem/n8-07/Komova.shtml
2. http://www.silort.ee/1508_svjat_mitr.htm
3. http://www.moe-online.ru/post/view/184709.html
4. http://voronej.bezformata.ru/listnews/priyut-dlya-strannika-iz-kopilki/1722433/
5. http://www.vrn.kp.ru/daily/26027/2945965/