Рабочая программа дополнительного образования Художественное слово на татарском языке










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования


«Художественное слово
на татарском языке»

для 1-11классов



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
   В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.   Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.       
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный кружок «Художественное слово на татарском языке». Одаренные дети  - это звездочки на школьном  небосклоне. Задача учителя – помочь  им засиять ярче. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.
Актуальность программы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Цель: создание условий для социализации личности школьников, их эмоционально-эстетического развития.
Задачи:
развивать интерес к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка.
формировать умения и навыки самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика.
воспитывать культуру речи; приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
создавать условия для литературного творчества.
Организация деятельности кружка «Художественное слово»
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.


Содержание программы
Данная программа для детей является новой, знакомит со средствами выразительности речи, учит красиво и толково говорить, декламировать, играть на сцене.    Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям разного школьного возраста (от 8 до 16 лет) и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций.  Программа литературного кружка «Художественное слово на татарском языке » рассчитана на 70 часов  в год, и   включает в себя работу:
- по восприятию чужой речи;
- по воспроизводству готового текста;
- по созданию собственных высказываний.
На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и районных мероприятиях и конкурсах.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Повышение уровня общей культуры учащихся. Приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности учащихся. Развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как выразительное чтение, театр, музыка.Дети лучше будут понимать текст произведений, владеть средствами художественной выразительности, будут более раскрепощенные, научатся без стеснения выразительно читать произведения. Будут принимать активное участие в жизни класса.
Формы подведения итогов
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Участие в школьных мероприятиях, инсценировка сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Проведение творческих литературных вечеров, конкурсов чтецов. Участие в школьных и районных конкурсах чтецов, сочинений, исследовательских работ, посещение театров, ДК.












 Тематический план

Тема
Коли
чество
часов
Дата





По плану
Факт

1
Вводное занятие. Знакомство с историей предмета.
1

6.09


2
Знакомство с художественным словом
1
8.09


3
«В каждом слове – бездна пространства».
1
13.09


4
Что такое настоящие стихи?
1
15.09


5
Зачем нужна поэзия? Работа над стихами.
1
20.
·:°09


6
Речевое дыхание. Сила голоса.
1
22.09


7
Прослушивание «Мастеров слова»
1
27.09


8
Культура и техника речи.
1
29.09


9
Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя.
1
4.10


10
Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность).
1
6.10


11
Выразительное чтение стихов поэтов 19 века.
1
11.10


12
Отработка артикуляции, голоса, ритмики.
1
13.10


13
Шедевры художественного слова.
1
18.10


14
Формирование потребности общения с образцами художественного слова.
1
20.10


15
Слушаем «мастеров слова»
1
25.10


16
Культура и техника речи. Скороговорки.
1
27.10


17
Подборка стихов об осени.
1
29.10


18
Выразительность чтения беседа о театральном искусстве.
1
8.11


19
Подготовка отрывка из спектакля «Чаткылар».
1
10.11


20
Мастерская актера. Подбор костюмов и декораций к спектаклю.
1
15.11


21
Выбор стихов и сценок к концерту, посвящённому Дню Матери.
1
17.11


22
Подготовка к мероприятию к Дню матери.
1
22.11


23
Подготовка к мероприятию к Дню матери. Выразительность чтения.
1
24.11


24
Отработка упражнений по технике речи.
1
29.11


25
Изучаем язык мимики и жестов.

1
1.12


26
Подбор стихов, сценок, песен к Новому году.
1
6.12


27
Разучивание стихов к Новому году.
1
8.12


28
Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году.
1
13.12


29
Подготовка к Новому году.
1
15.12


30
Отработка упражнений по технике речи.
1
20.12


31
Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства.
1
22.12


32
Действие как главное выразительное средство актерского искусства.
1
10.01


33
Просмотр спектакля.
1
12.01


34
Филологический анализ художественного текста.
1
17.01


35
Произведения татарской классики в исполнении мастеров .художественного слова
1
19.01


36
Мастерская актёра. Работа со зрителем.
1
24.01


37
Мастерская актёра. Работа с микрофоном.
1
26.01


38
Теория стиха.
1
31.01


39
Логическое ударение. Интонация.
1
2.02


40
Работа с «голосом». Стихотворчество.
1
7.02


41
Подборка номеров художественной самодеятельности для общешкольного концерта к 8 марта.
1
9.02


42
Выразительное чтение по ролям. Изготовление костюмов.
1
14.02


43
Подготовка к конкурсу стихов «Мама – это солнце»
1
16.02


44
Раскрытие творческого потенциала

1
21.02


45
Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта.
1
23.02


46
Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта.
1
28.02


47
Отработка техники чтения и актёрского мастерства.
1
2.03


48
Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства
1
7.03


49
Жанры прозы.

1
9.03


50
Художественный анализ текста.

1
14.03


51
Работа над созданием собственных прозаических текстов.
1
16.03


52
Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении.

1
21.03


53
Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа».

1
23.03


54
Индивидуальная работа по постановке дикции и выразительности чтения.
1
28.03


55
Работа над соединением отрывков.
1
30.03


56
Выбор новых произведений татарского народа.
1
4.04


57
Отработка техники чтения и актёрского мастерства.
1
6.04


58
Разучивание стихов ко дню рождения Г.Тукая.
1
11.04


59
Отработка упражнений по технике речи.
1
13.04


60
Отработка техники чтения и актёрского мастерства.
1
18.04


61
Индивидуальная работа над выбранными стихотворениями.

1
20.04


62
Разработка сценария митинга ко Дню Победы.
1
25.04


63
Разработка сценария митинга к Дню Победы. Подборка стихов.
1
27.04


64
Подготовка к празднованию Дня Победы.

1
2.05


65
Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах».

1
4.05


66
Отработка упражнений по технике речи.
1
8.05


67
Обсуждение выступления на итоговом концерте.
1
11.05


68
Общественное назначение театра.
1
16.05


69
Татарские народные игры.
1
18.05.


70
Разучивание татарских народных игр.
1
23.05



ИТОГО
70







Литература:
Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2010
Введенская Л.А.Словарь ударений для работников радио и телевидения –М., Феникс, 2012
Ворошилов В.В Журналистика.Учебник.-Санкт-Петербург,2010.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2010
Галендеев В.Н., Кирилова Е.Н. Групповые занятия сценической речью. - Л., Искусство сценической речи. Учебник /Под ред. И. Ю. Промптовой. – М.: ГИТИС, 2011
Кыласова Л.Е. «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г
Шалаева Г.П.«Большая книга правил поведения» М.:2014
Татарская электронная библиотека. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15