По литературе Устное народное творчество. Загадки.


Литературное чтение во 2 классе
Республика Казахстан. Жамбылская область, Кордайский район
село Сортобе, средняя школа №48
учитель начальных классов Мачинчин Софиян Исхаровна
Тема: Устное народное творчество. Загадки.
Цели урока:
1. Продолжить работу над разделом устного народного творчества, над жанром – загадки, научить детей придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.
2. Развивать речь, мышление, умение работать в группах, познавательные способности.
3. Воспитывать интерес к предмету, активность на уроке, самостоятельность в работе.
Оборудование: алгоритм составления загадок, наглядный материал для составления загадок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
2.Аутуализация темы урока.
- Внимательно послушайте и скажите, о каких видах устного народного творчества говорится в приветствии?
- Здравствуйте, гости дорогие!
Пожалуйте в гости!
Песнями, да считалками побалуйте!
Давно мы вас поджидаем,
Ай, да загадки вам загадаем! (читает ученица)
3. Сообщение темы, цели урока.
- Ой - люли, та-ра-ра, заходи-ка детвора!
Да подумай, посмекай
Загадку смело составляй!
- Да, ребята, я не ошиблась. Мы сегодня будем учиться сочинять и составлять загадки по алгоритму и, будем работать в группах.
Девиз нашего урока: « Думай и смекай загадку смело составляй!»
4.Объяснение учителя, сочинение загадок.
Цель данного этапа – научить пользоваться алгоритмом для составления загадок.
- Как вы думаете, что такое алгоритм?
На доске – таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:
Объект
На что похоже? Чем отличается?
Последовательность работы:
1.Выбрать объект (записывается или ставится картинка на верхней строчке). Например, расчёска.
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: « На что похожа расчёска?» ( всего 3-4 сравнения). Например, расчёска похожа на забор, на пилу, на траву..3. Заполнить правую часть таблицы: « Чем отличается?»
4. Вставить слова-связки «как….», «….но не»
5. Прочитать готовую загадку. Например: « Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растёт?»
В конце работы учитель подчёркивает, что пользуясь таблицей. Можно придумать множество различных загадок. Чтобы они были интересными, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.
5. Работа в группах.
Каждая группа получает заранее начерченную таблицу и объект для загадки. При подведении итогов представитель каждой группы зачитывает загадку, класс должен её отгадать.( таблица с картинкой вывешивается на доске)
Примеры объектов для загадок:
Пуговица, кнопка, лампочка, гитара, варежка, кольцо, гвоздь, щётка, шляпа…..
6. Итог урока:
-А теперь я загадаю вам загадку. Это буквы, из которых надо составить слово – итог урока.
- Три кольца, плюс с наклоном, расчёска и флажок – что это? (Хорошо)
- Два бублика, одни очки, усы, перекладина и раскрытый клюв? (Звонок)
Резерв: ученик читает сообщение: Что такое устное народное творчество?