Урок по окружающему миру. Тема: Новейшее время:история продолжается сегодня.


Открытый урок по окружающему миру. (В рамках городской проверки состояния преподавания предмета)
4 класс «Школа России»
Подготовила и провела : Гудыменко С.В.
Тема : «Новейшее время: история продолжается сегодня»
Тип урока: получение новых знаний.
Цели:
Познакомить обучающихся с главными событиями хх века, с открытиями ученых, знаменитыми людьми и их успехами.
Иметь представление о продолжительности истории Новейшего времени, определять учебную задачу урока.
Показать роль изобретений, науки, культуры и войн в истории Новейшего времени.
Участвовать в общей беседе, осознавать единство с окружающим миром.
Развивать интерес к истории, устную речь, мышление.
Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и сопричастности к сегодняшним событиям в мире.
Оборудование: ИКТ (проектор, компьютер, экран), карточки (тест), дополнительный материал (индивидуальные задания ).
Ход урока
1.Орг. момент :Всем,всем,добрый день,
Прочь с дороги злая лень,
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
2. Проверка домашнего задания
2.1 Прием «Да-нет-ка»
Здания для молитв у христиан называются церкви и соборы? –Да.
А у мусульман – синагоги?-Нет.
Воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли рыцарь?-Да.
Жили рыцари в замках ?-Да.
Место выбирали для строительства замков пологое, в саду?-Нет.
Был окружен замок рвом с водой?-Да.
Можно было согреться в таком жилище у камина? –Да
Книгопечатание было изобретено в 1357 году? –Нет.
Его изобрел французский монах? – Нет.
2.2 Работа с классом (групповая , парная)
Тест: «Новое время: встреча Европы и Америки»
(В правильных ответах будет зашифровано слово- тема нашего урока, будьте внимательны)
Колумб хотел открыть «морской путь»:
Н) в Индию б) Китай А) Америку Е) Африку
2. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?
А) Открыл Америку О) Земля имеет форму шара в) Открыл Антарктиду
3. Какой след в истории оставили Беллинсгаузен и Лазарев?
А)Открыли Австралию В) Открыли Антарктиду Г) «Морской «путь в Индию
4. Автор картины «Монна Лиза?
А)Рафаэль Санти Б)М.Лазарев Е) Леонардо да Винчи Г) Даниэль Дефо
5. Известная картина Рафаэля Санти-
А)Мона Лиза Й)Сикстинская мадонна В)Тайная вечеря
6. Автор знаменитого романа «Робинзон Крузо»-
Ш)Даниэль Дефо Б)Жюль Верн В)Леонардо да Винчи
7. Известное произведение Жюля Верна-
Б) Джоконда А)20000 лье под водой В)Робинзон Крузо
8. Какую эпоху называют Новым временем?
А) ХХ век В) Х век Я) Х!Х век Г) !Х век.
Ответы: 1.н 2.о 3.в 4.е 5. й 6.ш 7.а 8.я
3.Изучение нового материала (презентация)
Мы с вами совершим заочное путешествие по историческим эпохам как будто просмотрим иллюстрированный журнал «Страницы всемирной истории».
3.1.Постановка проблемы. (слайд1)
Какие страницы истории мы с вами уже просмотрели? Последняя страница не имеет названия. Мне нужна ваша помощь давайте прочитаем , что получилось из ваших ответов теста НОВЕЙШАЯ история.
3.2.Объявление темы урока (слайд 2)
Тема нашего урока: Новейшее время – история продолжается сегодня. Значит мы с вами живем в эту эпоху, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Мы с вами попутешествуем по этой странице, по этой исторической эпохе. Давайте определим цели нашего урока. (предположительные ответы детей). Итак мы познакомимся с главными событиями ХХ века, с открытиями ученых, знаменитыми людьми и их успехами. Сегодня со мной в роли молодых редакторов побудете вы. Я попросила подготовить дополнительные сообщения по теме урока группы детей. Вы готовы? Старт нашему путешествию дан. Отправляемся в путь.
Учитель: новейшее время – самая короткая среди эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось Новейшее время в октябре 1917 года, когда в России произошла Октябрьская революция. Это жестокое время _ Вторая мировая война, атомная бомбардировка японских городов. Мудрое время- человек полетел в космос, а затем и на Луну. Это время компьютеров. Время новейших материалов- пластмасс, стеклопластика и др. это трудное время- не только для людей, но и для нашей родной планеты – Земли. Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных, появление «озоновой дыры» над Южным полюсом. Все это результат безответственного отношения людей к природе. Сколько продлится эта историческая эпоха зависит и от нас с вами.
К началу ХХ века наша планета была основательно изучена. Но а карте мира оставались еще белые пятна ( слайд 3)
1(.Сообщение детей) давно манили путешественников ледяные просторы Арктики и Антарктиды. Путешественники продолжали покорять бескрайние ледяные просторы. В 1909 г. американец Роберт Пири достиг Северного полюса. А в 1911г. норвежец Руаль Амундсен покорил Южный полюс. Роберт Пири родился в 1856-1920 г., это американский полярный путешественник, адмирал. В 1892 и 1895 г. пересек Гренландию. А 6 апреля 1909г. на собачьих упряжках достиг района Северного полюса.
Руаль Амундсен родился в 1872-норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного географического полюса 14 декабря 1911г. в 1918 – 1920 гг. прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 г. руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции.
Учитель: На протяжении ХХ века менялось устройство жизни многих государств. В России до 1917г. у власти были цари, это была монархия, а в 1917г. произошла ВОР, и к власти пришел народ (слайд 4). Сейчас у нас проходят выборы, и мы сами выбираем главу государства
ФИЗМИНУТКА
В ХХ веке происходили страшные события. Это две ужасные войны.
2.(Сообщение детей) воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В средние века более 100 лет продолжалась война. Но две войны ХХ века занимают особое место в истории человечества. Это мировые войны. Так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы. (слайд)
Первая мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 12 сентября 1939 г. вторжением в Польшу Германия развязала Вторую мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стал СССР (Союз Советских Социалистических Республик) – именно он оказал решительное сопротивление врагу, а затем разгромил его. Мы понесли в этой войне очень большие потери.(слайд)
Учитель: В мае 1945 года (слайд) была разгромлена фашистская Германия, развязавшая Вторую мировую войну. Люди , к сожалению, не сделали выводов после двух войн. И было создано самое страшное оружие атомное и бактериологическое.(слайд) 6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на японский город Хиросиму. Около 140 тысяч жителей города погибли сразу во время взрыва. 60% зданий было превращено в пыль, остальные разрушены. Город перестал существовать. Спустя три дня вторая бомба была сброшена на Нагасаки. Число погибших составило 74 тысячи .(слайд)
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст.
Бумажного журавлика товарищ мне привез.
С ним связана история, история одна-
про девочку, которая была облучена.
Двухлетняя японская девочка Садако Сасаки находилась в двух километрах от места падения бомбы. Взрывной волной ее выбросило из окна, она чудом осталась жива. У Садако скоро появились первые признаки лучевой болезни, она была госпитализирована, врачи поставили страшный диагноз-лейкемия. Рак крови. Двенадцатилетней девочке осталось жить меньше года. Подруга Садако во время очередного визита принесла с собой бумагу для оригами, сделав бумажного журавлика из нее, она поведала старинную японскую легенду. Согласно легенде. Если сложить из бумаги тысячу журавликов, то сбудется любое желание. Желание принесет в клюве журавль, который живет 1000 лет. Журавль «цуру» - птица счастья в и долголетия в Японии. И маленькая девочка, которая толком не видела жизни, поверила в красивую сказку, как поверил бы каждый из нас, столкнувшись лицом к лицу с обликом смерти. Стоит только удивляться, как сильно было желание жить в маленькой девочке, сколько силы воли и мучений было в ней, чтобы делать бумажных журавликов из последних сил, каждую свободную от боли минуту. 25 октября 1955г. японская девочка Садако Сасаки , выжившая после атомной бомбардировки в г.Херосима, умерла от лейкемии. Она не успела сделать 1000 бумажных журавликов, их было только 644…
Но девочка не выжила и вскоре умерла,
и тысячу журавликов не сделала она,
последний журавленочек упал из мертвых рук-
и девочка не выжила, как тысячи вокруг.
Друзья Садако закончили работу за не, и она была похоронена вместе с 1000 журавликов. Которые дарили ей надежду. История мужественной девочки, надеявшейся до последнего на чудо, поразила многих, и на ее похороны прилетело более 1000 бумажных журавлей со всех уголков мира, как символ будущего без войны. В Парке Мира(слайд) в г.Хиросима установлен памятник Садако с бумажным журавликом в руке, который носит название «Детский памятник Миру». Надпись на памятнике гласит «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире.» .После урока, ребята, давайте и мы сделаем бумажного журавлика-как символ мира.»
(слайд) 26 июня 1945 года в Нью-Йорке (США) была создана новая международная организация Организация Объединенных Наций (ООН). Чем занимается организация давайте прочитаем текст в учебнике. Сохранение мира на Земле-первая задача ООН. В Уставе сказано. Что создана она в первую очередь для поддержания международного мира и безопасности. Если все-таки начинаются военные действия ООн стремится как можно быстрее их прекратить., разъединить воюющие стороны. Для этого есть специальные войска – их называют «миротворческими силами ООН», или просто «голубыми касками». Голубой цвет- это цвет мирного неба и кроме того, солдата в такой каске хорошо видно издалека. Он не скрывается, а как бы говорит «Я пришел помочь». К сожалению, в последнее время на Земле очень много «горячих точек» - мест, где идут боевые действия.
ФИЗМИНУТКА
Учитель:Какие еще изменения произошли в ХХ веке. Прочитайте последний абзац в учебнике и дайте мне ответ на этот вопрос.(слайды) Правильно, изменились фотографии, одежда и быт людей, изменились города. Появились самолеты, в каждом доме теперь есть холодильники, телевизоры, компьютеры. Ученые сделали важнейшее открытие. Открыли мир частиц, не видимый глазу.
Но еще об одном важнейшем историческом событии ХХвека мы хотим рассказать, был покорен космос.(слайд)
4 .(Сообщение детей) 12 апреля 1961г.Юрий Гагарин полетел в космос.
Великий Гагарин простился с Землею,
и в космос взлетел на ракете стрелою.
С «Востока» взглянул он на нашу планету-
планета казалась размером с монету.
Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре. Который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял и Икар погиб.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал (слайд) Константин Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
Эстафету у Циолковского (слайд) принял Сергей Королев. Под его руководством было построено множество космических аппаратов -искусственных спутников Земли и космических кораблей.
(слайд)4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки. С помощью собак ученые выяснили, что в невесомости можно жить.
(слайд) 12 апреля 1961г. Юрий Гагарин на корабле «Восток» сделал один виток вокруг Земли. В 1965г. Алексей Леонов в специальном скафандре впервые вышел в открытый космос. 21 июля 1969г. американские астронавты высадились на Луну. Освоение космоса продолжается.
Учитель: (слайд) сейчас главная задача человечества: охрана окружающей среды, борьба с международным терроризмом, преодоление бедности.
4.Закрепление изученного (слайд)
Итак, повторим все то, о чем говорили на уроке.(Правильные ответы появляются на слайде)
Какой отрезок времени самый короткий?
С какого времени мы ведем отсчет истории Новейшего времени?
Кто первым достиг Северного полюса?
Кто первым побывал на Южном полюсе?
Что произошло в 1917 году?
Назовите самые страшные войны ХХ века.
Каких успехов достигли ученые?
Какое историческое событие произошло в 1961гоу?
Какую организацию создали после Второй мировой войны?
Молодцы!
5.Рефлексия (Прием «Снежный ком»)
Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Расскажите, что больше всего запомнилось.
6.Оценивание. Домашнее задание.