Комплекс заданий для формирования какого- либо языкового понятия.


Комплекс заданий для формирования какого- либо языкового понятия.
6 класс.
Степени сравнения имен прилагательных.
Задание 1.
Цели: знать способы образования прилагательных в форме простой сравнительной степени, изменение прилагательных в этой форме; уметь образовывать простую сравнительную степень прилагательных; находить чередование звуков при образовании простых форм сравнительной степени.
Устно образуйте от прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень.
1.Друг денег (дорогой). 2. (Честый) счёт, (крепкая) дружба. 3. Живое слово (дорогое) мёртвой буквы. 4. Добрая слава (дорогая) богатства. 5. Иная похвала (плохая) брани. 6. Из двух зол выбирай (малое). 7. Куда б ворона ни полетела, везде она будет (плохая) сокола. 8. Ласковое слово (хорошее) мягкого пирога.
Задание 2.
Цели: знать способы образования и изменения прилагательных в форме составной сравнительной степени; уметь образовывать составную сравнительную степень прилагательных.
Образуйте составную форму сравнительной степени имён прилагательных.
Запишите её рядом с исходным прилагательным.
Мужественный —
Зд...ровый —
Образованный —
Профессиональный —
Старый — _______________________________________________________
Талантливый —

Задание 3
Цели: знать способы образования превосходной степени имен прилагательных; соблюдать нормы употребления.
Рядом с прилагательными в исходной форме напишите их в форме простой и составной превосходной степени. Обозначьте суффикс у прилагательных в простой превосходной степени.
Прекрасный — прекраснейший, самый
1.Смелый —
Умный —
Образованный —
Забавный —
Усердный —
Добрый —
2. Свежий —
Крепкий —
Кроткий —

Задание 4.
Цели: знать нормы употребления форм превосходной степени;
синтаксическая роль прилагательных, употребленных в формах превосходной степени.

Прочитайте текст. О каких народных праздниках вы раньше не слышали?
Расставьте недостающие знаки препинания, выполните орфографическое задание.
Над прилагательными в форме превосходной степени надпишите прев., подчеркните эти прилагательные как члены предложения.
Зимние народные праздники.
Стел...т в д...кабр... зима белые х...лсты. Моро(с,з) (на)водит м...сты через реки. З...вут этот мес...ц студень стужайло снежань. Всё успокоилось под бел...й п...л...ной до срока. Всё отдыха...т до красн...й в...сны.
Д...кабрь гв...здит м...стит пр(и,е)к...лачива...т. Г...товит д...рогу для одного из самых б...лыиих и в...сёлых народных праз(?)ников в г...ду — святок. Длят(?)ся они две н...дели. Ведь зимн... святки, самый главный праз(?)ник зимы, — это не один, а целых три праз(?)ника.
25 д...кабря (7 янв...ря по новому стилю) — Рождество Иисуса Христа. Этот праз(?)ник святки начина...т. (На)кануне Рождественский сочельник. Слово «сочельник» прои(з,с)ходит от названия главнейшего кушанья (в)канун Рождества — «сочива». Сочиво — пос(?)ная каша из ячменя пш...ницы риса, политая конопляным маслом маковым или ореховым соком и мёдом.
1 января — Новый год (14 января — Старый Новый год). (На)кануне — «щедрый вечер»: чем лучше встретиш(?) год, тем щедрее он буд...т на ур...жай.
6 января (19 января по новому стилю) — Крещение Иисуса Христа. Этим праз(?)ником святки к...нчают(?)ся.
Две недели б...гут радос(?)ные праз(?)ничные дни. Издавна сч...тали, что они особен(?)ые.
От данных прилагательных образуйте форму сравнительной степени.
Б...гряный — б...грянее; б...рюзовый, б...рдовый, в...ликолепный, г...лубой, д...вольный, з...лёный, зд...ровый, изумительный, милый, мудрый, образованный, орган...зованный, профессиональный, ровный, румян(?)ый, светлый, талантл...вый, т...ропливый, уникальный, эк...ном- ный.

Задание 5.

Цели: уметь находить прилагательные в сравнительной и превосходной степени, подчеркивать их как члены предложения.
Озаглавьте текст. Разделите его с помощью знака Z на абзацы.
Выполните орфографическое задание. Найдите прилагательные в сравнительной и превосходной степени, надпишите над ними ср. или прев., подчеркните их как члены предложения.
(Для заголовка)
В сказк... про Маугли самый пр...тивный — даже не тигр Шерхан,
к..варный и кров...жадный, а ш...кал Табаки, его пр...хлебатель. Как можно пр...смыкат(?)ся перед более сильным ради каких-то об...едков!
Но вот что инт...ресно: Редьярд Киплинг, автор «Книги джунглей», если что и пр...сочинил, то совсем немного. Уч...ные относ...т шакала к «вторичным хищникам». То есть к таким, которые поедают остатки с «барского стола», мясо, добытое ч...жими зубами и когтями.
Некоторые сильные хищники, похоже, ничего (не)имеют против «свиты» более слабых пр...хлебателей. М...рскую хищницу акулу, к пр...меру, всегда сопровождает стайка юрких полосатых рыбёш...к — их ещё з...вут лоцманами. Лоцман, как заправский разве(т,д)чик, от(и,ы)скивает для акулы лакомую добычу. А она за это защ.-.щает его от других хищников.( Волкова)
Задание 6.
Цели: уметь опознавать тексты-описания, анализировать типичные языковые средства и композицию данного типа речи; определять синтаксическую роль прилагательных в сравнительной степени
Прочитайте текст. Как вы думаете, почему берёзу считают символом нашей Родины? Какой её видите вы — весной, летом, осенью, зимой?
Выполните орфографическое задание. Найдите и подчеркните волнистой линией антоним к слову огромнейшие (берёзы). У прилагательного в форме превосходной степени обозначьте суффикс. Подчеркните двумя чертами сказуемое, выраженное прилагательным в сравнительной степени.
Берёзы.
Много разных видов берё(с,з) р...стёт на нашей з...мле.
В Среди...й Ази... я вид...л огромнейшие берёзы, похожие на т...п...ля. Стройные, как мачты. Тёмная листва пр...жималась к ств...лам, и казалось, что это с...лдаты в х...р...шо подогнанных мундирах. Гренадеры его в...личества Солнца. На сев...ре р...стут карликовые б...рёзы. Им никак (не)удаёт(?)ся разогнуть стан и поднят(?)ся от з...мли.
Сохранилась карельская б...рёза. Её трудно отличить от обыкновенной б...р...давчатой, но только до тех пор, пока (не)спилят. Я вищ...л карельскую берёзу спиленной. Со(?)нца было в тот день мало, а на срезе тр...п...тал, прямо-таки жил небывалый цв...ток. Казалось, что он ра(з,с)цвёл внутри дер...ва, а само оно стало прозрачным. И вокруг лепестков — узор, будто кто-то там же, в глубине, (вы)резал тайные пис(?)мена.
Хоть и х...р...ша, хоть и д...р...га меб...ль из ч...рного и красного дер...ва, а из в...лнистой берёзы — радос(?)ней.
Много песен сл...жили о берёзоньке. Да и как о ней (не)петь песен?
Тёмен лес, неприступен, пасмурно, и вдруг — берёзы! Глянеш(?), и кажется: со(?)нце вышло.(В.Бахревский.)
Задание 7
Цели: уметь определять последовательность абзацев, чтобы получился текст, расставлять недостающие знаки препинания, определять синтаксическую роль прилагательных в форме превосходной степени.
Измените последовательность абзацев, чтобы получился текст.
Выполните орфографическое задание, расставьте недостающи е знаки препинания.
Подчеркните как определения имена прилагательные в форме превосходной степени.
Кухонная утварь.
Сег...дня всевозможная кухон(?)ая утварь есть в каждом дом... . А ещё пять в...ков назад она была редк...стью. Как самую б...льшую цен(?)ость переч...слял князь Иван Борисович Волоцкий посуду, которую ост...влял наследникам, — пять мисок, одна уксусница, одна с...лонка, одиннадцать ложек, три ст...кана, ск...в...рода с...ребряная...
Кстати, о ск...в...роде. Это самая древн...я п...суда чел...века. Ей почти 15 тысяч(?) лет. Первая ск...в...рода была толстой камен(?)ой плитой с чуть закруглёнными кр...ями. Ну, а сегодн...шние ск...в...родки... Чугун(?)ые и алюминиевые эмалированные и с особым непр...горающим п...крытием — тефлоном. На них жарят туш...т зап...кают.Пов...р Альфонсо Гонсалес на огромнейшей ск...в...роде взял да и п...р...плыл Атлантический океан!
Вот на что способна старушка ск...в...рода!